Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил в адрес Председателя Государственной Думы Г.Н.Селезнева обращение об инициировании внесения изменений в соответствующие нормативные акты в целях устранения нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства при получении видов на жительство и гражданства Российской Федерации.~~~Подробнее:

23 мая 2003
В апреле 2003 года Уполномоченным был проведен <круглый стол> по теме <Проблемы, возникающие при получении вида на жительство и при получении гражданства Российской Федерации. Пути разрешения>.

На <круглом столе> присутствовали представители Управления паспортно-визовой службы, отдела миграции ГУВД Пермской области, юрист комитета социальной защиты населения Пермской области, представители СМИ. Участникам <круглого стола> было предложено представить в адрес Уполномоченного свои предложения по указанным вопросам.

С учетом предложений <круглого стола>, внесенных его участниками, Уполномоченный направил в адрес Председателя Государственной Думы Г.Н.Селезнева обращение о нарушении прав иностранных граждан без гражданства при получении видов жительство и гражданства Российской Федерации и ходатайствовал об инициировании внесения изменений в соответствующие нормативные акты в целях устранения нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства при получении видов на жительство и гражданства Российской Федерации.

Как следует из обращения:

<В связи с вступлением в силу 1 июля 2002 года Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, совпавшего по времени с осуществлением паспортной реформы, выявились многочисленные факты проживания на территории Пермской области лиц, прибывших на постоянное жительство в Российскую Федерацию, после вступления в силу Закона Российской Федерации <О гражданстве Российской Федерации> от 28 ноября 1991 года, и не успевших приобрести российское гражданство в силу ряда причин.

В результате появилось множество жалоб и обращений указанных лиц в различные инстанции на отказ им в выдаче российского паспорта. В подавляющем большинстве это пенсионеры, многие из них родились на территории России и по различным причинам какой-то период жизни проживали на территориях других республик СССР, возвратились в Россию после распада СССР.

С теми из них, кто родился на территории России, выехал из Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в пределах бывшего СССР и возвратился после указанной даты с паспортами образца 1974 года без отметок о принадлежности к гражданству иного государства, на сегодняшний день вопрос урегулирован: они являются гражданами Российской Федерации в соответствии с пунктом <а> статьи 5 Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П от 16 мая 1996 года. Это касается только лиц в паспортах которых нет отметок (штампов), указывающих на принадлежность к гражданству других государств. Однако, практика показывает, что много и таких в паспортах образца 1974 года которых такие отметки есть. В подавляющем большинстве это люди, родившиеся на территории России. Сейчас для того чтобы они могли обратиться по вопросу приема в российское гражданство им необходимо оформить вид на жительство. Процедура же получения вида на жительства сложна, дорогостояща и тяжелым бременем ложится на плечи пенсионеров:

Если, согласно статье 4 Закона, проживание гражданина Российской Федерации не влечет прекращения гражданства Российской Федерации, то прекратить российское гражданство можно только на основании своего свободного волеизъявления, то есть, обратившись в консульские учреждения МИД РФ с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации. Если лицо не обращалось в установленном порядке по вопросу выхода из российского гражданства, то является ли отметка в паспорте образца 1974 года о принадлежности к гражданству другого государства или национальный паспорт иного государства свидетельством об утрате российского гражданства в результате свободного волеизъявления? Согласно части первой статьи 3 Закона от 28 ноября 1991 года <за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором>, отсюда следует, что лица приобретшие гражданство Российской Федерации, независимо от оснований приобретения, не оформившие в установленном порядке выход из российского гражданства остаются гражданами Российской Федерации, так как за ними не признается принадлежность к гражданству другого государства.

В связи с вышеизложенным полагаю, что конституционные права лиц, приобретших российской гражданство по рождению по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 13 Закона Российской Федерации <О гражданстве Российской Федерации> от 28 ноября 1991 года, не прекративших российское гражданство в результате своего свободного волеизъявления, возвратившихся в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года с паспортами образца 1974 года с отметками о принадлежности к российскому гражданству или национальными паспортами государств-участников СНГ, нарушены. Вопрос о гражданстве для них должен решаться так же, как и для лиц, не имеющих документальных свидетельств о принадлежности к гражданству других государств.

Что касается лиц, родившихся на территории РСФСР и имевших в прошлом гражданство СССР, прибывших на постоянное жительство в Россию после вступления в силу Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, необходимо решить вопрос о приеме их в российское гражданство в упрощенном, а не в общем порядке.

Кроме того, необходимо решить вопрос о целесообразности предоставления документа об образовании, выданного в СССР до 1 сентября 1991 года или сертификата о прохождении тестирования по русскому языку (п.10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации), подтверждающих владение русским языком, лицами пенсионного возраста (с 55 лет женщины и 60 лет мужчины). Вопрос о выдаче сертификатов о прохождении тестирования по русскому языку на сегодняшний день остается открытым: в департаменте образования Пермской области нет каких-либо разъяснений из Министерства образования России. Согласно п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации освобождаются от предоставления документа о владении русским языком мужчины с 65 лет, женщины с 60 лет и инвалиды 1 группы.

Также требует своего разрешения вопрос квотирования рабочих мест для иностранных граждан и лиц без гражданства (речь идет, прежде всего, о вынужденных мигрантах). В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона <О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации> от 25 июля 2002 года №115-ФЗ <работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу>. Количество выделяемых квот для указанной категории граждан не обеспечивает реальную потребность в рабочих местах. Мигранты являются одной из самых обездоленных групп населения, отсутствие возможности трудоустройства усугубляет и без того сложное положение лиц, прибывших из республик бывшего СССР.

На основании изложенного прошу Вас рассмотреть вопрос об инициировании внесения изменений в соответствующие нормативные акты в целях устранения нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства при получении видов на жительство и гражданства Российской Федерации>.