В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области, а также в средства массовой информации поступают обращения граждан о фактах осквернения неизвестными лицами памятников, зданий, иных сооружений, а также о порче имущества в общественных местах.

16 июня 2003
Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил обращение к главам органов местного самоуправления о необходимости усиления контроля за сохранностью имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Из обращения Уполномоченного по правам человека:

<Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

<От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления:> (ч.2 ст. 215 ГК РФ).

Таким образом, ответственность за сохранность имущества, принадлежащего муниципальному образованию, возлагается на орган местного самоуправления. В том случае, если часть муниципального имущества передана в аренду или иные виды пользования, лицо, в чьем пользовании находится имущество, обязано принимать соответствующие меры для обеспечения его сохранности.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за осквернение и порчу различных предметов религиозной символики, объектов культурного наследия, зданий, сооружений, имущества, находящегося в общественных местах.

Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (п.2 ст. 5.26); а также за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон охраны (ст. 7.13). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи; составление протоколов находится в компетенции должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.13 КоАП РФ, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия; составление протоколов находится в компетенции органов внутренних дел.

Также КоАП РФ предусматривает административную ответственность за мелкое хулиганство - действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (ст. 20.1). В данном случае, рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также составление протоколов находится в компетенции органов внутренних дел.

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена уголовная ответственность за следующие правонарушения: вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст.214); уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243); надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244). В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ предварительное расследование по указанным делам производится в форме дознания дознавателями органов внутренних дел.

Вместе с тем, на территории Пермской области, как было отмечено выше, продолжают иметь место случаи порчи имущества, находящегося в общественных местах.

Одной из причин сложившейся ситуации являются недостаточные действия должностных лиц органов внутренних дел. Вместе с тем, органами местного самоуправления также не предпринимаются должные меры, направленные на охрану имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В связи с этим, считаю необходимым предложить ужесточить контроль за содержанием объектов, находящихся в муниципальной собственности, в частности, руководители муниципальных предприятий и организаций должны самостоятельно обращаться в правоохранительные органы по фактам причинения вреда муниципальному имуществу, не дожидаясь распоряжений глав органов местного самоуправления.

Кроме того, необходимо предусмотре ть в заключаемых договорах обязанность лиц, в пользовании которых находится муниципальное имущество, принимать соответствующие меры, направленные на его охрану: устранять нарушения за свой счет, либо, при выявлении фактов причинения вреда, незамедлительно обращаться в органы внутренних дел.

Учитывая общественную значимость данных вопросов, о результатах рассмотрения настоящего обращения прошу меня проинформировать в 30-дневный срок в соответствии с Законом Пермской области <Об уполномоченном по правам человека в Пермской области>.

Копия обращения Уполномоченного по правам человека была направлена для сведения губернатору Пермской области Ю.П. Трутневу и начальнику ГУВД Пермской области В.Ф. Герцену.

На указанное обращение в адрес Уполномоченного по правам человека поступили ответы из ряда территорий.

В частности, глава г.Добрянки Н.Г. Сыропятов сообщил следующее:

<С 2001 года большая часть движимого и недвижимого муниципального имущества была передана в оперативное управление МУ <Добрянское городское имущественное казначейство>. На все объекты заключены договоры безвозмездного пользования с предприятиями и организациями, где предусмотрена ответственность руководителей за сохранность переданного им муниципального имущества.

07.05.2003 состоялось заседание комиссии по инвентаризации под председательством начальника управления имущественных отношений Щанникова О.С., на котором было принято решение:

- провести инвентаризацию памятников истории и культуры, находящихся на территории г.Добрянки и района в июле 2003 года;

- усилить контроль за содержанием объектов, находящихся в муниципальной собственности;

- обратить внимание руководителей предприятий и организаций, в пользовании которых находится муниципальное имущество ( в том числе памятники истрии и культуры), на необходимость усиления контроля за находящимся в ведении имущества;

- в мае 2003 года были проведены работы по ремонту памятников и уборке прилегающих территорий>.

Последующую информацию об ответах глав органов местного самоуправления на указанное обращение Уполномоченного по правам человека можно будет найти на сайте Уполномоченного.

К материалам Специального доклада:

13 мая 2003 года Уполномоченный по правам человека в Пермской области принял участие в <круглом столе> по теме <Областная целевая программа <Комплексная реабилитация инвалидов Пермской области на 2003-2005 годы>.

На <круглом столе> было отмечено, что принятие Законодательным Собранием Пермской области <Областной целевой программы <Комплексная реабилитация инвалидов Пермской области на 2003-2005 годы> позволит решить значительное количество проблем жизнедеятельности инвалидов, большинство из которых имеют межведомственный характер, создать оптимальные условия для восстановления социального и личностного статуса, интеграции инвалидов в жизнь, улучшить базу государственных служб МСЭ по созданию условий для разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов, развить сеть реабилитационных учреждений и укрепить их материальную базу.

Также участники <круглого стола> отметили, что в области последовательно и целенаправленно осуществляются меры, направленные на поддержку людей с ограниченными физическими возможностями:

- при администрации области и администрациях муниципальных образований действуют координационные советы по делам инвалидов;

- принят указ губернатора Пермской области от 21.06.2002 № 123 <О порядке взаимодействия и координации деятельности по реабилитации инвалидов в Пермской области>;

- на местном уровне действуют муниципальные программы адресной помощи населению, включающие мероприятия по социальной поддержке инвалидов;

- областной конкурс социальных и культурных проектов включает номинации, предусматривающие оказание социальных и культурных услуг инвалидам, в том числе, детям-инвалидам.

С целью формирования системного характера деятельности по социальной поддержке инвалидов, соблюдения прав лиц с ограниченными физическими возможностями участ никами <круглого стола> были приняты следующие рекомендации:

1. Представительным и исполнительным органам местного самоуправления:

- регулярно рассматривать вопросы реабилитации инвалидов на заседаниях Земских Собраний, коллегий при главах органов местного самоуправления, координационных советов при администрациях муниципальных образований;

- обратить внимание на необходимость межведомственного подхода к решению проблем инвалидов и инвалидности, предоставлению реабилитационных услуг людям с ограниченными возможностями;

- более полно и активно использовать меры, предусмотренные законодательством, в целях осуществления контроля за соблюдением прав граждан с ограниченными возможностями, в частности, вопросов формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов;

- обратить внимание на необходимость участия органов местного самоуправления в реализации мероприятий областной целевой программы <Комплексная реабилитация инвалидов Пермской области на 2003-2005 годы> на паритетных началах путем привлечения средств местных бюджетов (по согласованию) в пределах статей финансирования, а также некоммерческих организаций и учреждений социального обслуживания населения путем участия в конкурсе социальных проектов, грантовый фонд которого формируется за счет программных средств.

2. Администрации Пермской области, комитету по социальной политике и правам человека и комитету пол бюджету и внебюджетным фондам Законодательного Собрания Пермской области рассмотреть возможность финансирования мероприятий областной целевой программы <Комплексная реабилитация инвалидов Пермской области на 2003-2005 годы> на 2004 год в полном объеме.



На сайт <Новости>:

Уполномоченный по правам человека в Пермской области на основании Указа губернатора Пермской области от 23 мая 2003 года № 99 включен в состав межведомственной комиссии по миграционной политике Пермской области.

Подробнее:

В соответствии с Указом губернатора Пермской области от 23 мая 2003 года № 99 на территории Пермской области создана межведомственная комиссия по миграционной политике Пермской области. Также данным Указом губернатора утверждено Положение о межведомственной комиссии и состав комиссии.

Как следует из Положения, комиссия является координационным органом администрации Пермской области, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных исполнительных органов государственной власти области по реализации единой государственной миграционной политики. Председателем комиссии является заместитель губернатора области В.А. Щукин.

С целью осуществления межведомственной комиссией по миграционной политике Пермской области полномочий, возложенных на нее Указом губернатора, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил свои предложения в план работы комиссии на 2003 год.

В частности, Уполномоченный по правам человека предложил рассмотреть в 2003 году следующие вопросы:

1. О ситуации с соблюдением на территории Пермской области прав беженцев, вынужденных переселенцев на:

- пенсионное обеспечение;

- трудоустройство;

- медицинское обслуживание;

- обеспечение жильем.

(с заслушиванием отдела по делам миграции ГУВД Пермской области и иных заинтересованных структур).

2. О разработке проекта Концепции миграционной политики Пермской области.

На сайт <Новости>:

В настоящее время в Пермской области лица, которым на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы назначено принудительное лечение в психиатрических стационарах специализированного типа, не направляются в указанные лечебные учреждения.

В связи с этим, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил обращение в адрес Министра Юстиции РФ Ю.Я.Чайки.

Подробнее:

В обращении Уполномоченного по правам человека была сказано:

<Из информации, полученной из прокуратуры Пермской области, следует, что <в настоящее время в СИЗО-1 г.Перми содержатся 13 человек, которым судами области назначен указанный вид при нудительного лечения. На основании указания ГУИН Минюста России № 18/6/2-275 от 18.05.01г. такие лица должны направляться для лечения в Черняховскую психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением Калининградской области. С мая 2002г., по распоряжению ГУИН Минюста РФ этапирование указанных лиц отменено до особого указания:>

Так, гражданин К. определением Пермского областного суда от 28 мая 2003 года освобожден от уголовной ответственности и ему назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Однако, К. до настоящего времени, т.е. в течение года со дня вынесения определения, находится в следственном изоляторе г.Перми, а не в лечебном учреждении. Аналогичные факты были выявлены и при осуществлении проверок сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области.

04.03.2003г. на имя начальника ГУИН Минюста России Ялунина В.У. прокурором области вынесено представление о нарушении норм УПК РФ, список лиц направлен в Генеральную прокуратуру РФ.

В ответе, поступившем на представление прокурора Пермской области, указано, что не этапирование больных в Черняховскую больницу связано с проведением Литовским государством комплекса мероприятий по вводу транзитно-визового режима через свою территорию.

Считаю, что указанные факты свидетельствуют о нарушении прав лиц, находящихся в следственных изоляторах, а не в лечебных учреждениях, как установлено приговором.

Безусловно, решение указанной проблемы потребует дополнительных финансовых затрат, но откладывание мер по ее решению приведет к дальнейшему нарушению прав лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрических стационарах специализированного типа.

В связи с этим, прошу Вас в рамках Вашей компетенции принять все возможные меры для устранения данных нарушений.

О результатах рассмотрения настоящего обращения прошу меня проинформировать в установленный законом срок>.

Информация о рассмотрении обращения Уполномоченного по правам человека в Пермской области будет размещена на сайте Уполномоченного.

На сайт <Новости>:

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О. Миронов обратился к Председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации РФ по законодательству Павлу Крашенинникову с предложением внести в Государственную Думу законопроект, предусматривающий согласно ч.3 ст. 76 Конституции РФ приведение отдельных положений УПК РФ и ГПК РФ в соответствие с Федеральным конституционным законом <Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации>.

Подробнее:

Разработка и внесение в Государственную Думу данного документа обусловлены не только и не столько формальным признаком несоответствия, сколько тем, что федеральному Уполномоченному при осуществлении своих должностных полномочий неоднократно приходится сталкиваться со значительными трудностями. Например, отсутствием в УПК РФ и ГПК РФ как упоминания об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации в качестве возможного участника судопроизводства, так и нормативно-правового регулирования порядка его вступления в судебный процесс с целью осуществления государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, УПК РФ, равно как и ГПК РФ не содержат исчерпывающих гарантий неприкосновенности и процессуальной независимости Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, например, его права отказаться от свидетельских показаний.

В законопроекте также уделяется внимание проблеме участия в отправлении судопроизводства уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, действующих на основании регионального законодательства во исполнение положений ст.5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", по смыслу которой они наделены сходными полномочиями.

Такое право станет эффективным средством юридической защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, ч то подтверждается мировой практикой института омбудсмена.

В своем обращении Олег Миронов обосновал и ряд других необходимых поправок и выразил надежду, что направленный им проект федерального закона будет рассмотрен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

На сайт <Новости>:

Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил Заключения <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления> в адрес глав г.Перми, Добрянки, Краснокамска, Нытвенского и Пермского районов.

Подробнее:

26,27 мая руководителем аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области совместно с начальником отдела градостроительства комитета строительства, архитектуры и градостроительства Пермской области была проведена проверка доступности административных зданий администраций районов г.Перми, администраций городов Добрянки, Краснокамска, А также Пермского и Нытвенского районов.

По результатам проведенной проверки Уполномоченным по правам человека направлены Заключения <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления> в адрес глав указанных органов местного самоуправления.

1. Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермской области <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления>, направленное в адрес Главы г.Перми.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации - <Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека>.

Также Конституцией гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Согласно статье 33 Конституции <граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления>.

Вопросы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, а также определенные гарантии реализации их прав устанавливает Федеральный закон <О социальной защите инвалидов в Российской Федерации>.

Статьей 15 Закона закреплено следующее: <Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям):

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов>.

В целях обеспечения доступа лиц с ограниченными возможностями к зданиям и сооружениям определенные требования предусматривают:

СНиП 2.08.01-97 <Жилые здания>;

СНиП 2.08.02-89 <Общественные здания и сооружения>;

СНиП 21.09.02-85 <Производственные здания и сооружения>;

СНиП 2.09.04-97 <Административные и бытовые здания>;

СНиП 2.07.01-89 <Градостроительство: планировка и застройка городских и сельских поселений>.

В частности, СНиП 35-01-2001 <Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения> предусматривает следующее:

п. 3.9 <Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м., высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. : Лестницы должны дублироваться пандусами>;

п. 3.15 <Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м. : при ширине не менее 2,2 м.>;

п. 3.17 <Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-коля сках следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте зданий, кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты :>;

п. 3.19 <Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью : при открывании <к себе> - не менее 1,5 м. при ширине не менее 1,5 м.>;

п. 3.23 <Ширина дверных и открытых проемов в стене : должна быть не менее 0,9 м. : Дверные проемы не должны иметь порогов: При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.>;

п. 3.28 <Ширина проступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3 м., а высота подъема ступней - не более 0,15 м. :>;

п. 3.29 <Ширина пандуса : должна быть не менее 1 м:>;

п. 3.32 <Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями :>.

СНиП 2.08.02-89 <Общественные здания и сооружения>:

п. 4.13 <Габариты кабины лифта, предназначенного для пользования посетителями на креслах-колясках, должны иметь : ширину дверного проема - 0,9 м.>.

Однако, здания администрации г.Перми, администраций районов города, отделов социальной защиты населения остаются недоступными для маломобильных групп населения.

26 мая 2003 года руководителем аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области Д.А. Матвеевым, совместно с начальником отдела строительства, архитектуры и градостроительства Пермской области И.Г. Копыловым была проведена проверка доступности административных зданий районов г.Перми для маломобильных групп населения.

В результате проведенной проверки было выявлено следующее:

г.Пермь.

Здание администрации г.Перми (ул.Ленина, 23): высота входной площадки0,06-0,07м. От уровня тротуара, ширина входной двери 0,80 м., в вестибюле лестница имеет три подъема 0,15х0,40 м. - что является нарушение установленных требований.

Ленинский район г.Перми.

Здание администрации района (ул.Кирова, 57): отсутствует пандус на наружном крыльце, две ступени высотой 0,12 м., внутренняя лестница высотой 1 м., пандус также отсутствует. Работа с лицами с ограниченными возможностями ведется по телефону.

Отделение Пенсионного фонда (ул. Кирова, 59): вход в здание на уровне тротуара, высота порога - 0,10 м., ширина двери - 0,76 м. - что является нарушением требований.

Свердловский район г.Перми.

Здание администрации района (ул. Ленина, 85): ширина пандуса - 0,85 м., высота порога входной двери - 0,11 м., ширина дверного проема тамбурных дверей - 0,60 м., ширина двери в лифт - 0,60 м., что также является нарушением норм, установленных законодательством.

Дзержинский район г.Перми.

Здание администрации района (ул. Ленина, 85): также отмечены нарушения требований - нет пандуса, ступени крыльца имеют размеры 0,18х0,34 м., ширина входной двери --0,63 м., высота порога входной двери - 0,05м.

Индустриальный район г.Перми.

Здание администрации района (ул. Стахановская, 51): нет пандуса, входная дверь шириной 0,66 м., ступени внутренней лестницы в вестибюле не соответствуют нормам, нет ограждения лестницы и пандуса внутри здания.

Здание отдела социальной защиты населения (ул.Мира, 84): ширина входной двери составляет 0,85м., высота порога двери 0,07 м., длина тамбура 1,5 м., ширина - 1,5 м., что является нарушением норм, установленных законодательством.

Мотовилихинский район г.Перми.

Здание администрации района (ул. Щербакова, 24): ширина входной двери - 0,62 м., порог входной двери - 0,05 м., тамбур длинной 1,4 м., при входе в вестибюль два подъема высотой 0,18 м., жилищный и коммунальные отделы находятся на 3 этаже; отдел социальной защиты населения - на 2 этаже.

Кировский район г.Перми.

Здание администрации района (ул.Кировоградская, 33): крыльцо имеет 5 ступеней 0,16х0,30 м., нет пандуса, глубина площадки крыльца 0 1 м., высота порога наружной двери 0,05 м., нет тамбура.

Здание отдел а социальной защиты населения (ул.Закамская, 31): помещения арендуются на 1 этаже жилого дома у завода им. Кирова, в новое строящееся здание переезд планируется не ранее чем через 2 года; крыльцо имеет 6 ступеней 0,16х0,30 м., нет пандуса, площадка крыльца глубиной 1,15 м., ширина входной двери 0,75 м, нет тамбура.

На основании изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день у маломобильных групп населения отсутствует возможность беспрепятственного доступа в административные здания г.Перми и районов города. При этом речь идет не только об инвалидах, но и о гражданах преклонного возраста, лицах, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата и т.д.

В связи с этим указанные категории граждан не могут в полной мере реализовать свое право на обращение к органам местного самоуправления и их должностным лицам, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.

Настоящие нарушения прав лиц с ограниченными возможностями могут быть устранены в том случае, если прием будет осуществляться в местах доступных и оборудованных для данных лиц.

Необходимо отметить, что проблема доступа лиц с ограниченными возможностями к социально-значимым зданиям и сооружениям была затронута в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека <О нарушении прав граждан с ограниченными возможностями> (2002г.), на заседании Пермской городской Думы (2002г.), депутатских слушаниях Законодательного Собрания Пермской области (2003г.).

Учитывая изложенное, считаю, что необходимо предпринять все возможные меры по оборудованию административных и социально-значимых зданий органов местного самоуправления с целью обеспечения доступа к ним лиц с ограниченными физическими возможностями. Безусловно, оборудование зданий с учетом потребностей маломобильных групп населения потребует дополнительных финансовых затрат, однако откладывание мер по решению данной проблемы приведет к дальнейшему нарушению прав указанных категорий граждан. Более того, статьей 9.13 Административного кодекса Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Таким образом, можно сделать вывод, что здания администрации г.Перми, администраций районов г.Перми, районных отделов социальной защиты населения не соответствуют требованиям, установленным Конституцией РФ, Федеральным законом <О социальной защите инвалидов в РФ>, Санитарно-техническим нормам и правилам.

На основании стать 19 Закона Пермской области <Об уполномоченном по правам человека в Пермской области>

Предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермской области.

2. Уведомить Уполномоченного по правам человека в Пермской области в установленный законом срок о конкретных мероприятиях по устранению указанных нарушений и сроках их исполнения>

Аналогичные Заключения Уполномоченного по правам человека направлены главам г.г. Добрянки, Краснокамска, Пермского и Нытвенского районов с указанием следующих недостатков:

г. Добрянка

Здание администрации г. Добрянки: крыльцо имеет 6 ступеней 0,15х0,30 м., отсутствует пандус и ограждения, ширина наружной двери 0,75 м., высота порога 0,07 м., что является нарушением установленных требований.

Отдел паспортно-визовой службы г.Добрянки располагается на 1 этаже жилого дома, крыльцо имеет 5 ступеней 0,16х0,30 м., ширина входной двери 0,73 м., отсутствует пандус, высота порога входной двери 0,07 м., что также является нарушением установленных требований.

г.Краснокамск

Здание администрации г.Краснокамска: крыльцо имеет 3 подъема 0,12-0,25х0,33-0,55 м., отсутствуют поручни и пандус, ширина входной двери 0,72 м., приемная располагается на 2 этаже, жилищная служба на 3 этаже, что является нарушением установленных требований.

Здание отделения Пенсионного Фонда: высота входной площадки 0,18 м., глубина площадки - 1,15 м., ширина входной двери - 0,80 м., высота порога 0,05 м., глубина 1,70 м ., что также является нарушением установленных требований.

Пермский район

Здание администрации Пермского района (ул. Верхнемуллинская, 71): высота площадки перед входом - 0,12 м., отсутствует пандус, ширина входной двери - 0,86 м., ширина тамбура - 1,5 м., высота порога наружной двери - 0,05 м., внутренней двери - 0,05 м., что является нарушением установленных требований.

Здание управления социальной защиты населения (ул. Верхнемуллинская, 74а): высота площадки перед входом - 0,17 м., пандус отсутствует, высота порога входной двери - 0,05 м., что также не соответствует требованиям, установленным законодательством.

Нытвенский район

Здание администрации Нытвенского района: крыльцо имеет 7 ступеней высотой 0,13-0,15 м., отсутствует пандус, ширина входной двери 0,70 м., глубина тамбура --1,15 м., высота порога входной двери 0,04м, что является нарушением установленных требований.

Здание отдела социальной защиты населения Нытвенского района: высота площадки перед входом в здание - 0,20 м., отсутствует пандус, глубина площадки 1,1 м., высота порога 0,10 м., нет тамбура.

Здание жилищной службы Нытвенского района: помещения располагаются на втором этаже, крыльцо имеет 3 ступени размером 0,15х0,40 м., отсутствует пандус, глубина площадки 1 м., ширина входной двери 0,85 м., высота порога входной двери 0,08 м., что также является нарушением установленных требований.

Здание расчетно-кассового центра: отсутствует пандус, крыльцо имеет 3 ступени 0,15х0,13 м., ширина входной двери 0,86 м.

Всем главам органов местного самоуправления предложено рассмотреть настоящие Заключения и проинформировать Уполномоченного по правам человека о конкретных мерах по устранению указанных нарушений и сроках их исполнения.

Информация о результатах рассмотрения Заключений будет размещена на сайте Уполномоченного по правам человека в Пермской области.



Практически во всех ответах, поступивших на запрос Уполномоченного, содержится информация о проведении разъяснительной работы среди структурных подразделений местных администраций с целью ужесточения контроля за содержанием объектов культурного наследия, зданий, сооружений и имущества, находящегося в муниципальной собственности; а также об информировании руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций и лиц, в чьем пользовании находится муниципальное имущество, об ответственности за сохранность имущества (г.г.Александровск, Добрянка, Кизел, Чусовой, Чайковский, Гремячинск, Соликамск, Краснокамск, Сивинский, Осинский, Ординский, Ильинский, Усольский, Оханский, Горнозаводский, Куединский, Чердынский, Карагайский, Суксунский, Нытвенский районы).

Также, как было сообщено Уполномоченному, в заключаемых договорах на пользование муниципальным имуществом, предусматриваются меры, направленные на его охрану; при передаче имущества в аренду, оперативное управление и хозяйственное ведение пользователь несет ответственность за сохранность имущества. В г.Соликамске на все здания, являющиеся памятниками истории и культуры с собственниками и пользователями заключены охранные договоры. В Оханском районе положения об охране находящегося в пользовании муниципального имущества в обязательном порядке включаются в договоры.

В ряде территорий приняты акты органов местного самоуправления, направленные на охрану отдельных видов муниципального имущества. Так в г.Губахе Решением городской Думы от 26 ноября 1998 г. № 281 <О контроле за сохранностью и содержанием памятников, обелисков и мемориальных досок, установленных на территории города Губахи> закреплены организации и предприятия, отвечающие за содержание, реставрацию, ремонт памятников, обелисков, мемориальных досок. Контроль возложен на комитет Думы по социальным вопросам; выполнение данного решения ежегодно анализируется на совещаниях администрации города с участием депутатов городской Думы, Совета ветеранов, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. При администрации Верещагинского района существует комиссия по охране памятников истории и культуры, ежегодно проводится осмотр всех памятников совместно с органами внутренних дел и представителями сельских администраций. В г.Гремячинске Решением Гремячинской городской Думы от 30.05.2003г. № 339 утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования. Распоряжением главы г.Лысьвы от 16.04.2003 № 166-р за предприятиями и организациями закреплено содержание в надлежащем порядке памятников и других объектов муниципального имущества.

Следует отметить, что в некоторых случаях именно обращение Уполномоченного послужило причиной принятия органами местного самоуправления соответствующих актов. Главой Соликамского района по результатам рассмотрения обращения Уполномоченного принято распоряжение от 02.06.2003 № 15-р <О мерах по сохранности имущества, находящегося в общественных местах>; главой Частинского района - распоряжение от 10.06.2003 № 149-р <О контроле по содержанию объектов, находящихся в муниципальной собственности>, администрацией Красновишерского района - распоряжение от 18.06.2003 № 247-р <О принятии мер по сохранности муниципального имущества>.

В Кишертском районе участковые уполномоченные милиции проводят разъяснительную работу с населением о недопустимости осквернения или иных действий в отношении памятников, муниципальных зданий, объектов культурного наследия. В школах проводятся беседы с подростками о бережном отношении к указанным объектам, разъясняется административная и уголовная ответственность, готовится материал для публикации в районной газете. В контрактах с руководителями муниципальных предприятий включен пункт об ответственности руководителя за переданное предприятию имущество.

Заместитель губернатора области В.А. Щукин на обращение Уполномоченного сообщил, что администрацией области руководству ГУВД, главам местного самоуправления городов и районов области, управлению по обеспечению деятельности мировых судей администрации области предложено принять необходимые меры по выполнению мероприятий, обеспечивающих охрану памятников и других объектов от посягательств на осквернение.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, имеют место случаи вандализма, кражи муниципального имущества. Так, в письме главы местного самоуправления Усольского района содержится информация о том, что в 2002 году была совершена кража обелиска с места приземления космического корабля <Восход-2>. Лица, совершившие кражу, не установлены. В г.Лысьве <обращения граждан о фактах осквернения памятников, зданий, сооружений, порче имущества в отдел внутренних дел имели место: Путем оперативно-розыскных мероприятий установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления>. В д. Ульяновка Чернушинского района в период с 22 июня по 2 июля 2002 года были повреждены надмогильные сооружения на городском кладбище. По данному факту по ч.1 ст. 244 УК РФ возбуждено уголовное дело № 653. В июне т.г. Нытвенским райсудом вынесен приговор в отношении 2-х жителей города, которыми осенью 2002 года на кладбище было повреждено более 50 могил и надгробий. В настоящее время органами милиции ведется работа по розыску лиц, учинивших разбой в церкви г.Нытва. в г.Кунгуре в 2003 году также зарегистрирован факт вандализма на городском кладбище. По данному факту возбуждено уголовное дело.



На основании изложенного Уполномоченный направил информационные письма в адрес губернатора Пермской области, председателя Законодательного Собрания Пермской области. В информационных письмах Уполномоченный указал о фактах, содержащихся в ответах, поступивших из органов местного самоуправления, а также отметил следующее:

<Считаю необходимым довести до Вашего сведения, что меры, направленные на охрану имущества, находящегося в муниципальной собственности, зачастую носят бессистемный характер, что значительно снижает их эффективность. Отсутствует должное взаимодействие с органами внутренних дел. В ряде территорий только после обращения Уполномоченного приняты местные акты, направленные на усиление контроля за сохранностью муниципального имущества.

Для снижения числа случаев порчи муниципального имущества необходимо внедрять в заключаемых договорах формы ответственности лиц, в чьем пользовании находится муниципальное имущество; активизировать работу органов внутренних дел, вплоть до приближения маршрутов патрулирования к памятникам, муниципальным зданиям, объектам культурного наследия.

Предпринимаемые меры должны быть систематическими и находиться на постоянном контроле у должностных лиц органов местного самоуправления>.

Также данная информация направлена в средства массовой информации Пермской области.