28.10.2002 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил обращение в ГУИН МЮ РФ по Пермской области.

28 октября 2002
Текст обращения в ГУИН МЮ РФ по Пермской области.

В связи с многочисленными жалобами лиц, отбывающих наказания на территории Пермской области на действия (бездействие) должностных лиц учреждений исполняющих наказание прошу разместить в ближайшем номере газеты <Преступление и наказание> информацию следующего содержания:

<В связи с многочисленными обращениями в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области, лиц, отбывающих наказание, с просьбами разъяснить порядок обжалования действий (бездействия), решений должностных лиц учреждений исполняющих наказание считаю необходимым сообщить следующее.

Одной из действенных форм поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний является судебный контроль. Его юридическими основами являются нормы уголовного, уголовно - процессуального и уголовно - исполнительного права.

В соответствии со ст.20 УИК РФ <суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно - досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида исправительного учреждения.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания>.

В данной статье предусматривается право суда рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Располагая гарантированными правами и свободами граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами во все властные, управленческие, судебные, общественные и иные структурные подразделения государства, в том числе с жалобами на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 12 УИК РФ).

Суд не вправе отклонить жалобы или иные заявления осужденных под предлогом неподсудности категории дел с участием лиц, отбывающих наказание, так как это противоречит правовому положению осужденных согласно закону. В то же время администрация исправительных учреждений обязана проводить разъяснительную работу среди осужденных. Им разъясняется, что учреждения и вышестоящие органы управления уголовно - исполнительной системы располагают всеми возможностями и условиями для соблюдения порядка исполнения наказания в точном соответствии с требованиями законов и любое отклонение от этих требований может быть решено по месту отбывания наказания или вышестоящими органами управления.

Согласно ст.21 УИК РФ <за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами>.

Ведомственный контроль и проверка исполнения законов и иных нормативных правовых актов и принятых на их основе решений осуществляется учреждениями и органами, исполняющими наказания. Они контролируют все направления работы по реализации требований законов и иных нормативных правовых актов относительно процесса исполнения наказания (режима в исправительных учреждениях, организации труда осужденных и их трудовой занятости, проведения с ними воспитательной работы, их общеобразовательного и профессионального обучения и т.д.) в течение всего периода отбывания осужденными наказания. Таким образом, с жалобами на действия (бездействия), решения должностных лиц учреждений исполняющих наказание осужденные вправе обратиться в вышестоящий орган (ГУИН МЮ РФ по Пермской области, МЮ РФ).

В контроле за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, также большое значение имеет прокурорский надзор. В соответствии со ст. 22. <прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации">.

Порядок осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, регламентируется Законом "О прокуратуре Российской Федерации" и законами об организации деятельности по исполнению наказания. Этими законами на прокуратуру возлагается задача осуществлять в пределах ее полномочий надзор за соблюдением учреждениями и органами, исполняющими наказания, установленного законом и иными нормативными правовыми актами порядка содержания осужденных и отбывания ими наказания. В сферу прокурорского надзора входит слежение за выполнением правовых норм, регулирующих режим содержания, охрану, организацию труда осужденных, порядок проводимой с ними воспитательной работы, их общеобразовательного и профессионального обучения.

В процессе надзора за соблюдением законности деятельности исправительных учреждений прокурор имеет право и обязан в пределах своей компетенции посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания, проверять соблюдение ими законов о содержании осужденных, непосредственно знакомиться с документами, являющимися основанием отбывания наказания осужденными, производить опросы осужденных. Он контролирует соответствие приказов, распоряжений, постановлений, регулирующих порядок и условия отбывания наказания, требованиям соответствующих законов, немедленно освобождает лиц, незаконно содержащихся в местах заключения, проверяет и утверждает законность в работе с предложениями, заявлениями и жалобами осужденных, рассматривает их, если они адресованы прокурору, в сроки, установленные законом.

Выполнение постановлений и предложений прокуроров по соблюдению установленных уголовно - исполнительным законодательством правил содержания осужденных и обращения с ними, является обязательным для всех учреждений и органов, исполняющих наказания.

На основании вышеизложенного следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц учреждений исполняющих наказание осужденные вправе обжаловать в вышестоящие органы исполнения наказания, органы прокуратуры, судебные органы.

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области

С.Н.Матвеев