Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

14.04.2003 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратился председатель общественной организации И. В. Зорин и председатель общественной организации Л. М. Смирнова с письмом о нарушении права человека на защиту от вовлечения в пьянство, табакокурение, наркоманию. К материалам:

14 апреля 2003
В своем обращении представители общественных организаций указали на нарушения права человека на защиту от вовлечения в пьянство, табакокурение, наркоманию:

1. Повсеместно нарушается Закон РФ о запрете курения в общественных местах. Не работает система наказаний нарушителей этого закона. Примеры - достаточно зайти в высшие учебные заведения города. Нарушаются права детей дышать чистым воздухом.

2. Любой подросток может свободно приобрести сигареты в киосках около остановок. Нарушаются права детей и права родителей.

3. Торговля пивом фактически не регламентируется никакими законами. Точнее: чиновникам разных уровней удобно считать пиво безалкогольным напитком. Следствием этого идет массовое вовлечение в пьянство молодежи.

4. Выпускные веера в школах повсеместно проходят с употреблением алкоголя. Это происходит с согласия, а зачастую под непосредственным руководством учителей и директоров школ. Согласия детей никто не спрашивает, согласия родителей - тоже. Идут ссылки на так называемые родительские комитеты. Фактически же желание алкоголезависимой части учителей, родителей, и их уже приобщенных к алкоголю детей употреблять алкоголь навязывается всей остальной частью выпускников.

Рассмотрев обращение о нарушении прав граждан на защиту от вовлечения в пьянство, табакокурение и наркоманию, Уполномоченный проинформировал председателя Пермской региональной общественной организации <Союз борьбы за народную трезвость> И. В. Зорина о своей позиции по означенным вопросам.

В сфере нормативного правового регулирования ограничения курения табака действует Федеральный закон <Об ограничении курения табака> от 10.06.2001 № 87-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом запрещается розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов (п.4 ст. 3).

Также запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях (п.5 ст.4). Кроме того, данным Федеральным законом предусмотрено, что на территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (п.1 ст. 4). Нарушение требований закона влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Так, наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц предусматривают статья 14.2 <Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена> и статья 14.15 <Нарушение правил продажи отдельных видов товаров> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно ст. 6 Федерального закона <Об ограничении курения табака> в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

Федеральным законом предусмотрено, что нарушение положений указанной статьи (ст.6) также влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством (п.3 ст.6). Вместе с тем, отдельной статьи в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, которая бы предусматривала ответственность за курение табака в общественных местах, нет.

Учитывая вышеизложенное, Уполномоченным по правам человека совместно с депутатами Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлаковым, Д.С. Скривановым и Н.Ю. Белых в Законодательное Собрание Пермской области в качестве законодательной инициативы был направлен законопроект <О внесении дополнений в Закон Пермской области от 14.03.2003 г. № 972 -132 <Об административных правонарушениях>, в соответствии с которым предусматривается административная ответственность за нарушение ограничений курения табака.

Следует отметить, что помимо перечисленных в Федеральном законе <Об ограничении курения табака> мест, где курение табака запрещено (городской и пригородный общественный транспорт, спортивные учреждения, организации здравоохранения, культуры и образовательные организации), в законопроект включены также территории детских садов и яслей. В данном случае, дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению мировыми судьями. Должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, являются должностные лица органов внутренних дел (милиции).

В связи с обращением председателя Пермской областной общественной организации <Матери против наркотиков> Л.М. Смирновой, поступившим в адрес Уполномоченного по правам человека, Уполномоченный направил запрос на имя руководителя государственной инспекции труда в Пермской области М.Н. Рахматулина с просьбой представить в адрес Уполномоченного информацию о количестве проверок, проведенных государственными инспекторами, о выявленных фактах нарушения трудового законодательства по вопросам, содержащимся в обращении, а также о принятых мерах для устранения данных нарушений.

Кроме того, в обращении к М.Н. Рахматулину было высказано мнение Уполномоченного по правам человека о недопустимости дискриминации в сфере труда по каким-либо признакам.

Как следует из поступившего ответа: <Государственная инспекция труда : ежегодно проводит более 4,5 тыс. проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда. Обследует более 1,2 тыс. государственных и муниципальных предприятий и 3 тыс. негосударственных. Анализирует работу по обеспечению трудовых прав, в т.ч. на здоровые и безопасные условия труда в организациях промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, транспорта, образования, здравоохранения и т.д. :

В 1 квартале 2003 г. выявлено около 700 нарушений Трудового кодекса РФ в части трудового договора, основными из которых явились допуск к работе без заключения трудового договора в письменной форме (нарушение ст.ст. 16,57 и 67 ТК РФ), либо заключение срочных трудовых договоров на работы постоянного характера (нарушение ч.2 ст. 58 ТК РФ), не издание приказов или не ознакомление работников под роспись с приказами о приеме на работу (нарушение ч.1 и 2 ст.68 ТК РФ). Имеют место случаи, когда в трудовые договоры не записываются условия труда (права и обязанности работников и работодателя, условия оплаты труда, срок его действия, сроки выплаты заработной платы и др.), или включаются пункты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и т.д.>.

Также из ответа следует, что Государственная инспекция труда особое внимание уделяет организации труда несовершеннолетних. Проводятся систематические проверки совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Пермской области, прокуратурами городов и районов области. В первом квартале 2003 года проверками охвачено свыше 100 организаций. По выявленным нарушениям выписаны предписания и ведется контроль за их исполнением. Государственная инспекция принимает меры к разъяснению гражданам и работодателям трудового законодательства, запрещающего дискриминацию в сфере труда и необоснованный отказ в заключении трудового договора.

В отношении обращения председателя Пермской областной общественной организации <Матери против наркотиков> считаем необходимым заметить, что индивидуальные предприниматели в соответствии со ст. 309 ТК РФ не имеют право производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. При наличии в указанной организации конкретной информации о нарушениях трудовых прав несовершеннолетних работников, Государственная инспекция труда готова ее использовать для проведения проверок и принятия соответствующих мер>.

Данная информация в полном объеме была направлена заявителям.
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR