Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Новость за 14 марта 2003 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
14 марта 2003
В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение гражданки Х., в котором она обжаловала отказ главы местного самоуправления ЗАТО Звездный Пермской области в регистрации по месту жительства. Жалоба была принята Уполномоченным к рассмотрению. В целях проверки доводов обращения Уполномоченным был направлен запрос в адрес главы местного самоуправления ЗАТО Звездный Пермской области А.С.Королева.

Как сообщил А.С.Королев (№ 295 от 14.02.03), <в настоящее время, согласно <Положению об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации> гр. Х. права на регистрацию по месту жительства в ЗАТО Звездный не имеет>.

На основании рассмотрения всех документов 14.03.2003 г. Уполномоченным было направлено Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермской области <О нарушении прав граждан на регистрацию по месту жительства в ЗАТО Звездный Пермской области>:

Заключение Уполномоченного по правам человека

в Пермской области

<О нарушении прав граждан на регистрацию по месту

жительства в ЗАТО Звездный Пермской области>

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение гражданки Х., в котором обжалован отказ главы местного самоуправления ЗАТО Звездный Пермской области в регистрации по месту жительства.

Жалоба была принята Уполномоченным к рассмотрению. В целях проверки доводов обращения Уполномоченным был направлен запрос в адрес главы местного самоуправления ЗАТО Звездный Пермской области А.С.Королева.Как сообщил А.С.Королев (№ 295 от 14.02.03) <в настоящее время, согласно <Положению об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации> гр. Х. права на регистрацию по месту жительства в ЗАТО Звездный не имеет>.

Считаю, что основания отказа Х. в регистрации по месту жительства не соответствуют нормам действующего законодательства, устанавливающим порядок учета и регистрации граждан по месту жительства в Российской Федерации.

<В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации> (ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.12), другими международно-правовыми актами.

В части 1 ст.27 Конституции Российской Федерации также закреплено, что <каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства>. Нормативное содержание названного конституционного права включает:

1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации;

2) свободу выбора места пребывания;

3) свободу выбора места жительства.

Отказ в регистрации по месту жительства непосредственно затрагивает права граждан на свободу выбора места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо, являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (ст.1 Федерального закона <О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ>).

В соответствии со ст.4 закона Российской Федерации <О за кр ытом административно-территориальном образовании> <Органы местного самоуправления закрытого административно - территориального образования по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно - территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон>.

В исполнение вышеуказанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. N 655 принято Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации (далее Положение).

В соответствии с п.17 Положения <Въезд и проживание граждан на территории закрытого образования ограничиваются в соответствии с условиями особого режима. Разрешается производить регистрацию граждан согласно законодательству Российской Федерации>.

Пунктом 22 Положения предусмотрено, что <Въезд граждан для воссоединения семей может разрешаться в установленном порядке при наличии близких родственников, постоянно проживающих на территории закрытого образования>.

Доводы А.С.Королева о том, что <в соответствии с частью 2 ст. 53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя отнесены супруг нанимателя, их дети и родители. Так как гр. Х. к категории - <член семьи> не относится и не является внукам близким родственником, то в данном случае признак воссоединения семьи отсутствует, а значит право на въезд для постоянного проживания на территории ЗАТО Звездный в связи с воссоединением семьи она не имеет> нельзя признать обоснованными по следующим причинам.Во-первых, из смысла действующего законодательства Российской Федерации следует, что бабушка и внуки являются близкими родственниками (ст. 67 СК РФ, ст. 5 УПК РФ).

Во-вторых, в соответствии с упомянутой ч. 2 ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР кроме названных в ответе А.С.Королева <членов семьи>: супруга нанимателя, их детей и родителей, членами семьи нанимателя могут быть признаны <другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица : если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство>.

Как следует из материалов обращения, Х. кроме внуков не имеет других близких родственников. В настоящее время она, в связи с преклонным возрастом и плохим состоянием здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе, который в настоящее время и осуществляет ее внучка - Х., у которой заявительница фактически и проживает в настоящее время.

Таким образом, <элемент воссоединения семьи>, как необходимое условие регистрации в закрытом административно-территориальном образовании в данном случае присутствует.

На основании изложенного считаю, отказ А.С.Королева в регистрации гражданки Х. по месту жительства в ЗАТО Звездный не правомерен. В соответствии с п. 17 Положения заявительница должна быть зарегистрирована в ЗАТО Звездный согласно законодательству Российской Федерации.

В соответствии со ст.21 Закона Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>: <должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, обязано рассмотреть его и письменно уведомить Уполномоченного о принятых мерах.

Не допускается замена мотивированного ответа отсылкой к другим должностным лицам, государственным, органам местного самоуправления>.

На основании изложенного, предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее Заключение.

2. Рассмотреть вопрос о регистрации гражданки Х. в ЗАТО Звездный Пермской области.

Ответ по данному заключению прошу направить в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области в 15-дневный срок, установленный Законом Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>.

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области С.Н.Матвеев>.

07.04.2003 г. Уполномоченным был получен ответ от Главы местного самоуправления ЗАТО Звездный А. С. Королева о регистрации гражданки Х. по постоянному месту жительства в п. Звездный.

социальное сиротство Ежегодный доклад-2016 Кудымкарский 25 лет Конституции РФ информационная безопасность детей Общественная приемная Уполномоченного конференция 7-8 апреля 2016 конкурсы Кунгурский муниципальный район инвалиды образование выселение из общежитий доклады Спасенное детство инфраструктура ксенофобия Кудымкар призыв конференция участие детей в принятии решений НКО Пермский край Гайнский Карагайский День прав человека 10 декабря выборы2018 совещание Октябрьский Березниковский ежегодный доклад культура Чернушинский профилактика жестокого обращения с детьми права детей права детей труд Косинский детский омбудсмен дискриминация Презентация Чердынский Краевая спартакиада жилье просвещение детские дома Всемирный день прав ребенка память жертв репрессий анонс судебные приставы Ординский домашнее насилие труд происшествие Осинский Сивинский СМИ Кочевский законодательство местное самоуправление свобода мирных собраний прием граждан общественный контроль День защиты прав детей религия Пермь конкурс общественные помощники Уполномоченного Красновишерский Суксунский лето 2016 Чемпионат по Бочча Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного приемные семьи Всероссийский урок по правам человека-2017 мигранты Уинский Березники медиация Большое жюри ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина круглый стол Кунгурский Соликамск Юсьвинский семинар Юрлинский Чусовской конференции медицина заключение о нарушении прав восстановительное правосудие ГУ МВД г. Кудымкар vii Летняя школа по правам человека российские и международные новости колонии экология БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство Краснокамск календарь Нытвенский Волшебный мяч" свобода выражения мнений Добрянский выборы