Павел Миков: «Никакие информационные сети не заменят живого человеческого общения». Интервью для краевой газеты "Звезда" 

04 октября 2019

Пермская краевая газета "Звезда"

Павел Миков: «Никакие информационные сети не заменят живого человеческого общения»

https://zwezda.su/society/2019/pavel_mikov_nikakie_informatsionnye_seti_ne_zamenyat_zhivogo_chelovecheskogo_obshcheniya_934

4 октября 2019
    

День пожилого человека традиционно дал начало целому месячнику мероприятий, адресованных старшему поколению. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков рассказал «Звезде», как развивается краевой проект «Активное долголетие», о поручениях губернатора минфину и минсоцразвития и о том, где следует приложить свои силы цифровым волонтерам.

Кому нужен волонтёр

– Павел Владимирович, какие особенности имеет защита прав пожилых людей в цифровую эпоху?

– Как нередко бывало в нашей истории, у нас не было цифровой эволюции, а случилась цифровая революция. На наших глазах и при нашем участии взаимодействие по всё большему кругу услуг переходит в цифровую среду, это касается в том числе и отношений с государством. Вместе с тем, мы должны предусмотреть, чтобы общепринятое «аналоговое» общение, распространение официальной информации в привычном печатном виде не исчезали, а сохранялись бы столько времени, сколько это будет востребовано. Широта распространения всевозможных курсов компьютерной грамотности для пенсионеров показывает, что власть и добровольческие организации понимают масштаб потребности. Наибольший потенциал, на мой взгляд, имеется у сообщества цифровых волонтеров, которые минувшей весной помогали пенсионерам и ветеранам подключаться к цифровому телевидению. Думаю, что это движение не должно исчезнуть. Молодые люди смогут принести большую пользу обществу, объясняя пожилым людям, как пользоваться банковскими услугами на новом технологическом этапе, рассказывая о социальных сетях и обучая правилам безопасного поведения в них.

– С какими проблемами к вам чаще всего приходят люди преклонных лет?

– Обращения пожилых людей составляют около трети от общего числа. Причем это как раз те случаи, когда никакие информационные сети не заменят живого человеческого общения. Им важен личный контакт, разговор «глаза в глаза». В среднем на прием у нас отводится 15–20 минут, но пожилых людей мы не ограничиваем во времени. Сотрудники нашего аппарата готовы терпеливо выслушать длинный, нередко путаный рассказ и дать полезный совет. Наибольшее количество обращений связано с проблемами ЖКХ. С началом мусорной реформы возникли вопросы и по этому поводу. Граждане недоумевают из-за несоразмерности объема мусора и платы за услугу по его вывозу. Ну, много ли мусора от одиноко живущего старика? Небольшой пакетик. А платить, между тем, приходится с жилплощади… И в этом отношении мы их озабоченность поддерживаем. Вторые по количеству – проблемы, связанные с пенсионным обеспечением. Также много вопросов по правам потребителя.

«Государство сделало, но...»

– В 2008 году, перед 65-летием Победы, государство взялось наделить ветеранов Великой Отечественной войны и их вдов, нуждавшихся в улучшении жилищных условий, благоустроенным жильем. Насколько реализован этот социально значимый проект?

– Теперь обращения по поводу того, что кого-то обошли положенными квадратными метрами, единичны. Когда такой случай выявляется, как правило, в малых городах и районах края, за него сразу берутся специалисты минсоцразвития, и вопрос урегулируется в индивидуальном порядке. Можно констатировать, что государство практически целиком выполнило взятые на себя тогда обязательства. Сейчас встает другая проблема – необходимости ремонта предоставленных жилых помещений. На момент выделения их состояние было удовлетворительным, но с тех пор прошло время, жилье ветшает... Выход мы видим в предоставлении нуждающимся единовременной материальной помощи, так, как это уже было сделано пять лет назад. Правительство и Законодательное собрание вправе предусмотреть такой тип пособия в бюджете края на 2020–2022 годы.

Полученный опыт следует применить к реабилитированным гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий и которые также нуждаются в улучшении условий проживания. В среднем в год на эту категорию выделяется около 40 миллионов рублей, что позволяет обеспечить жильем примерно 30 семей. Между тем, на учете состоит 180 таких семей, и самому старшему гражданину из этой группы сейчас девяносто девять лет... После беседы об этом с Максимом Решетниковым, глава региона дал поручение минфину и минсоцразвития при разработке проекта бюджета на следующий период изыскать необходимый объем средств, чтобы решить эту проблему в обозримый период, лучше всего в три года.

Пробуждение талантов

– Активный образ жизни – лучшее средство от многих болезней. Что делается в крае для пенсионеров, которые хотят открывать для себя новые места, встречаться с интересными людьми?

– На это направлен краевой проект «Активное долголетие» – часть национального проекта «Старшее поколение». Недавно открылся «Центр серебряного волонтерства», который возглавил Сергей Степанович Туснин, в прошлом – учитель. Надеюсь, он охватит своей деятельностью не только краевой центр, но и регион в целом. Минувшим летом представители старшего поколения опробовали туристический проект «Не сиди дома». С его помощью с достопримечательностями родного края ознакомились более 2,5 тыс. человек, и их замечания и наблюдения помогли усовершенствовать начинание. Нужно отметить, что наиболее привержены активному образу жизни представительницы прекрасного пола. И это – проблема. Дамам следует стаскивать с диванов мужчин и побуждать их шевелиться. Без этого участия всякая власть бессильна.

Пенсионеры, увлеченные краеведением, приобщаются к культуре и искусству, открывают в себе новые таланты, вносят весомый вклад в изучение истории родных мест. Кстати, приглашаем всех желающих на ее презентацию книги Федора Соловьева «Как мы жили и служили», которая состоится в городской библиотеке им. А. С. Пушкина 15 октября в 14 часов. Мы оказали содействие изданию этой книги. Ее автор, которому сейчас за восемьдесят, написал о жизни молодежи в 1930–1950-е годы – времена его детства и юности.

Знание – сила

– Традиционно в первые дни октября стартует марафон правовых знаний для людей пожилого возраста, который проводится по вашей инициативе. Какие знания получат наши сограждане в его рамках?

– Правовой марафон мы организуем третий год подряд. Стержнеобразующим событием являются Дни бесплатной юридической помощи, которые проходят с участием специалистов минсоцразвития края, минздрава, Пенсионного фонда РФ, Инспекции Госжилнадзора, Главного управления МВД РФ по краю и прочих ведомств. В ходе консультаций жители края получат ответы на все правовые вопросы, которые их волнуют, – от тарифов на услуги ЖКХ до прав потребителя. Первые Дни пройдут в общественных центрах Ленинского района Перми: 7 октября – в центре «Энергия» (ул. Монастырская, 96), 9 октября – в центре «Совет» (ул. Борчанинова, 8). Я лично проведу прием в Верхне-Курьинском геронтологическом центре, и также мы проведем совместные приемы с депутатом ЗС Татьяной Шестаковой и с руководством Отделения пенсионного фонда. Планируются выезды на территории края – как сотрудников нашего аппарата, так и межведомственные, и множество других мероприятий. Выйдет в свет брошюра «Права пожилых граждан в вопросах и ответах».

Государственная приемная Уполномоченного по правам человека в Перми:

г. Пермь, ул. Куйбышева, 8, тел. (342) 237-59-00.

Прием граждан ведут сотрудники аппарата Уполномоченного без предварительной записи: каждый вторник с 10.00 до 13.00 и каждый четверг с 17.00 до 20.00.

Уполномоченный по правам человека принимает граждан по предварительной записи. Запись производится у сотрудников аппарата в приемные дни.

Эл. почта: ombudsman@uppc.permkrai.ru

Сайт: http://ombudsman.perm.ru