02.04.2002 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратился заместитель председателя Пермского областного совета профсоюзов Гильмутдинов И. Я.

02 апреля 2002
В своем заявлении Гильмутдинов И. Я. обращает внимание Уполномоченного по правам человека в Пермской области, на то, <что статья 3 Трудового кодекса РФ запрещает дискриминацию в сфере труда, а именно введение со стороны работодателей ограничений в трудовых правах в зависимости от пола, возраста, национальности, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Однако, СМИ публикуют объявления о приеме на работу, в которых руководители организаций незаконно устанавливают такие ограничения (перечень публикаций прилагается).

В целях защиты конституционного права граждан на труд, Пермский областной совет профсоюзов просит принять меры по предупреждению подобных правонарушений>.

Уполномоченным по правам человек было подготовлено заключение в адрес Руководителя государственной инспекции труда М. Н. Рахматуллина.

Заключение Уполномоченного по правам человека в пермской области <О нарушении статьи 3 Трудового кодекса РФ>.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратились представители Пермского областного совета профсоюзов. В заявлении содержится сообщение о том, что средства массовой информации публикуют объявления о приеме на работу, в которых руководители организаций устанавливают ограничения, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Конвенция МОТ № 111 "О дискриминации в области труда и занятий" содержит запрет дискриминации в сфере труда. Эта Декларация является обязательной для государств - членов МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций.

Согласно п.1 ст. 37 Конституции РФ <Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию>.

Содержание ст.3 Трудового кодекса РФ полностью соответствует Конвенции МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий", действующей на территории РФ, Конституции РФ. В соответствии со ст.3 Трудового кодекса РФ <Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника :>.

Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при оплате (других условиях) труда. Трудовой кодекс не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство прав в сфере труда. Это означает, что любой мотив, а не только упомянутый в ст. 3 Трудового кодекса, является нарушением равных возможностей в сфере труда, если он не относится к деловым качествам работника.

Ограничения по возрастным, половым признакам, вводимые работодателями не позволяют гражданам <свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию>, что является нарушением права на труд гарантированного Конституцией РФ.

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ <Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда>. На основании вышеизложенного прошу Вас:

- в порядке ст.356 Трудового кодекса, принять меры по предупреждению установления работодателями подобных ограничений в трудовых правах;

- дать оценку публикации подобного рода объявлений, содержащих ограничения в трудовых правах;

- дать официальные разъяснения представителям средств массовой информации, работодателям, о недопустимости публикации объявлений содержащих, ограничения в трудовых правах непредусмотренных федеральным законодательством.

В соответствии со ст.21 Закона Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>: <должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, обязано рассмотреть его и письменно уведомить Уполномоченного о принятых мерах.

Не допускается замена мотивированного ответа отсылкой к другим должностным лицам, государственным органам, органам местного самоуправления>.

На основании вышеизложенного предлагаю:

1. Рассмотреть Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермской области.

2. Принять необходимые меры для устранения имеющихся нарушений трудового законодательства.

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области

С.Н.Матвеев

23.09.2002 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступил ответ от Руководителя Государственной инспекции труда, главного государственного инспектора труда в Пермской области М. Н. Рахматуллина:

<Ваше заключение о нарушении ст. 3 ТК РФ рассмотрено.

28 марта 2002 г. на семинаре <Новый Трудовой кодекс РФ>, проведенном Пермской областной организацией союза журналистов и Государственной инспекцией труда, редакторы печатных и электронных СМИ ознакомлены содержанием ст. 3 ТК РФ, запрещающей дискриминацию в сфере труда. Особое внимание уделено объявлениям о приеме на работу, в которых работодатель устанавливал ограничения или преимущества в зависимости от пола, возраста, места жительства.

В целях профилактики нарушений ст. 3 ,64 ТК РФ, Государственной инспекцией труда приняты следующие меры:

1. Руководителю пресс-службы губернатора области Ю. М. Верхоланцеву направлено письмо с разъяснением требований ст. 3 ТК РФ и предложением довести это разъяснение до сведения руководителей СМИ области.

2. Аналогичное разъяснение направлено в Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Пермской области, с целью предупреждения установления работодателем ограничений в трудовых правах.

3. Государственным инспекторам труда дано указание уделять особое внимание соблюдению ст. 3 и ст. 64 ТК РФ при проведении проверок, а также в обязательном порядке разъяснять работодателям требования этих статей>.