13.03.2003 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области принял участие в депутатских слушаниях, проводимых по проекту Концепции закона Пермской области . В ходе заседания Уполномоченный представил свою позицию по данной Концепции:

13 марта 2003
Позиция Уполномоченного по правам человека в Пермской области по проекту Концепции закона Пермской области <О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите>

В соответствии с Всеобщей декларации прав человека <каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы>.

В Конституции Российской Федерации провозглашено, что <Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека>.

Одним из условий, позволяющим гражданам самостоятельно обеспечивать достойный уровень жизни, является реализация права каждого на труд (согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд и на защиту от безработицы).

Нужно отметить, что основополагающим конституционным принципом является государственная гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, запрет любых форм ограничения прав, в том числе, и по признаку социальной принадлежности, т.е. по уровню доходов.

Вместе с тем, существуют определенные категории граждан (инвалиды, родители детей-инвалидов, дети-сироты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и др.), которые в силу объективных и субъективных причин не являются <привлекательными> для работодателя. Указанные категории граждан не могут в полной мере реализовать свое право на труд, гарантированное Конституцией РФ. В связи с этим, необходимы дополнительные меры государственной поддержки и предоставление социальных гарантий для этих категорий.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит трудовое законодательство, а также вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Так, Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. № 197-ФЗ содержит основные принципы правового регулирования трудовых отношений, действующие на территории всего государства, а именно: защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; запрещение дискриминации в сфере труда; равенство прав и возможностей работников; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод и др.

Более детально гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в законе Российской Федерации <О занятости населения в Российской Федерации> от 19.04.91г. № 1032-1. Статья 13 закона говорит о том, что <государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы :>.

Квотирование рабочих мест - одна из наиболее эффективных (при условии создания работающей нормативной базы) государственных гарантий реализации права на труд.

Закрепление на уровне законодательства субъекта категорий граждан, для которых будут предусмотрены трудовые квоты, размер квоты, порядок ее предоставления и иные вопросы квотирования рабочих мест будет являться определяющей гарантией реализации права на труд и должно помочь компенсировать работодателям <непривлекательность> этих категорий при приеме на работу.

Для создания работающего механизма по квотированию рабочих мест необходимо, чтобы закон носил не декларативный характер, а закреплял обязанности работодателей, органов местного самоуправления, размер квоты и их ответственность за отказ от предоставления квоты, и был направлен на стимулирование работодателей по предоставлению рабочих мест для наиболее нуждающихся. Нужно отметить, что Концепция закона предусматривает указанные положения.

Учитывая это, принятие Концепции закона Пермской области <О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите>, позволит значительно повысить социальную защищенность указанных граждан.

Вместе с тем, хотелось бы остановиться на категориях граждан, нуждающихся в квотировании рабочих мест. На мой взгляд, необходимо предусмотреть обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов, родителей детей-инвалидов, детей-сирот и лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Так, по данным управления труда Пермской области в 2002 году возросла доля инвалидов в общей численности безработных: на 01.01.02г. - 5,4%, на 01.01.03г. - 5,7%; родители, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, составляют 37,5 % от общего числа безработных (за 2002 год их количество возросло с 5467 до 6494 человек).

Продолжается увеличение числа детей-сирот, обращающихся в службу занятости. Если в 2001 году их было 315, то в 2002 году - уже 474 человека. При этом, часть детей сирот, особенно выпускников детских домов, не имеют жилья, и в этих условиях, гарантия трудоустройства становится для них особенно актуальной.

В 2002 году произошло некоторое снижение числа граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание и обратившихся в службу занятости - с 1437 до 1395 человек. Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что у лиц, освобождающихся из мест лишения свободы проблема трудоустройства является одной из основных. Особенностью Пермской области является достаточно большое количество различных исправительных учреждений, и, как следствие этого, значительная часть лиц из указанной категории граждан после отбывания наказания остается проживать в Пермской области.

По инициативе Уполномоченного был разработан проект закона Пермской области <О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания>, предусматривающий, в том числе, и вопросы трудоустройства этих лиц. В связи с тем, что уголовно-исполнительное производство находится в исключительном ведении Российской Федерации, проект закона не был принят и Законодательным Собранием Пермской области было направлено обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости принятия соответствующего федерального закона.

Вместе с тем, закрепление на уровне области квоты для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, позволит устранить существующий пробел в законодательстве.

Таким образом, принятие Концепции будет основой для создания механизма квотирования рабочих мест для отдельных категорий граждан и контроля за процессом квотирования, позволит создать условия для реализации ими права на труд. Вместе с тем, считаю, что необходимо более четко подойти к определению категорий граждан, для которых будет осуществляться квотирование, определив приоритетными такие категории, как: инвалиды, родители детей-инвалидов, дети-сироты и лица, освобождающиеся из мест лишения свободы.