Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

Уполномоченным по правам человека в Пермской области были направлены тезисы к научно-практической конференции , состоявшейся 25 марта 2003г.

25 марта 2003
Позиция Уполномоченного:

Правозащитная деятельность органов ЗАГС

Должность Уполномоченного по правам человека в Пермской области учреждена в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом Пермской области.

Институт Уполномоченного по правам человека достаточно новый для нашей страны, в том числе и для Пермской области. Если в Российской Федерации федеральный Уполномоченный действует с 1998 года, то Уполномоченный по правам человека в Пермской области с 2001 года. В ходе осуществления своей деятельности Уполномоченный в Пермской области рассматривает обращения граждан; содействует восстановлению нарушенных прав и свобод человека; принимает меры по совершенствованию законодательства в целях защиты прав и свобод человека и приведению его в соответствие с общепризнанных нормами и принципами международного права; занимается просветительской деятельностью, содействует распространению знаний о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты.

В рамках своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Пермской области сотрудничает с различными организациями, одной из функций деятельности которых является защиты прав и свобод человека и гражданина. К данным организациям относятся и органы записи актов гражданского состояния.

Нужно отметить, что цель деятельности Уполномоченного - обеспечение гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Конституционный статус гражданина Российской Федерации един на территории всей страны. В его основе лежит государственная регистрация актов гражданского состояния - рождения, заключения и расторжения брака, усыновления или удочерения, установления отцовства, перемены имени, смерти гражданина.

Прежде всего, требуется проанализировать, как на протяжении многих лет решались вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния.

Длительный период отношения, связанные с совершением записей актов гражданского состояния, регулировались семейным законодательством (ст.2 Основ законодательства о браке и семье СССР и союзных республик 1968г.; ст. 2 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969г.) и рядом подзаконных нормативных актов. В настоящее время указанные вопросы не входят в предмет регулирования Семейным законодательством (ст. 2 Семейного Кодекса РФ 1995г.).

Гражданский Кодекс РФ предусматривает, что органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния и некоторые другие вопросы определяются Законом об актах гражданского состояния (ст. 47 Гражданского Кодекса РФ 1994г.). В соответствии с данной нормой Гражданского Кодекса РФ в настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон <Об актах гражданского состояния> от 15.11.1997г. № 143-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.10.01г. № 138-ФЗ, от 29.04.02г. № 44-ФЗ).

Согласно Федеральному закону акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Цель государственной регистрации актов гражданского состояния - охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также соблюдение интересов государства.

Таким образом, уже при определении целей данной процедуры (регистрации актов гражданского состояния) законодатель подчеркнул правозащитную функцию деятельности органов ЗАГС.

Регистрационные процедуры являются способом реализации тех или иных прав граждан. Зарегистрированные в установленном порядке акты гражданского состояния - это, в свою очередь, юридические факты, порождающие наступление, изменение или прекращение правоотношений.

Одним из личных неимущественных прав граждан является право на имя. Присвоение имени - это основной способ индивидуализации человека, выделение его как участника общественных отношений. Имя идентифицирует гражданина и как обладателя определенной репутации, оно тесно связано с такими понятиями как честь и достоинство. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Федеральный закон <Об актах гражданского состояния> содержит ряд норм, регулирующих осуществление человеком права на имя, в том числе деятельность органов ЗАГС, направленную на защиту данного права.

В п.1 ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989г. предусмотрено, что ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя. Следовательно, права человека на имя должно быть реализовано в кратчайшие сроки. Согласно п.6 ст.16 Федерального закона <Об актах гражданского состояния> осуществление данного права обеспечивается в течение месяца. В пределах указанного срока родителями или иными лицами должно быть сделано заявление о рождении ребенка в орган записи актов гражданского состояния. Кроме того, в соответствии со ст. 18 Федерального закона регистрация рождения ребенка не может быть осуществлена без указания в акте о рождении имени, отчества и фамилии ребенка.

На недопущение промедления с государственной регистрацией рождения найденного (подкинутого) ребенка направлены требования ст. 19 Федерального закона. А именно, лицо, нашедшее ребенка обязано заявить об этом в течение сорока восьми часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка. Данные органы (а также медицинская организация, воспитательная организация и организация социальной защиты, при помещении в них такого ребенка) обязаны не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка заявить о его государственной регистрации в орган записи актов гражданского состояния.

С момента регистрации имени, гражданин вправе приобретать и осуществлять под своим именем конкретные права и обязанности (п.1 ст. 19 Гражданского Кодекса РФ).

Приведем примеры норм Федерального закона <Об актах гражданского состояния>, регулирующих деятельность органов ЗАГС, направленную на защиту имущественных и неимущественных прав граждан. Так, указанный закон, предусматривая упрощенный порядок развода с лицом, признанным в установленном порядке пропавшим без вести, обязывает орган ЗАГСа известить о предстоящем разводе управляющего имуществом данного лица, или местную администрацию (ст. 34). Таким образом, могут быть своевременно приняты меры для защиты имущественных прав ряда лиц.

В том случае, если усыновители или уполномоченный ими лица в течение месяца со дня усыновления не сделали заявление о государственной регистрации факта усыновления, то усыновление регистрируется на основании решения суда об установлении усыновления ребенка, поступившего в орган ЗАГСа из суда, который вынес данное решение. На защиту прав усыновленного ребенка, направлена и норма Федерального закона, предусматривающая, что если в решении суда об установлении усыновления указано о сохранении неимущественных и имущественных отношений усыновленного ребенка с родителями, то сведения о родителях (одном из родителей) не подлежат изменению в записи акта о рождении ребенка. Кроме того, работники ЗАГСа не вправе сообщать без согласия усыновителей какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями усыновленного ребенка.

Общим правилом регистрации установления отцовства на основании совместного заявления отца и матери, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, является подача совместного заявления после рождения ребенка. Однако, закон предусматривает определенные условия, когда органы записи актов гражданского состояния вправе принять совместное заявление отца и матери об установлении отцовства до рождения ребенка (в случае, если подача совместного заявления после рождения ребенка может оказаться невозможной или затруднительной). При наличии такого заявления государственная регистрация установления отцовства производится одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка.

Данные положения Федерального закона <Об актах гражданского состояния>, реализуемые органами ЗАГС, безусловно, направлены на практическое осуществления положение Конституции РФ об охране материнства, отцовства и детства.

Вместе с тем, спорным остается вопрос о сохранении графы, содержащей указание на национальность родителей в записи актов о рождении и в свидетельстве о рождении, так как согласно статье 26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Вместе с тем, сохранение указанной графы в определенной степени подталкивает к указанию национальной принадлежности.

Необходимо отметить, что Федеральным законом <Об актах гражданского состояния> вопросы организации и деятельности органов ЗАГС на территории субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции субъектов и решаются ими самостоятельно на основании Федерального закона. В связи с этим, считаю, что государственным органам субъектов Российской Федерации, в том числе и Пермской области, необходимо уделять более пристальное внимание становлению органов записи актов гражданского состояния, осуществлению органами ЗАГС своей деятельности, вовлекать эти органы в деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов человека и гражданина. Также представляется необходимым укрепление материально-технической базы органов ЗАГС, повышение профессионального уровня специалистов и их материального обеспечения.
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR