Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

16.04.2003 г. в аппарате Уполномоченного по правам человека в Пермской области состоялся по теме: .

16 апреля 2003
В <круглом столе> приняли участие заместитель начальника УПВС ГУВД Пермской области С. В. Терехин, начальник отдела по реализации законодательства о гражданстве Л. И. Косых, начальник миграции ГУВД Пермской области В. В. Фадеев, юрист комитета социальной защиты населения Пермской области Т. В. Панина, представители СМИ Пермской области. По итогам работы <круглого стола> был составлен итоговый протокол.

ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ

"круглого стола" по теме "Проблемы, возникающие при получении вида на жительство и при получении гражданства РФ. Пути разрешения".

Присутствовали:

1. Уполномоченный по правам человека в Пермской области -С. Н. Матвеев.

2. Заместитель начальника УПВС ГУВД Пермской области - С. В. Терехин.

3. Начальник отдела по реализации законодательства о гражданстве УПВС ГУВД Пермской области - Л. И. Косых.

4. Начальник отдела миграции ГУВД Пермской области - В. В. Фадеев.

5. Юрист комитета социальной защиты населения Пермской области - Т. В. Панина.

6. Представители СМИ Пермской области.

Стороны обменялись информацией по практике рассмотрения обращений граждан о нарушениях прав граждан при разрешении вопросов, возникающих при получении лицами без гражданства и иностранными гражданами видов на жительство и гражданства Российской Федерации.

С Н. Матвеевв ознакомил присутствующих с итогами работы "круглого стола" Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, состоявшегося в г. Калининграде 27-28 марта 2003 г., в котором приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов, Уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации, Комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль Роблес, Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, Президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра <Стратегия> Александр Сунгуров, омбудсмены Польши, Литвы, Нидерландов, сотрудники Администрации Президента РФ, представители других федеральных органов власти.

Итогом совещания стал документ, в котором изложены предложения участников <Круглого стола> для российских законодателей, и в котором, в частности, Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации обращают внимание на необходимость совершенствования законодательства по миграции и гражданству, его унификации, кодификации и приведения в соответствие с нормами и общепризнанными принципами международного права. С беспокойством было отмечено, что вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Федеральный закон <О гражданстве РФ> сделал более сложным решение проблемы получения гражданства лицами, имевшими гражданство СССР, переехавшими на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из государств, входивших ранее в состав СССР, в период до 1 января 2001 г, но не использовавших возможность оформления российского гражданства в порядке регистрации. Участники круглого стола выступили в поддержку инициативы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, подготовившего проект Федерального закона <О внесении дополнения в федеральный закон <О гражданстве РФ>, предусматривающий в качестве дополнительного основания приобретения гражданства РФ признание российскими гражданами лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и прошедших военную службу по призыву в Вооруженных Силах и других воинских формированиях РФ с момента призыва на военную службу.

В своем выступлении С. Н. Матвеев затронул проблемы, касающиеся нарушения прав граждан при разрешении вопросов, возникающих при получении лицами без гражданства и иностранными гражданами видов на жительство и гражданства Российской Федерации на территории Пермской области:

В течение 2002 года и текущий период 2003 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области по вопросам приобретения гражданства и получения вида на жительство обратилось 55 граждан. Из них: обжаловали отказ в предоставлении гражданства - 50 человек, отказ в получении вида на жительство - 5 человек.

8 материалов было передано Уполномоченным по правам ч еловека в Управление паспортно-визовой службы ГУВД Пермской области для проведения проверки доводов обращений.

В результате проведенных проверок Уполномоченный был извещен о том, что в ходе проверок нарушений действующего законодательства выявлено не было. По остальным материалам сотрудники аппарата Уполномоченного самостоятельно разъясняли гражданам средства, которые те вправе использовать для защиты своих прав, в том числе право на обжалование действий сотрудников паспортно-визовой службы в суд, прокуратуру, вышестоящую инстанцию.

Были заслушаны выступления заместителя начальника УПВС ГУВД Пермской области С. В. Терехина, начальник отдела по реализации законодательства о гражданстве УПВС ГУВД Пермской области Л. И. Косых, начальник отдела миграции ГУВД Пермской области В. В. Фадеева, которые также высказали свои точки зрения по вопросам нарушения прав граждан при разрешении вопросов, возникающих при получение лицами без гражданства и иностранными гражданами видов на жительство и гражданства Российской Федерации на территории Пермской области. Каждый выступающий поднял проблему несовершенства существующего законодательства, а также проблему недостаточного информирования населения Пермской области по вопросам приобретения гражданства и получения вида на жительство.

Юрист комитета социальной защиты населения Пермской области Т. В. Панина сообщила о намерении КСЗН плотного взаимодействия с представителями миграционнх служб Пермской облатси в части предоставления аналитических баз КСЗН для использования в работе миграционными службами, а также направления людей в Фонд социальной поддержки.

Были затронуты вопросы открытия в Перми представительств иностранных государств для помощи своим гражданам в оформлении документов для получения гражданства, а также уже состояшемся открытии в Перми Украинского Дома (ул. Советская, 51), где гражданам Украины помогают решать любые вопросы по предоставлению гражданства.

Стороны "круглого стола" пришли к решению:

1. Рекомендовать комитету социальной защиты населения Пермской области организовать взаимодействие с миграционными службами Пермской области в плане предоставления имеющейся информации для более быстрого решения вопросов о предоставлении гражданства и вида на жительство.

2. Всем сторонам "круглого стола" представить свои предложения по вопросам, возникающим при получении лицами без гражданства и иностранными гражданами видов на жительство и гражданства Российской Федерации, на территории Пермской области в срок до 25 апреля 2003 г. в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области для дальнейшей их обработки и направления для парламентских слушаний в мае-июне 2003 г.

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области

С. Н. Матвеев

Секретарь

Е. К. Малышева

Стороны <круглого стола> пришли к решению рекомендовать комитету социальной защиты населения области организовать взаимодействие с миграционными службами в плане предоставления имеющейся информации для более быстрого решения вопросов предоставления гражданства и вида на жительство. Также участникам <круглого стола> было предложено представить в адрес Уполномоченного свои предложения по вопросам совершенствования законодательства о гражданстве и миграции.

В последующем, областной комитет социальной защиты населения направил в адрес начальника отдела миграции ГУВД Пермской области предложение об использовании в деятельности миграционных служб баз данных льготополучателей комитета. Кроме того, из информации, поступившей из комитета, следует, что решается вопрос об источнике, порядке финансирования расходов и механизме оказания материальной помощи лицам, приехавшим из республик бывшего СССР, для уплаты государственной пошлины по месту получения документов. В связи с этим разрабатываются предложения о внесении соответствующих изменений в указ губернатора области от 13.03.2003 № 38 <Об оказании адресной государственной социальной помощи населению области в 2003 году> в части перераспределения средств.

В п редложениях, поступивших из Управления паспортно-визовой службы ГУВД Пермской области в адрес Уполномоченного, было указано на необходимость решения вопроса о приеме в российское гражданство в упрощенном виде лиц, родившихся на территории РСФСР, имевших в прошлом гражданство СССР и прибывших на постоянное место жительство в Россию после вступления в силу Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> от 31.05.2002 № 62-ФЗ.

Кроме того, в письме было указано о необходимости решения вопроса о целесообразности предоставления документа об образовании, выданного в СССР до 1 сентября 1991 года или сертификата о прохождении тестирования по русскому языку (п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации), подтверждающих владение русским языком, лицам пенсионного возраста. <Вопрос о выдаче сертификатов о прохождении тестирования по русскому языку на сегодняшний день остается открытым: в департаменте образования Пермской области нет каких-либразъяснений из Министерства образования России. Согласно п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации освобождаются от предоставления документа о владении русским языком мужчины с 65 лет, женщины с 60 лет и инвалиды 1 группы>.

С учетом предложений <круглого стола>, внесенных его участниками, Уполномоченный направил в адрес Председателя Государственной Думы Г.Н.Селезнева обращение о нарушении прав иностранных граждан без гражданства при получении видов жительство и гражданства Российской Федерации и ходатайствовал об инициировании внесения изменений в соответствующие нормативные акты в целях устранения нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства при получении видов на жительство и гражданства Российской Федерации.

Как следует из обращения:

<В связи с вступлением в силу 1 июля 2002 года Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, совпавшего по времени с осуществлением паспортной реформы, выявились многочисленные факты проживания на территории Пермской области лиц, прибывших на постоянное жительство в Российскую Федерацию, после вступления в силу Закона Российской Федерации <О гражданстве Российской Федерации> от 28 ноября 1991 года, и не успевших приобрести российское гражданство в силу ряда причин.

В результате появилось множество жалоб и обращений указанных лиц в различные инстанции на отказ им в выдаче российского паспорта. В подавляющем большинстве это пенсионеры, многие из них родились на территории России и по различным причинам какой-то период жизни проживали на территориях других республик СССР, возвратились в Россию после распада СССР.

С теми из них, кто родился на территории России, выехал из Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в пределах бывшего СССР и возвратился после указанной даты с паспортами образца 1974 года без отметок о принадлежности к гражданству иного государства, на сегодняшний день вопрос урегулирован: они являются гражданами Российской Федерации в соответствии с пунктом <а> статьи 5 Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П от 16 мая 1996 года. Это касается только лиц в паспортах которых нет отметок (штампов), указывающих на принадлежность к гражданству других государств. Однако, практика показывает, что много и таких в паспортах образца 1974 года которых такие отметки есть. В подавляющем большинстве это люди, родившиеся на территории России. Сейчас для того чтобы они могли обратиться по вопросу приема в российское гражданство им необходимо оформить вид на жительство. Процедура же получения вида на жительства сложна, дорогостояща и тяжелым бременем ложится на плечи пенсионеров:

Если, согласно статье 4 Закона, проживание гражданина Российской Федерации не влечет прекращения гражданства Российской Федерации, то прекратить российское гражданство можно только на основании своего свободного волеизъявления, то есть, обратившись в консульские учреждения МИД РФ с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации. Если лицо не обращалось в установленном порядке по вопросу выхода из российского гражданства, то является ли отметка в паспорте образца 1974 года о принадлежности к гражданству другого государства или национальный паспорт иного государства свидетельством об утрате российского гражданства в результате свободного волеизъявления? Согласно части первой статьи 3 Закона от 28 ноября 1991 года <за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором>, отсюда следует, что лица приобретшие гражданство Российской Федерации, независимо от оснований приобретения, не оформившие в установленном порядке выход из российского гражданства остаются гражданами Российской Федерации, так как за ними не признается принадлежность к гражданству другого государства.

В связи с вышеизложенным полагаю, что конституционные права лиц, приобретших российской гражданство по рождению по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 13 Закона Российской Федерации <О гражданстве Российской Федерации> от 28 ноября 1991 года, не прекративших российское гражданство в результате своего свободного волеизъявления, возвратившихся в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года с паспортами образца 1974 года с отметками о принадлежности к российскому гражданству или национальными паспортами государств-участников СНГ, нарушены. Вопрос о гражданстве для них должен решаться так же, как и для лиц, не имеющих документальных свидетельств о принадлежности к гражданству других государств.

Что касается лиц, родившихся на территории РСФСР и имевших в прошлом гражданство СССР, прибывших на постоянное жительство в Россию после вступления в силу Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, необходимо решить вопрос о приеме их в российское гражданство в упрощенном, а не в общем порядке.

Кроме того, необходимо решить вопрос о целесообразности предоставления документа об образовании, выданного в СССР до 1 сентября 1991 года или сертификата о прохождении тестирования по русскому языку (п.10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации), подтверждающих владение русским языком, лицами пенсионного возраста (с 55 лет женщины и 60 лет мужчины). Вопрос о выдаче сертификатов о прохождении тестирования по русскому языку на сегодняшний день остается открытым: в департаменте образования Пермской области нет каких-либо разъяснений из Министерства образования России. Согласно п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации освобождаются от предоставления документа о владении русским языком мужчины с 65 лет, женщины с 60 лет и инвалиды 1 группы.

Также требует своего разрешения вопрос квотирования рабочих мест для иностранных граждан и лиц без гражданства (речь идет, прежде всего, о вынужденных мигрантах). В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона <О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации> от 25 июля 2002 года №115-ФЗ <работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу>. Количество выделяемых квот для указанной категории граждан не обеспечивает реальную потребность в рабочих местах. Мигранты являются одной из самых обездоленных групп населения, отсутствие возможности трудоустройства усугубляет и без того сложное положение лиц, прибывших из республик бывшего СССР.

На основании изложенного прошу Вас рассмотреть вопрос об инициировании внесения изменений в соответствующие нормативные акты в целях устранения нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства при получении видов на жительство и гражданства Российской Федерации>.
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR