Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

11.06.2003 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области принял участие в заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Пермской области.

11 июня 2003
Информация

об исполнении комиссиями по делам несовершеннолетних

и защите их прав Пермской области законодательства, направленного на соблюде-ние прав несовершеннолетних и их законных представителей при привлечении к административной ответственности

С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс РФ об административных правона-рушениях, существенно изменивший порядок привлечения граждан, в котором сде-лан акцент на защите прав и законных интересов граждан.

С целью организации качественного исполнения законодательства об адми-нистративных правонарушениях и предупреждения возможных нарушений законно-сти, допускаемых комиссиями по делам несовершеннолетних, при привлечении подростков и их родителей к ответственности за административные правонаруше-ния, областной комиссией по делам несовершеннолетних проведена следующая ра-бота:

- совместно с прокуратурой области проведены учебные семинары для со-трудников муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и за-щите их прав (далее - КДН) и подразделений по делам несовершеннолет-них органов внутренних дел (далее - ПДН) (февраль 2002, июнь 2002, фев-раль 2003);

- председателем областной КДН на имя глав местного самоуправления был направлен ряд писем об организации качественного исполнения нового Ко-декса РФ об административных правонарушениях и обеспечения муници-пальным КДН условий, необходимых для организации административного производства (от 24.04.2002 № И 07-02-137, от 21.01.2003 № 16-19-15);

- совместно с прокуратурой Пермской области разработано и передано в му-ниципальные КДН методической пособие <Образцы документов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по делам об администра-тивных правонарушениях>. По информации, полученной из КДН субъектов РФ, такого пособия нет ни в одном из них;

- специалистами аппарата областной КДН проведено более 360 консульта-ций муниципальных КДН по различным аспектам производства по делам об административных правонарушениях;

- совместно с представителями ГУВД Пермской области проведены целевые проверки исполнения административного законодательства муниципаль-ными КНД и ПДН (Частые, Кировский и Ленинский районы г.Перми);

- в 2002 году областной КДН за счет средств областного бюджета было при-обретено 5 компьютеров с лазерными принтерами для КДН Свердловско-го, Индустриального районов г.Перми, городов Кизел, Лысьва, Краснови-шерского района ( в 2000-2001 - 8 компьютеров). В 2003 году на приобре-тение компьютеров выделено 360 тыс.руб.

В результате предпринятых мер в 26% муниципальных КДН были улучшены условия для организации производства по делам об административных правонару-шениях (введены дополнительные штатные должности, выделены отдельные поме-щения, приобретена компьютерная и орг.техника). В 98% комиссий улучшилось ве-дение дел об административных правонарушениях (административное производство выделено в отельное, сформированы административные дела), в некоторых случаях улучшилось качество рассматриваемых материалов. В КДН Ленинского района г.Перми, городов Александровска, Кизела, Добрянки, Сивинского районов и других ведется не только учет, но и анализ поступающих и рассмотренных материалов.

Вместе с тем результаты проверок, материалы прокуратуры Пермской области (прилагается представление прокуратуры Пермской области), сведения, полученные из муниципальных КДН показывают, что в деятельности комиссий имеются много-численные нарушения прав граждан при рассмотрении административных дел.

Администрациями Кировского района города Перми, Березовского, Вереща-гинского, Еловского, Куединского, Кунгурского, Нытвенского, Очерского, Суксун-ского, Чердынского, Частинского районов не созданы условия для организации ка-чественного производства по делам об административных правонарушениях. В пе-речисленных КДН отсутствует достаточное количество штатных работников комис-сий, компьютерная и множительная техника, не организовано своевременное обуче-ние основам правовых знаний сотрудников КДН, заседания комиссии проходят в тесных, неприспособленных для этого помещениях.

Работа большинства комиссий по-прежнему подчинена целям административ-ного наказания, в полной мере не реализуются правозащитные функции, пред-ставленные им ст.11 ФЗ <Об основах системы профилактики безнадзорности и пра-вонарушений>. На 01.05.2003 года 92% постановлений содержали меры админист-ративного наказания.

Комиссиями практически не используется возможность освобождения подро-стков от административной ответственности с применением к ним иных мер воздей-ствия (статья 2.3 КоАПРФ), а также статьей 2.9. КоАП РФ возможность освобожде-ния от административной ответственности при малозначительности административ-ного правонарушения и объявления устного замечания (1% от всех рассмотренных дел). Так, постановлением КДН Кировского района от 05.05.2003 № 1 было назна-чено административное наказание в виде штрафа С.Митрушкину, учащемуся с/ш№ 64, предусмотренное ст.20.21. В качестве доказательств в материалах дела имелся только протокол об административном правонарушении, содержащий фразу <имел шаткую походку, невнятную речь, чем оскорблял человеческое достоинство и обще-ственную нравственность>. При этом к делу не было приобщено документов, под-тверждающих состояние опьянения, не учтено раскаяние несовершеннолетнего. При рассмотрении дела не оценена степень вреда, нанесённого общественной нравствен-ности <шаткой походкой и невнятной речью>. Не учтены смягчающие обстоятель-ства и то, что протокол об административном правонарушении по ст. 20.21 состав-лен инспектором ПДН РОВД Кировского района ст.лейтенантом О.Г.Лаптевой, ко-торая не является лицом правомочным, составлять протокол за правонарушение, предусмотренное ст.20.21 КоАП РФ в соответствии со ст.28.3 КоПА РФ.

Не учтены малозначительность и смягчающие обстоятельства при назначении административного наказания в виде штрафа, предусмотренного ст.5.35 КоАП Н.Е.Вейне (постановление КДН Ленинского района г.Перми от 06.02.2003 № 5-5). За факт кражи ее 12 -летней дочерью шоколадки стоимостью 14,5 руб. (девочка бы-ла задержана продавцом, похищенное было немедленно изъято).

Большинство комиссий не предъявляют должных требований к работникам милиции за качество представляемых на рассмотрение материалов. В 30% изучен-ных материалов ПДН Кировского района присутствуют только протоколы об адми-нистративных правонарушениях, при этом объяснения, результаты медицинских ос-видетельствований, подтверждающие факт правонарушения, характеристики право-нарушителя к протоколам не приобщаются. Работниками органов внутренних дел составляются протоколы без учета требований статьи 28.2 КоАП РФ. Например, в Ленинском районе отсутствуют даты, место составления (протокол рассмотрения дела от 31.01.2003 на Д.Ю.Власова). В протоколе об административном правонару-шении от 04.04.2003, составленном инспектором ПДН Кировского района С.А.Пахомовой, отсутствуют сведения, объяснения и подпись законного предста-вителя юридического лица, в отношении которого составлен протокол). В целом, из 253 возвращенных в подразделения милиции материалов 76% не соответствовало требованиям закона.

Выявлены случаи пренебрежения комиссиями тщательной подготовкой мате-риалов к рассмотрению. Большинство материалов КДН Кировского и Ленинского районов г.Перми по статье 5.35 КоАП РФ, кроме протокола об административном правонарушении и ходатайства школы о наказании семей за прогулы детей, не со-держат сведений об индивидуальной профилактической работе проведенной самим образовательным учреждением, а также сведений, подтверждающих причинно-следственную связь между прогулами ребенка и совершением правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ (Дела Г.Г.Чураковой от 20.01.03., Т.М.Селькиной и др.).

Вызывает нарекания процедура рассмотрения дела об административных правонарушениях на заседаниях КДН, во время которой, в нарушение статьи 29.7 КоАП РФ, не разъясняются права и обязанности лицам, участвующим в рассмотре-нии дела (КДН Кировского района). В подавляющем большинстве проверенных дел, при принятии решения о рассмотрении дела в отсутствии участников производства по делу, не выясняются причины их неявки. Имеются случаи, когда указанные лица не извещаются должным образом о времени и месте заседания. Не всегда комиссии оповещают прокуроров о проведении заседания.

Протоколы рассмотрения дел об административных правонарушениях в большинстве случаев не содержат достаточных сведений, объяснений, показаний, пояснений соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела. В результате не представляется возможным определить насколько обосновано принятое КДН по-становление, в какой степени соблюдена законность при разбирательстве дела.

Практически не выносятся комиссиями Представления по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, предусмотренные ст.29.13.

С целью устранения указанных фактов комиссией по делам несовершенно-летних и защите их прав при администрации области в июне 2003 года запланиро-вано проведение совместного обучающего семинара для сотрудников КДН и ПДН с участием представителей прокуратуры Пермской области, а также продолжить се-рию проверок деятельности муниципальных КДН.

Отдел по защите прав детей
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR