В ходе деятельности Уполномоченного по правам человека в Пермской области были выявлены нарушения прав инвалидов, проживающих в домах-интернатах Пермской области. Материалы по теме:

23 января 2003
В марте 2002 г. адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступили жалобы о принудительном изъятии денежных средств у лиц, проживающих в домах-интернатах.

Изучив поступившую в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области информацию о нарушении прав граждан в сфере пенсионного обеспечения граждан, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил запросы в адрес Председателя комитета социальной защиты населения администрации Пермской области, в адрес Управляющего отделением пенсионного фонда РФ по Пермской области, запрос в адрес директора Пермского дома-интерната для ветеранов труда о проведении проверки законности и обоснованности передачи пенсионерами, проживающим в домах -интернатах, части своего пенсионного обеспечения учреждениям, в которых они проживают.

Уполномоченным по правам человека в Пермской области были получены ответы на запросы. В ответе и. о. председателя комитета социальной защиты населения Пермской области Е. С. Лопаевой сообщается, что <:До внесения изменений в действующие нормативные правовые акты в целях обеспечения наиболее качественного стационарного социального обслуживания Министерством труда и социального развития (письмо от 27.12.2001 г. № 942-АП) рекомендовано привлекать граждан, проживающих в интернатах, к участию в жизнедеятельности стационарных учреждений социального обслуживания>.

17.06.2002 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратилась группа ветеранов ВОВ, проживающих в Пермском доме-интернате для ветеранов труда.

Со слов заявителей, в Пермском доме-интернате на содержание лиц, находящихся в данном учреждении, удерживают 75% пенсии. Заявители как ветераны ВОВ получают две пенсии (по старости и по инвалидности), в связи с чем удержания производятся в двух видов пений.

Заявители просят разъяснить, правомерно ли производятся удержания из двух видов пенсий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.04.20022 г. № 244 <О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов> <плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания (далее именуются - учреждения), включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями.

Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75% установленной им пенсии>.

Для установления правомерности удержания платы за стационарное обслуживание заявителей Уполномоченным по правам человека в Пермской области было направлено ходатайство в адрес Председателя комитета социальной защиты населения администрации Пермской области о проверке обоснованности удержания платы за стационарное обслуживание в данном учреждении.

В ответе Председателя комитета социальной защиты населения администрации Пермской области Л. Е. Гириной сообщается, что <:понятие <установленная пенсия> включает в себя общую сумму назначенных в соответствии с действующим законодательством пенсий>.

Уполномоченным по правам человека в Пермской области был дан ответ ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Пермском доме-интернате для ветеранов труда:

<Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны!

По Вашему коллективному обращению в мой адрес с жалобой на удержание 75% обоих видов пенсий в счет оплаты за стационарное обслуживание сообщаю следующее.

Для разрешения данных жалоб по существу мною было направлено ходатайство в адрес председателя Комитета социальной защиты населения Пермской области Л.Е.Гириной.

Как следует из письма председат еля Комитета социальной защиты населения Пермской области Л.Е.Гириной № 35-03-5-237 от 23.08.2002 г., <расчет оплаты за стационарное обслуживание производится с учетом размера установленной пенсии, что определено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 <О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания> с дополнениями и изменениями. Постановлением Правительства РФ № 244 не конкретизировано какой вид пенсий учитывается при определении размера оплаты. На гражданина ведется одно пенсионное дело. Действующая программа суммирует все виды начислений. Получение денег происходит в одном месте, в один день, по одной накладной ведомости. Поэтому понятие <установленная пенсия> включает в себя общую сумму назначенных в соответствии с действующим законодательством пенсий:

Гражданин, финансируя стационарное обслуживание, оплачивает стоимость только своего содержания, так как она одинакова для всех проживающих в учреждении, а лицам, имеющим недостаточный уровень пенсионного обеспечения, недостающая до полной стоимости сумма компенсируется из бюджета>.

Считаю настоящее положение социально несправедливым и противоречащим конституционным принципам.

В результате инспекционной поездки в Пермский дом-интернат для ветеранов труда установлено, что для участников Великой Отечественной войны и других проживающих сумма оплаты за стационарное обслуживание является одинаковой. Однако, первая категория граждан, получая две пенсии, оплачивает свое содержание в доме-интернате в полном объеме, а другие проживающие, имея недостаточное пенсионное обеспечение, выплачивают часть установленной суммы, недостающая сумма компенсируется из бюджета.

В целях устранения противоречий мною направлено обращение к заместителю Губернатора Пермской области Т.И.Марголиной.

Кроме того, направлено ходатайство в адрес прокурора Пермской области А.Н.Кондалова о принесении протеста и отмене постановления Правительства РФ № 244 от 17.04.2002 г. <О плате за стационарное обслуживание>, а также о проведении комплексной проверки Пермского дома-интерната для ветеранов труда>.

20.11.2002 г. Уполномоченным по правам человека в Пермской обалсти было направлено обращение в адрес Генерального Прокурора РФ В. В. Устинова:

<Уважаемый Владимир Васильевич!

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области неоднократно обращались пенсионеры, проживающие в Пермском доме-интернате для ветеранов труда и Чайковском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

В своих обращениях заявители указали, что в домах-интернатах удерживают 75 % установленной пенсии за оплату стационарного обслуживания. Заявители получают два вида пенсии (по старости и по инвалидности), в связи с чем удержание производится с двух видов пенсии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 г. № 244 <О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов> <плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания (далее именуются - учреждения), включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями.

Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии>.

Для разрешения данных жалоб по существу Уполномоченным по правам человека в Пермской области было направлено ходатайство в адрес председателя Комитета социальной защиты населения Пермской области Л.Е.Гириной.

Как следует из письма председателя Комитета социальной защиты населения Пермской области Л.Е.Гириной № 35-03-5-237 от 23.08.2002 г., <расчет оплаты за стационарное обслуживание производится с учетом размера установленной пенсии, что определено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 <О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания> с дополнениями и изменениями. Постановлением Правительства РФ № 244 не конкретизировано какой вид пенсий учитывается при определении размера оплаты. На гражданина ведется одно пенсионное дело. Действующая программа суммирует все виды начислений. Получение денег происходит в одном месте, в один день, по одной накладной ведомости. Поэтому понятие <установленная пенсия> включает в себя общую сумму назначенных в соответствии с действующим законодательством пенсий:

Гражданин, финансируя стационарное обслуживание, оплачивает стоимость только своего содержания, так как она одинакова для всех проживающих в учреждении, а лицам, имеющим недостаточный уровень пенсионного обеспечения, недостающая до полной стоимости сумма компесируется из бюджета>.

В результате инспекционной поездки в Пермский дом-интернат для ветеранов труда нашли подтверждение факты, указанные в жалобе, об удержании 75% с обоих видов пенсий, установленных, в частности, ветеранам Великой Отечественной войны.

Выявлено, что для участников Великой Отечественной войны и других проживающих сумма оплаты за стационарное обслуживание является одинаковой. Однако, первая категория граждан, получая две пенсии, оплачивает свое содержание в доме-интернате в полном объеме, а другие проживающие, имея недостаточное пенсионное обеспечение, выплачивают часть установленной суммы, недостающая сумма компенсируется из бюджета. Кроме того, условия содержания и обслуживания для всех проживающих в Пермском доме-интернате одинаковы, что вызывает возмущение со стороны лиц, у которых удерживают 75 % с обоих видов пенсий.

Считаю настоящее положение социально несправедливым и противоречащим конституционным принципам.

Гражданам, получающим два вида пенсии, в частности участникам Великой Отечественной войны, ежемесячная государственная д енежная выплата предоставляется в целях компенсации им вреда, нанесенного здоровью. Учитывая ненадлежащее медицинское обеспечение в домах-интернатах, указанная категория граждан могли бы назначенную им пенсию по инвалидности расходовать на приобретение лекарств и других необходимых медикаментов. Однако плата за стационарное обслуживание в социальных учреждениях взимается с обоих видов установленной им пенсии, поскольку действующим законодательством не установлено, с какого вида пенсий удерживаются средства на оплату стационарного обслуживания.

В отношении другой категории граждан, получающих один вид пенсии, не имеющих заслуг перед Отечеством, предусмотрена компенсация из бюджета по оплате за стационарное обслуживание.

На основании изложенного, прошу Вас принести протест на постановление Правительства от 17.04.2002 г. № 244 <О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов>.

По обращению Уполномоченного по правам человека в Пермской области к Генеральному прокурору РФ В. В. Устинову по вопросу взимания платы за стационарное обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания был получен ответ из Генеральной прокуратуры РФ от помощника генерального прокурора РФ В. Я. Болышова:

<Ваше обращение вопросу взимания платы за стационарное обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания рассмотрено.

Плата за стационарное обслуживание установлена п. 7 ст. 24 Федерального закона <О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов>.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 г. № 244 <О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания> (далее - постановление) определено, что плата включат в себя затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений.

Таким образом, внося плату за стационарное обслуживание, гражданин оплачивает необходимый минимум затрат на сове содержание. Социальные услуги, в том числе медицинская помощь, оказываются нуждающимся бесплатно. В соответствии со ст. 1 Федерального закона <О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов> задачей социального обслуживания является прежде всего предоставление социальных услуг. Переложение обязанности по своему содержанию с граждан на учреждения социального обслуживания не соответствует требованиям законодательства.

В связи с этим представляется обоснованным, что граждане, доходы которых позволяют это делать, оплачивают установленный минимум затрат на сове содержание. Гражданам с более низкими доходами эти расходы компенсирует государство. Такое положение по нашему мнению, нельзя признать несправедливым.

Отсутствие в постановлении указания на то, с какого вида пенсии должна взиматься плата за стационарное обслуживание, не свидетельствует о его противоречии законодательству.

Изложенное не препятствует обжалованию действий работников учреждений социального обслуживания по взиманию платы в судебном порядке.

Помощник Генерального прокурора РФ В. Я. Болышов>.