Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

Новость за 23 мая 2003 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
23 мая 2003
В апреле 2003 года Уполномоченным был проведен <круглый стол> по теме <Проблемы, возникающие при получении вида на жительство и при получении гражданства Российской Федерации. Пути разрешения>.

На <круглом столе> присутствовали представители Управления паспортно-визовой службы, отдела миграции ГУВД Пермской области, юрист комитета социальной защиты населения Пермской области, представители СМИ. Участникам <круглого стола> было предложено представить в адрес Уполномоченного свои предложения по указанным вопросам.

С учетом предложений <круглого стола>, внесенных его участниками, Уполномоченный направил в адрес Председателя Государственной Думы Г.Н.Селезнева обращение о нарушении прав иностранных граждан без гражданства при получении видов жительство и гражданства Российской Федерации и ходатайствовал об инициировании внесения изменений в соответствующие нормативные акты в целях устранения нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства при получении видов на жительство и гражданства Российской Федерации.

Как следует из обращения:

<В связи с вступлением в силу 1 июля 2002 года Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, совпавшего по времени с осуществлением паспортной реформы, выявились многочисленные факты проживания на территории Пермской области лиц, прибывших на постоянное жительство в Российскую Федерацию, после вступления в силу Закона Российской Федерации <О гражданстве Российской Федерации> от 28 ноября 1991 года, и не успевших приобрести российское гражданство в силу ряда причин.

В результате появилось множество жалоб и обращений указанных лиц в различные инстанции на отказ им в выдаче российского паспорта. В подавляющем большинстве это пенсионеры, многие из них родились на территории России и по различным причинам какой-то период жизни проживали на территориях других республик СССР, возвратились в Россию после распада СССР.

С теми из них, кто родился на территории России, выехал из Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в пределах бывшего СССР и возвратился после указанной даты с паспортами образца 1974 года без отметок о принадлежности к гражданству иного государства, на сегодняшний день вопрос урегулирован: они являются гражданами Российской Федерации в соответствии с пунктом <а> статьи 5 Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> с применением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П от 16 мая 1996 года. Это касается только лиц в паспортах которых нет отметок (штампов), указывающих на принадлежность к гражданству других государств. Однако, практика показывает, что много и таких в паспортах образца 1974 года которых такие отметки есть. В подавляющем большинстве это люди, родившиеся на территории России. Сейчас для того чтобы они могли обратиться по вопросу приема в российское гражданство им необходимо оформить вид на жительство. Процедура же получения вида на жительства сложна, дорогостояща и тяжелым бременем ложится на плечи пенсионеров:

Если, согласно статье 4 Закона, проживание гражданина Российской Федерации не влечет прекращения гражданства Российской Федерации, то прекратить российское гражданство можно только на основании своего свободного волеизъявления, то есть, обратившись в консульские учреждения МИД РФ с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации. Если лицо не обращалось в установленном порядке по вопросу выхода из российского гражданства, то является ли отметка в паспорте образца 1974 года о принадлежности к гражданству другого государства или национальный паспорт иного государства свидетельством об утрате российского гражданства в результате свободного волеизъявления? Согласно части первой статьи 3 Закона от 28 ноября 1991 года <за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором>, отсюда следует, что лица приобретшие гражданство Российской Федерации, независимо от оснований приобретения, не оформившие в установленном порядке выход из российского гражданства остаются гражданами Российской Федерации, так как за ними не признается принадлежность к гражданству другого государства.

В связи с вышеизложенным полагаю, что конституционные права лиц, приобретших российской гражданство по рождению по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 13 Закона Российской Федерации <О гражданстве Российской Федерации> от 28 ноября 1991 года, не прекративших российское гражданство в результате своего свободного волеизъявления, возвратившихся в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года с паспортами образца 1974 года с отметками о принадлежности к российскому гражданству или национальными паспортами государств-участников СНГ, нарушены. Вопрос о гражданстве для них должен решаться так же, как и для лиц, не имеющих документальных свидетельств о принадлежности к гражданству других государств.

Что касается лиц, родившихся на территории РСФСР и имевших в прошлом гражданство СССР, прибывших на постоянное жительство в Россию после вступления в силу Федерального закона <О гражданстве Российской Федерации> № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, необходимо решить вопрос о приеме их в российское гражданство в упрощенном, а не в общем порядке.

Кроме того, необходимо решить вопрос о целесообразности предоставления документа об образовании, выданного в СССР до 1 сентября 1991 года или сертификата о прохождении тестирования по русскому языку (п.10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации), подтверждающих владение русским языком, лицами пенсионного возраста (с 55 лет женщины и 60 лет мужчины). Вопрос о выдаче сертификатов о прохождении тестирования по русскому языку на сегодняшний день остается открытым: в департаменте образования Пермской области нет каких-либо разъяснений из Министерства образования России. Согласно п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации освобождаются от предоставления документа о владении русским языком мужчины с 65 лет, женщины с 60 лет и инвалиды 1 группы.

Также требует своего разрешения вопрос квотирования рабочих мест для иностранных граждан и лиц без гражданства (речь идет, прежде всего, о вынужденных мигрантах). В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона <О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации> от 25 июля 2002 года №115-ФЗ <работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу>. Количество выделяемых квот для указанной категории граждан не обеспечивает реальную потребность в рабочих местах. Мигранты являются одной из самых обездоленных групп населения, отсутствие возможности трудоустройства усугубляет и без того сложное положение лиц, прибывших из республик бывшего СССР.

На основании изложенного прошу Вас рассмотреть вопрос об инициировании внесения изменений в соответствующие нормативные акты в целях устранения нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства при получении видов на жительство и гражданства Российской Федерации>.
инфраструктура доклады Всемирный день прав ребенка просвещение семинар Кудымкар Коми-Пермяцкий округ прием граждан ГУ МВД ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина культура судебные приставы социальное сиротство конференции религия Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного медицина инвалиды Большое жюри экология совещание участие детей в принятии решений выборы круглый стол Общественная приемная Уполномоченного права детей труд свобода мирных собраний жилье конкурс труд заключение о нарушении прав общественные помощники Уполномоченного права детей профилактика жестокого обращения с детьми информационная безопасность детей СМИ колонии День защиты прав детей ксенофобия образование Спасенное детство Пермский край конференция 7-8 апреля 2016 анонс российские и международные новости Презентация 25 лет Конституции РФ детский омбудсмен дискриминация календарь детские дома выселение из общежитий восстановительное правосудие законодательство БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство НКО общественный контроль выборы2018 лето 2016 медиация память жертв репрессий Ежегодный доклад-2016 свобода выражения мнений День прав человека 10 декабря vii Летняя школа по правам человека местное самоуправление конкурсы происшествие мигранты ежегодный доклад приемные семьи конференция призыв Всероссийский урок по правам человека-2017
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ