Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

С целью обеспечения дополнительной гарантии охраны репродуктивного здоровья населения Пермской области Уполномоченным по правам человека в Пермской области подготовлен проект Закона Пермской области

15 апреля 2003
Данный законопроект предусматривает установление административной ответственности для работодателя, или лица, его представляющего, за не предоставление информации работникам об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения репродуктивного здоровья при осуществлении производственной деятельности, о полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, а также за умышленное сокрытие указанной информации.

Проект

Закон

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

<О внесении дополнений в Закон Пермской области от 14.03.2003г. № 672-132 <Об административных правонарушениях>

Статья 1

В целях обеспечения дополнительных гарантий защиты репродуктивного здоровья населения Пермской области дополнить Главу 2 Закона Пермской области от 14.03.2003г. № 672-132 <Об административных правонарушениях> статьей 2.23 следующего содержания:

<Статья 2.23 Непредоставление информации об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения репродуктивного здоровья

1. Непредоставление работодателем, или лицом, его представляющим, информации работникам об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения репродуктивного здоровья при осуществлении производственной деятельности, о полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, а также умышленное сокрытие указанной информации -

влечет наложение на работодателя, или лицо его представляющее, административного штрафа от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда>.

Статья 2

В пункт 2 статьи 3.8 после цифр <2.22> добавить <2.23>

В пункт 3 статьи 3.8 после цифр <2.22> добавить <2.23>.

Статья 3

Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования

Пояснительная записка

к проекту закона Пермской области <О внесении дополнений в Закон Пермской области от 14.03.2003г. № 672-132 <Об административных правонарушениях>

По данным управления здравоохранения Пермской области по итогам 9 месяцев 2002 года на территории Пермской наблюдается рост смертности - 12,8 чел. на 1000 населения (2001г. - 11,6). Почти в 2 раза увеличилась материнская смертность - 17,8 чел. на 100 000 новорожденных против 9,7 чел. в 2001г. Высоким остается показатель младенческой смертности - 13,4 чел. на 1000 родившихся.

Наблюдается рост числа социально-значимых заболеваний:

Наименование показателей Единицы измерения 9 мес. 2002г. За весь 2001 г.

Заболеваемость алкоголизмом На 100 тыс. насел. 279,9 179,9

Заболеваемость наркоманией На 100 тыс. насел. 78,1 47,4

Заболеваемость токсикоманией На 100 тыс. насел. 13,3 2,3

Заболевания, передающиеся половым путем На 100 тыс. насел. 943,2 367,7

Заболеваемость СПИДом На 100 тыс. насел. 31,8 44,2

В этой ситуации особую тревогу вызывают проблемы охраны репродуктивного здоровья населения.

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на репродуктивное здоровье, являются условия труда. Вредные факторы производства оказывают отрицательное воздействие на репродуктивное здоровье и мужчин и женщин, часто являются причиной бесплодия и рождения неполноценных детей. По результатам социально-гигиенического мониторинга, осуществляемого Госсанэпиднадзором Минздрава России, в различных отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, работает 13,9 млн. чел. Около 50 % работающих во вредных и опасных условиях труда - женщины (Решение коллегии Минздрава РФ от 15.10.2002г. <О мерах по улучшению репродуктивного здоровья населения>).

В Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы (утв. Минздравом РФ, Минобразованием РФ и Минтруда РФ 17.04.2000г.) в качестве профилактической меры по охране репродуктивного здоровья предполагается закрепление ответственности работодателей и других официальных лиц за сокрытие информации о риске для репродуктивного здоровья работающих.

Согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Обязанностью работодателя является информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации <Об основах охраны труда в Российской Федерации> от 17.07.1999г. № 181-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе, относятся:

- реализация государственной политики в области охраны труда на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда;

- разработка и осуществление мер по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда.

На территории Пермской области действует Закон Пермской области <Об охране труда в Пермской области> от 07.09.1997г. № 814-121, в соответствии с которым также предусмотрена обязанность работодателя информировать работников о состоянии условий и охраны труда и о существующем риске повреждения здоровья (ст. 8). Право работника на получение достоверной информации от работодателя, а также о мерах по защите здоровья от воздействия вредных и опасных производственных факторов закрепляет статья 4 Закона Пермской области.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27).

Вместе с тем, в статье 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита прав и свобод человека и гражданина, а также административное, административно-процессуальное и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, за нарушение правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Пермской области, административная ответственность может быть установлена Законом Пермской области.

Таким образом, внесение дополнений в Закон Пермской области <Об административных правонарушениях> в части закрепления административной ответственности работодателей за сокрытие информации о риске для репродуктивного здоровья не противоречит действующему законодательству и будет дополнительной гарантией защиты репродуктивного здоровья населения Пермской области.

Кроме того, выделение указанных действий (бездействия) работодателя, или лица его представляющего, в качестве самостоятельного административного правонарушения позволит усилить ответственность за непредоставление работникам информации о состоянии условий и охраны труда и о существующем риске повреждения репродуктивного здоровья, а также будет способствовать экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда.

Представляется целесообразным наделить правом составления протоколов об административных правонарушениях уполномоченных должностных лиц органов государственной власти Пермской области, а также должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных главой соответствующего муниципального образования. Учитывая сложность дел указанной категории, считаем, что в этом случае дела об административных правонарушениях должны рассматриваться мировыми судьями.

Нужно отметить, что принятие данного законопроекта не потребует дополнительного финансирования.
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR