16.09.2002 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области С. Н. Матвеев направил Председателю Законодательного Собрания Пермской области Н. А. Девяткину текст Обращения Законодательного Собрания Пермской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации .

16 сентября 2002
Проект Обращения Законодательного Собрания Пермской области в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации <О проблемах, возникающих при исполнении Федерального Закона <О гарантиях и компенсациях донорам, сдающим кровь на платной основе>.

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

30.12.01г. принят Трудовой Кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ, который вступил в силу с 01.02.2002 г.

С принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации возникла проблема оплаты льгот и компенсаций донорам, сдающим кровь и ее компоненты на платной основе.

Как следует из ст.1 Закона РФ № 5142-1 от 09.06.1993 г. <О донорстве крови и ее компонентов>: <донорство может быть безвозмездным и платным>.

Статьей 9 вышеназванного закона, льготы предоставляются как платным, так и безвозмездным донорам: <в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования работник, являющийся донором, освобождается от работы на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности с сохранением за ним среднего заработка за эти дни. Военнослужащий, являющийся донором, освобождается от несения нарядов, вахт и других форм службы.

В случае, если по соглашению с администрацией работник, являющийся донором, в день сдачи крови вышел на работу (за исключением работ, связанных с особыми условиями труда), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха с сохранением за ним среднего заработка.

В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов донору предоставляется дополнительный день отдыха с сохранением за ним среднего заработка. Указанный день отдыха по желанию донора может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств соответствующего бюджета>.

Кодекс законов о труде РФ от 09.12.1971 г., как и вышеназванный Закон № 5142 - 1 от -9.06.1993 г., в плане предоставления льгот работникам, являющимся донорами, не разграничивал донорство на платное и безвозмездное. Так, статьей 114 Кодекса законов о труде РФ от 09.12.1971 г. для доноров, сдающих кровь и ее компоненты, как на платной, так и безвозмездной основе были предусмотрены следующие льготы: <администрация предприятий, учреждений, организаций обязана беспрепятственно отпускать работников в учреждения здравоохранения в день обследования и в день сдачи крови для переливания и сохранять за ними средний заработок за эти дни.

Работникам, являющимся донорами, предоставляется непосредственно после каждого дня сдачи крови для переливания день отдыха с сохранением среднего заработка. По желанию работника этот день присоединяется к ежегодному отпуску>.

В настоящее время ст. 186 Трудового кодекса РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2002 года, установлено, что <В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы.

В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха.

В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение календарного года после дня сдачи крови и ее компонентов.

При безвозмездной сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха>.

В соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ законы и иные нормативные правовые акты РФ, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Таким образом, в связи с принятием Трудового кодекса РФ, вопрос о том, из каких средств и каким органом будут оплачены вышеуказанные компенсации платным донорам, остался неразрешенным.

Необходимо отметить, что доноры, сдающие кровь и ее компоненты на платной основе составляют большую часть доноров. На сегодняшний день количество платных доноров сократилось и можно предположить, что число платных доноров будет сокращаться и в дальнейшем, что в свою очередь может привести к сокращению банка крови на станциях переливания крови.

Ранее Уполномоченный по правам человека в Пермской области направлял обращения по данной проблеме в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

По мнению заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации В.К.Варова <вопросы об органах и организациях, которые должны будут производить донорам, сдающим кровь на платной основе, соответствующие выплаты, а также о порядке предоставления этих выплат, должны быть урегулированы путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации <О донорстве крови и ее компонентов>.

По поручению Первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К.Слиска в Комитете по труду и социальной политике было рассмотрено Обращение Уполномоченного по правам человека в Пермской области. Председатель Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы сообщил, что предложение, содержащееся в Обращении <может быть внесено в соответствии с Конституцией Российской Федерации надлежащим субъектом права - законодательной инициативы в виде законопроекта о внесении дополнения в Трудовой Кодекс российской Федерации. В случае внесения в Государственную Думу соответствующего законопроекта он будет рассмотрен в Комитете по труду и социальной политике в установленном порядке.

Уполномоченным по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеевым в адрес Законодательного Собрания Пермской области были представлены материалы, свидетельствующие о сокращении численности платных доноров в связи с введением в действие ст. 186 Трудового Кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации <О гарантиях и компенсациях донорам, сдающим кровь на платной основе>.

Из письма исполняющего обязанности начальника Управления здравоохранения Администрации Пермской области № 1333 от 28.05.02 г. следует:

< - количество доноров, сдавших кровь на платной основе в 1 квартале 2001г. - 5 501 человек;

количество доноров, сдавших кровь на платной основе в 1 квартале 2002 г. - 4 903 человека;

январь - 2 428

февраль - 1 393

март - 1 082

Таким образом, количество платных доноров уменьшилось в 1 квартале 2002 г. по сравнению с 1 кварталов 2001г. на 598 человек, что составляет 10,8%.>.

Из письма Первого заместителя начальника управления здравоохранения Администрации Пермской области № 2181 от 04.09.2002 г. следует:

<Во втором квартале 2002 г. число доноров, сдавших кровь за денежную компенсацию, уменьшилось по сравнению с первым кварталом 2002 г. на 700 человек. Таким образом, заготовка крови от платных доноров уменьшилась на 14 %.

Сложившаяся ситуация не способствует обеспечению безопасности донорской крови, т.к. затруднено проведение карантинизации плазмы (на карантин закладывается плазма от кадровых доноров, которые обычно и получают денежную компенсацию)>.

По мнению Управления здравоохранения Администрации Пермской области, <: в последующих кварталах 2002г. ожидается дальнейшее снижение числа платных доноров, поскольку Трудовой кодекс действует с 1 февраля 2002г. и еще не все доноры информированы об изменениях в законодательстве>.

На основании вышеизложенного, можно сделать выводы:

1. В связи с введением в действие ст. 186 Трудового Кодекса РФ значительно сократилось количество доноров, сдающих кровь за денежную компенсацию, тогда как безвозмездное донорство дает лишь 30% от общего числа заготавливаемой крови.

2. Дальнейшее сокращение числа доноров приведет к острому дефициту крови и ее компонентов на станциях переливания крови и в ЛПУ.

Считаем необходимым уведомить Вас о сложившейся ситуации и предлагаем Вам принять правовые меры для ее разрешения., что в связи с введением ст.186 Трудового Кодекса РФ уменьшилось количество доноров, сдающих кровь за денежную компенсацию.