25.02.2003 г. Уполномоченным по правам человека в Пермской области в порядке законодательной инициативы направлен депутатам Законодательного Собрания Пермской области для подписания и последующего направления проект закона Пермской области .

25 февраля 2003
Проект

ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

Об общих принципах служебного поведения государственных служащих Пермской области

Настоящий закон направлен на обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими Пермской области должностных обязанностей, а также на исключение злоупотреблений на государственной службе.

Закон устанавливает общие принципы служебного поведения государственных служащих Пермской области по исполнению и соблюдению обязанностей и ограничений, установленных для них Законом Пермской области <О государственной службе в Пермской области>.

Настоящий закон распространяется на всех государственных служащих Пермской области. Каждый государственный служащий Пермской области должен принимать все необходимые меры для выполнения положений настоящего закона.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Государственный служащий

Государственный служащий Пермской области (далее государственный служащий) - гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Законом Пермской области <О государственной службе в Пермской области>, обязанности по государственной должности государственной службы Пермской области за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств областного бюджета.

Статья 2. Принципы служебного поведения

Принципы служебного поведения - нормы надлежащего служебного поведения, обеспечивающие добросовестное и эффективное исполнение государственными служащими должностных обязанностей и соблюдение установленных ограничений на основе соответствия служебного поведения общепринятым этическим нормам.

Государственный служащий, исходя из верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, исполняя свои должностные обязанности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, руководствуется также принципами служебного поведения, установленными настоящим законом.

Глава II. Обязанности государственного служащего по соблюдению принципов служебного поведения

Статья 3.Главенство прав и законных интересов граждан

Государственный служащий обязан:

1. исходить из необходимости безусловного признания, соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан, в отношении которых принимаются решения или осуществляются действия, в любых случаях: при принятии решений; в действиях по исполнению решений, принятых государственными органами, их руководителями; в неопределенных ситуациях; в ситуациях, требующих собственной инициативы;

2. не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и общественным организациям;

3. проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций, не допускать грубых высказываний как к обратившемся, так и к иным государственным служащим;

4. проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межпрофессиональному согласию;

5. соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового общения с гражданами.

Исполнение служебных обязанностей без соблюдения требований настоящей статьи является формальным и признается нарушением принципов служебного поведения.

Статья 4. Политическая деятельность

Государственный служащий при исполнении своих служебных обязанностей должен соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также не должен допускать лично, и предотвращать попытки третьих лиц по принуждению государственных служащих, по отношению к которым он осуществляет свои полномочия, к участию в деятельности политических партий и движений, иных общественных объединений.

Статья 5. Испол ьзование служебного положения и имущества

Государственный служащий должен воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном и добросовестном исполнении им должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, как на службе, так и во внеслужебное время, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

Государственный служащий не должен использовать свое служебное помещение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся.

Государственный служащий не должен предлагать обратившимся к нему гражданам, представителям организаций никаких платных или бесплатных услуг, оказания предпочтения или иных выгод, каким-либо образом связанных с его положением в качестве государственного служащего, если у него нет на это законного разрешения.

Государственный служащий должен принимать меры, к тому, чтобы управлять вверенным ему имуществом, службами и финансовыми средствами компетентно, экономно и эффективно.

Государственный служащий обязан не допускать использования указанных служб, средств и имущества во внеслужебных целях, если это не разрешено нормативными правовыми актами или обоснованным обычаем.

Статья 6. Использование информации

Государственный служащий может сообщать третьим лицам и использовать служебную информацию при выполнении служебных обязанностей только при в соответствии с действующими в государственном органе нормами и требованиями.

Государственный служащий обязан принимать все меры обеспечения гарантии безопасности обратившихся и соблюдения конфиденциальности информации, за которую он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением служебных обязанностей.

Государственный служащий не должен использовать не по назначению информацию, которую он получил при исполнении своих служебных обязанностей или в связи с ними.

Статья 7. Конфликт интересов

При угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, государственный служащий обязан принять меры по преодолению конфликта интересов в соответствии с настоящим Законом.

Государственный служащий признается лично заинтересованным в принятии решений, совершении действий при выполнении им своих должностных (служебных) обязанностей в интересах заинтересованных физических или юридических лиц, если:

1. государственный служащий является супругом либо близким родственником заинтересованного физического лица;

2. государственный служащий либо его супруг или близкий родственник является участником (членом) заинтересованного юридического лица;

3. супруг государственного служащего или его близкий родственник состоит в трудовых отношениях с заинтересованным юридическим лицом;

4. заинтересованное физическое или юридическое лицо является кредитором государственного служащего либо его супруга или близкого родственника.

Близким родственниками считаются родители, дети (в том числе, усыновленные), родные братья или сестры государственного служащего.

Статья 9. Преодоление конфликта интересов

Государственный служащий при угрозе возникновения конфликта интересов обязан:

1. принять меры к преодолению конфликта интересов, в том числе, не принимать решений, не совершать действий, в которых у него есть личная заинтересованность;

2. сообщить об этом своему непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другими государственным служащим обязан:

1. принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе, в рамках своей компетенции поручить другому государственному служащему принять решение , совершить действие, изменить должностные обязанности государственного служащего и др.

2. осуществить проверку законности и обоснованности принятого решения, совершения действия государственным служащим, и, в случае установления незаконности либо необоснованности решения, действия принять меры по отмене (обжалованию) такого решения, действия.

Статья 10. Публичные выступления

Государственный служащий обязан:

1. воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности и не вытекает из существа его деятельности;

2. соблюдать установленные и принятые в соответствии с настоящим Законом, в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

3. уважительно относится к деятельности представителей средств массовой информации по информированию населения о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении полной, объективной и достоверной информации.

III. Нарушение принципов служебного поведения

Статья 11. Нарушение принципов служебного поведения.

Нарушением принципов служебного поведения, наряду с вышеуказанными нормами, является использование государственным служащим служебного положения с целью получения лично или третьими лицами материальных или нематериальных выгод и преимуществ, не положенных ему (им) в силу Закона и не вытекающих из необходимости исполнения государственным служащих своих должностных обязанностей.

Государственный служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим законом, знакомиться с изменениями в нем и принимать необходимые меры для выполнения его требований.

Анализ и оценка соблюдения правил служебного поведения являются обязательными для руководителей государственных органов при проведении аттестации, квалификационных экзаменов, назначении на новую должность государственной службы, подготовке характеристике или рекомендации на государственного служащего.

Статья 12. Гражданский контроль

Государственные органы обязаны информировать граждан о принципах служебного поведения государственных служащих и принимать решения по обращениям граждан о фактах (предположениях о фактах) нарушений государственными служащими принципов служебного поведения.

IV. Заключительные положения

Статья 13. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.