Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

Новость за 29 января 2003 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
29 января 2003
В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратился гражданин К. с заявлением, в котором указал, что в доме по ул. Карпинского, 19-7 он проживает более 30 лет, однако администрацией Индустриального района г. Перми заявителю отказывают в прописке членов его семьи. В связи с этим при расселении дома ООО СК <Австром> гражданину К. предлагается жилье без учета членов его семь. Со слов заявителя, ранее он обращался в прокуратуру и администрацию Индустриального района, а также в администрацию г. Перми, но вопрос с пропиской не решен.



С учетом доводов заявителя Уполномоченным было направлено ходатайство прокурору Индустриального района г. Перми с просьбой проверить законность отказа в регистрации, а также затребованы объяснения с главы администрации Индустриального района г. Перми по существу обращения.

В письме от 29.11.2002 г. № 399-м/1 первый заместитель главы Индустриального района г. Перми Э. А. Панин указал, что распоряжением главы администрации района № 142 от 20.08.1998 г. регистрация по месту жительства в доме, подлежащем расселению, была ограничена.

В письме от 05.12.2002 г. № 381ж 02 прокурор Индустриального района г. Перми В. Л. Евченко сообщил, что, согласно представленных документов, жена гражданина К. проживает на ул. Левченко, 6-1. В случае перемены места жительства на ул. Карпинского, 19-7, ей надлежит обратиться с заявлением установленной формы в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения.

Уполномоченным был направлен запрос начальнику УПВС ГУВД Пермской области с просьбой проверить правомерность постановления главы администрации района об ограничении регистрации граждан в домах, подлежащих сносу.

29.01.2003 г. Уполномоченным в адрес Главы администрации Индустриального района г. Перми было направлено заключение <О нарушении прав на свободу передвижения и регистрации по месту жительства граждан, проживающих в Индустриальном районе г. Перми>, такое же заключение было направлено в адрес Главы г. Перми А. Л. Каменева для контроля за рассмотрением:

В мой адрес поступают многочисленные обращения граждан по вопросам получения отказов в регистрации по месту жительства в домах, относящихся к разряду ветхого жилья и подлежащих сносу.

Для рассмотрения сложившейся ситуации по существу был проведен анализ имеющихся документов, материалов и нормативно-правовых актов. Установлено следующее.

Регистрация граждан по месту их фактического проживания, например, в доме по ул.Карпинского, 19 запрещена на основании распоряжений главы администрации Индустриального района г.Перми № 142 от 20.01.1998 и № 296 от 25.07.2001.

Считаю, что указанные распоряжения не соответствуют основным нормам действующего законодательства, устанавливающим порядок учета и регистрации граждан по месту жительства в РФ, и в целом ограничивают права и свободы граждан, проживающих на территории Индустриального района в силу следующих причин.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации). Согласно ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.12), другими международно - правовыми актами.

Нормативное содержание названного конституционного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо, являясь его со бственник ом, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (ст.1 Федерального закона <О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ> от 25.06.1993 №5242-1). Согласно ст.8 указанного закона такие ограничения могут допускаться в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно - территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Данный перечень является исчерпывающим.Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти уполномочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства. В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Постановление от 17 июля 1995г.N 713).

Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от каких-либо условий, за исключением вышеназванных, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией Российской Федерации без каких-либо ограничений. Таким образом, отказ в регистрации в связи с тем, что жилье, в котором проживает гражданин или имеет намерение проживать признано ветхим, либо определено под снос противоречит Конституции Российской Федерации ( ч.1 ст.27).

Принятие подобных постановлений и распоряжений приводит к невыполнению гражданами своей обязанности по регистрации по месту жительства, а, следовательно, нарушает и право на выбор этого места жительства.

В соответствии со ст.21 Закона Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>: должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, обязано рассмотреть его и письменно уведомить Уполномоченного о принятых мерах в установленный 15-дневный срок.

Не допускается замена мотивированного ответа отсылкой к другим должностным лицам, государственным, органам местного самоуправления>.

На основании изложенного, предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее Заключение.

2. Отменить распоряжения № 142 от 20.01.1998 и № 296 от 25.07.2001

3. Обеспечить реализацию прав граждан, проживающих в Индустр иальном районе г.Перми на свободу выбора места жительства и создать необходимые условия для осуществления гражданами своей прямой обязанности по регистрации по месту жительства/пребывания, с учетом требований, утвержденных постановлением правительства РФ от 17.07.1995.

Ответ по данному заключению прошу направить в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области в 15-дневный срок, установленный Законом Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>.

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области

С.Н.Матвеев>.

27.02.2003 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступил ответ от исполняющего обязанности главы Индустриального района г. Перми В. С. Тафинцева на заключение У полномоченного <О нарушении прав на свободу передвижения и регистрации по месту жительства граждан, проживающих в Индустриальном районе г. Перми>:

<Сообщаем, что на основании Вашего заключения <О нарушении прав на свободу передвижения и регистрации по месту жительства граждан, проживающих в Индустриальном районе г. Перми> от 29.01.2003 г. № 69-717 П, распоряжение главы администрации Индустриального района г. Перми <Об ограничении регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в жилой фонд, признанный межведомственной комиссией ветхим> от 25.07.2001 г. № 296 - отменено>.

11.03.2003 г. Уполномоченным по правам человека в Пермской области было направлено ходатайство Главе г. Перми А. Л. Каменеву о проведении проверки соответствия действующему законодательству в части соблюдения прав граждан на свободу передвижения и выбор места жительства, нормативных актов, изданных главами районов г.Перми:

<Уважаемый Аркадий Леонидович!

Ранее в Ваш адрес Уполномоченным по правам человека было направлено Заключение о нарушении прав на свободу передвижения и регистрации по месту жительства граждан, проживающих в Индустриальном районе г.Перми.

Данное заключение было рассмотрено. Как следует из ответа исполняющего обязанности Главы г.Перми В.И.Цыганкова установлено, что <распоряжения главы администрации Индустриального района от 20.04.98 № 142 и от 25.07.2001 № 296, действительно изданы не в полном соответствии с действующим законодательством. : Главе администрации Индустриального района В.С.Тафинцеву указано на необходимость отмены распоряжения от 25.07.2001 № 296 и недопущения впредь нарушения прав граждан, в том числе и права на свободу передвижения и выбор места жительства>.

К Уполномоченному по правам человека неоднократно обращались жители г.Перми с жалобами на действия должностных лиц, в результате которых были ограничены их права на свободу передвижения и выбор места жительства (жители Ленинского, Дзержинского районов г.Перми). Таким образом, ситуация, сложившаяся в Индустриальном районе, характерна и для других районов города.

На основании изложенного прошу Вас провести проверку соответствия действующему законодательству в части соблюдения прав граждан на свободу передвижения и выбор места жительства, нормативных актов, изданных главами районов г.Перми.

Уполномоченный по правам человека

в Пермской области

С. Н. Матвеев>.
прием граждан СМИ приемные семьи конкурсы анонс Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного информационная безопасность детей Кудымкар Коми-Пермяцкий округ участие детей в принятии решений жилье Спасенное детство дискриминация память жертв репрессий круглый стол БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство конференции профилактика жестокого обращения с детьми ежегодный доклад НКО Большое жюри выселение из общежитий заключение о нарушении прав права детей труд инфраструктура семинар доклады ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина конференция 7-8 апреля 2016 российские и международные новости лето 2016 выборы 25 лет Конституции РФ колонии культура Всемирный день прав ребенка Презентация Общественная приемная Уполномоченного права детей местное самоуправление свобода выражения мнений конкурс общественные помощники Уполномоченного инвалиды медицина труд Ежегодный доклад-2016 детские дома восстановительное правосудие конференция религия ГУ МВД детский омбудсмен ксенофобия общественный контроль День защиты прав детей происшествие Всероссийский урок по правам человека-2017 vii Летняя школа по правам человека выборы2018 Пермский край День прав человека 10 декабря призыв свобода мирных собраний судебные приставы экология образование социальное сиротство просвещение мигранты законодательство календарь совещание медиация
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ