27-29 марта 2003 г. в Калининграде состоялся российских уполномоченных по правам человека.

31 марта 2003
В его работе приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов, Уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации, Комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль Роблес, Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, Президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра <Стратегия> Александр Сунгуров, омбудсмены Польши, Литвы, Нидерландов, сотрудники Администрации Президента РФ, представители других федеральных органов власти.

Тема совещания: <Соблюдение прав человека: проблемы миграции и гражданства>.

<Принятые недавно новые законы по миграции и гражданству негативно сказываются на судьбах многих граждан, переехавших на постоянное жительство в Россию из бывших республик СССР>, - считает Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Ирина Вершинина. Особенно остра эта проблема для тысяч переселенцев в самую западную область страны, которые не могут получить паспорта граждан России, и, следовательно, не могут выезжать за пределы региона по новым правилам транзита, введенным с этого года Литвой.

Участники <Круглого стола> должны определить позиции сообщества российских и иностранных омбудсменов по вопросам межрегиональной и транс-европейской миграции, наладить диалог между представителями различных ветвей власти и общественных организаций по проблемам применения нового российского законодательства о гражданстве и правовом положении иностранных граждан, а также привлечь широкий круг экспертов для анализа ситуации, связанной с правами каждого человека на свободное передвижение.

Итогом совещания стал документ, в котором изложены предложения участников <Круглого стола> для российских законодателей.

Итоговый документ

VII круглого стола Уполномоченных по правам

человека Российской федерации

(Калининград, 27-28 марта 2003 г.).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека 21 субъекта Российской Федерации (далее - Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации), собравшиеся на заседании VII круглого стола в г. Калининграде, обсудили актуальные проблемы гражданства и миграции в России в контексте соблюдения прав и свобод человека, борьбы с проявлениями экстремизма и ксенофобии, обеспечения толерантности, необходимой для строительства гражданского общества.

1. Участники круглого стола отмечают, что в 2003 г. появились предпосылки для повышения роли государства в регулировании миграционных процессов, а также для создания общегосударственной системы гарантий обеспечения прав и свобод беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, ищущих убежище на территории России. В то же время отсутствие в сфере регулирования миграционных процессов должной законодательной базы, несовершенство принятых нормативных актов оказывают негативное влияние на восстановление и соблюдение прав вынужденных переселенцев и беженцев, а также лиц, ищущих убежище на территории России. Участились случаи лишения статуса вынужденного переселения российских граждан, не получивших от государства обещанной помощи.

Серьезным препятствием для получения гарантированных государством прав стала процедура регистрации, утратившая на практике уведомительный характер.

2. Как важный шаг вперед в этой области участники круглого стола поддерживают создание Правительственной комиссии по миграционной политике, главной задачей которой является координация действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации единой государственной миграционной политики. Однако пока работу этой комиссии нельзя считать достаточно эффективной. Особое значение в контексте обсуждавшихся проблем имеет то что постановлением правительства РФ от 1 марта 2003 г. одобрена концепция регулирования миграционных процессов в РФ. Очевидно, что следующим этапом должна стать действенная программа по реализации этой Концепции. В программе должны быть решены опросы координации действий власти по оказанию помощи в восстановлении прав мигрантов.

Участники круглого стола глубоко озабочены отсутствием комплексного подхода компетентных органов государственной власти к вопросам регистрации по месту жительства и приобретения гражданства РФ и полагают, что одной из важнейших задач на предстоящий период должны стать правовая подготовка и переподготовка сотрудников соответствующих ведомств.

Посольские и консульские учреждения МИД России должны действенно подключиться к решению вопросов приобретения российского гражданства соотечественниками.

3. Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации обращают внимание на необходимость совершенствования законодательства по миграции и гражданству, его унификации, кодификации и приведения в соответствие с нормами и общепризнанными принципами международного права. С беспокойством было отмечено, что вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Федеральный закон <О гражданстве РФ> сделал более сложным решение проблемы получения гражданства лицами, имевшими гражданство СССР, переехавшими на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из государств, входивших ранее в состав СССР, в период до 1 января 2001 г, но не использовавших возможность оформления российского гражданства в порядке регистрации. К проблемам соблюдения и восстановления прав соотечественников, беженцев и лиц, ищущих убежище в России, непосредственно связанными с реализацией их права на регистрацию по месту пребывания и жительства, прибавились проблемы с приобретением гражданства РФ, которые необходимо безотлагательно решать, в том числе в контексте совершенствования правоприменительной практики. В связи с необходимостью расширения категорий граждан, прибывающих в Россию и нуждающихся в государственной помощи, требуется разработка законодательной базы репатриации в Россию, ориентированная на нужды государства, общества и человека.

Параллельно с совершенствованием законодательства должна идти оптимизация правоприменительной практики в сфере миграции и гражданства. В частности следует решить такой вопрос, как отмена налогообложения с ссуд, выделяемых вынужденным переселенцам на строительство и приобретение жилья, а также других видов выплат.

4. Участники круглого стола выступают в поддержку инициативы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, подготовившего проект Федерального закона <О внесении дополнения в федеральный закон <О гражданстве РФ>, предусматривающий в качестве дополнительного основания приобретения гражданства РФ признание российскими гражданами лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и прошедших военную службу по призыву в Вооруженных Силах и других воинских формированиях РФ с момента призыва на военную службу.

5. Особое значение имеет правовое просвещение по вопросам защиты прав и свобод граждан, форм и методов их защиты, ориентированное на проблемы миграции и гражданства, включая принятие федеральной целевой программы правового образования и просвещения в области прав человека.

6. Участники круглого стола с вниманием наблюдают за развитием ситуации, связанной с особым статусом Калининградской области как субъекта РФ, отделенного от основной территории России государствами - кандидатами на членство в Европейском Союзе. Это связано с перспективой введения жестких правил, ограничивающих право российских граждан на свободу передвижения. Констатируя, что достигнут определенный успех в урегулировании данных проблем с Европейским Союзом, Уполномоченные по правам человека тем не менее считают, что необходима выработка консолидированной концепции в решении вопросов свободного передвижения российских граждан по собственной стране.

7. Начало боевых действий в Ираке повышает актуальность проблемы размещения возможных беженцев и лиц, ищущих убежища в различных субъектах РФ. Для того, чтобы эти вопросы решались своевременно, необходимо эффективное содействие международных организаций, в т. ч. Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

8. Уполномоченные по правам человека в РФ с глубоким сожалением отм ечают обострение проявления экстремизма и ксенофобии в отношении мигрантов в ряде субъектов РФ и считают борьбу с расовой и национальной нетерпимостью неотъемлемой частью своего мандата.

9. Участники круглого стола намерены и дальше развивать международное сотрудничество, взаимодействовать по проблемам миграции и гражданства с Комиссаром Совета Европы по правам человека, Европейским институтом омбудсмана, представительством Европейского Союза в РФ, и обращаются к ним с предложением об оказании поддержки в развитии партнерских связей Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ с правозащитными институтами стран Совета Европы.