Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил Заключения в адрес глав г.Перми, Добрянки, Краснокамска, Нытвенского и Пермского районов.

17 июня 2003
26,27 мая руководителем аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области совместно с начальником отдела градостроительства комитета строительства, архитектуры и градостроительства Пермской области была проведена проверка доступности административных зданий администраций районов г.Перми, администраций городов Добрянки, Краснокамска, А также Пермского и Нытвенского районов.

По результатам проведенной проверки Уполномоченным по правам человека направлены Заключения <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления> в адрес глав указанных органов местного самоуправления.

1. Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермской области <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления>, направленное в адрес Главы г.Перми.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации - <Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека>.

Также Конституцией гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Согласно статье 33 Конституции <граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления>.

Вопросы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, а также определенные гарантии реализации их прав устанавливает Федеральный закон <О социальной защите инвалидов в Российской Федерации>.

Статьей 15 Закона закреплено следующее: <Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям):

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов>.

В целях обеспечения доступа лиц с ограниченными возможностями к зданиям и сооружениям определенные требования предусматривают:

СНиП 2.08.01-97 <Жилые здания>;

СНиП 2.08.02-89 <Общественные здания и сооружения>;

СНиП 21.09.02-85 <Производственные здания и сооружения>;

СНиП 2.09.04-97 <Административные и бытовые здания>;

СНиП 2.07.01-89 <Градостроительство: планировка и застройка городских и сельских поселений>.

В частности, СНиП 35-01-2001 <Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения> предусматривает следующее:

п. 3.9 <Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м., высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. : Лестницы должны дублироваться пандусами>;

п. 3.15 <Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м. : при ширине не менее 2,2 м.>;

п. 3.17 <Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте зданий, кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты :>;

п. 3.19 <Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью : при открывании <к себе> - не менее 1,5 м. при ширине не менее 1,5 м.>;

п. 3.23 <Ширина дверных и открытых проемов в стене : должна быть не менее 0,9 м. : Дверные проемы не должны иметь порогов: При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.>;

п. 3.28 <Ши рина проступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3 м., а высота подъема ступней - не более 0,15 м. :>;

п. 3.29 <Ширина пандуса : должна быть не менее 1 м:>;

п. 3.32 <Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями :>.

СНиП 2.08.02-89 <Общественные здания и сооружения>:

п. 4.13 <Габариты кабины лифта, предназначенного для пользования посетителями на креслах-колясках, должны иметь : ширину дверного проема - 0,9 м.>.

Однако, здания администрации г.Перми, администраций районов города, отделов социальной защиты населения остаются недоступными для маломобильных групп населения.

26 мая 2003 года руководителем аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области Д.А. Матвеевым, совместно с начальником отдела строительства, архитектуры и градостроительства Пермской области И.Г. Копыловым была проведена проверка доступности административных зданий районов г.Перми для маломобильных групп населения.

В результате проведенной проверки было выявлено следующее:

г.Пермь.

Здание администрации г.Перми (ул.Ленина, 23): высота входной площадки0,06-0,07м. От уровня тротуара, ширина входной двери 0,80 м., в вестибюле лестница имеет три подъема 0,15х0,40 м. - что является нарушение установленных требований.

Ленинский район г.Перми.

Здание администрации района (ул.Кирова, 57): отсутствует пандус на наружном крыльце, две ступени высотой 0,12 м., внутренняя лестница высотой 1 м., пандус также отсутствует. Работа с лицами с ограниченными возможностями ведется по телефону.

Отделение Пенсионного фонда (ул. Кирова, 59): вход в здание на уровне тротуара, высота порога - 0,10 м., ширина двери - 0,76 м. - что является нарушением требований.

Свердловский район г.Перми.

Здание администрации района (ул. Ленина, 85): ширина пандуса - 0,85 м., высота порога входной двери - 0,11 м., ширина дверного проема тамбурных дверей - 0,60 м., ширина двери в лифт - 0,60 м., что также является нарушением норм, установленных законодательством.

Дзержинский район г.Перми.

Здание администрации района (ул. Ленина, 85): также отмечены нарушения требований - нет пандуса, ступени крыльца имеют размеры 0,18х0,34 м., ширина входной двери --0,63 м., высота порога входной двери - 0,05м.

Индустриальный район г.Перми.

Здание администрации района (ул. Стахановская, 51): нет пандуса, входная дверь шириной 0,66 м., ступени внутренней лестницы в вестибюле не соответствуют нормам, нет ограждения лестницы и пандуса внутри здания.

Здание отдела социальной защиты населения (ул.Мира, 84): ширина входной двери составляет 0,85м., высота порога двери 0,07 м., длина тамбура 1,5 м., ширина - 1,5 м., что является нарушением норм, установленных законодательством.

Мотовилихинский район г.Перми.

Здание администрации района (ул. Щербакова, 24): ширина входной двери - 0,62 м., порог входной двери - 0,05 м., тамбур длинной 1,4 м., при входе в вестибюль два подъема высотой 0,18 м., жилищный и коммунальные отделы находятся на 3 этаже; отдел социальной защиты населения - на 2 этаже.

Кировский район г.Перми.

Здание администрации района (ул.Кировоградская, 33): крыльцо имеет 5 ступеней 0,16х0,30 м., нет пандуса, глубина площадки крыльца 0 1 м., высота порога наружной двери 0,05 м., нет тамбура.

Здание отдела социальной защиты населения (ул.Закамская, 31): помещения арендуются на 1 этаже жилого дома у завода им. Кирова, в новое строящееся здание переезд планируется не ранее чем через 2 года; крыльцо имеет 6 ступеней 0,16х0,30 м., нет пандуса, площадка крыльца глубиной 1,15 м., ширина входной двери 0,75 м, нет тамбура.

На основании изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день у маломобильных групп населения отсутствует возможность беспрепятственного доступа в административные здания г.Перми и районов города. При этом речь идет не только об инвалидах, но и о гражданах преклонного возраста, л и ц а х, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата и т.д.

В связи с этим указанные категории граждан не могут в полной мере реализовать свое право на обращение к органам местного самоуправления и их должностным лицам, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.

Настоящие нарушения прав лиц с ограниченными возможностями могут быть устранены в том случае, если прием будет осуществляться в местах доступных и оборудованных для данных лиц.

Необходимо отметить, что проблема доступа лиц с ограниченными возможностями к социально-значимым зданиям и сооружениям была затронута в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека <О нарушении прав граждан с ограниченными возможностями> (2002г.), на заседании Пермской городской Думы (2002г.), депутатских слушаниях Законодательного Собрания Пермской области (2003г.).

Учитывая изложенное, считаю, что необходимо предпринять все возможные меры по оборудованию административных и социально-значимых зданий органов местного самоуправления с целью обеспечения доступа к ним лиц с ограниченными физическими возможностями. Безусловно, оборудование зданий с учетом потребностей маломобильных групп населения потребует дополнительных финансовых затрат, однако откладывание мер по решению данной проблемы приведет к дальнейшему нарушению прав указанных категорий граждан. Более того, статьей 9.13 Административного кодекса Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Таким образом, можно сделать вывод, что здания администрации г.Перми, администраций районов г.Перми, районных отделов социальной защиты населения не соответствуют требованиям, установленным Конституцией РФ, Федеральным законом <О социальной защите инвалидов в РФ>, Санитарно-техническим нормам и правилам.

На основании статьи 19 Закона Пермской области <Об уполномоченном по правам человека в Пермской области>

Предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее Заключение Уполномоченного по правам человека в Пермской области.

2. Уведомить Уполномоченного по правам человека в Пермской области в установленный законом срок о конкретных мероприятиях по устранению указанных нарушений и сроках их исполнения>

Аналогичные Заключения Уполномоченного по правам человека направлены главам г.г. Добрянки, Краснокамска, Пермского и Нытвенского районов с указанием следующих недостатков:

г. Добрянка

Здание администрации г. Добрянки: крыльцо имеет 6 ступеней 0,15х0,30 м., отсутствует пандус и ограждения, ширина наружной двери 0,75 м., высота порога 0,07 м., что является нарушением установленных требований.

Отдел паспортно-визовой службы г.Добрянки располагается на 1 этаже жилого дома, крыльцо имеет 5 ступеней 0,16х0,30 м., ширина входной двери 0,73 м., отсутствует пандус, высота порога входной двери 0,07 м., что также является нарушением установленных требований.

г.Краснокамск

Здание администрации г.Краснокамска: крыльцо имеет 3 подъема 0,12-0,25х0,33-0,55 м., отсутствуют поручни и пандус, ширина входной двери 0,72 м., приемная располагается на 2 этаже, жилищная служба на 3 этаже, что является нарушением установленных требований.

Здание отделения Пенсионного Фонда: высота входной площадки 0,18 м., глубина площадки - 1,15 м., ширина входной двери - 0,80 м., высота порога 0,05 м., глубина 1,70 м., что также является нарушением установленных требований.

Пермский район

Здание администрации Пермского района (ул. Верхнемуллинская, 71): высота площадки перед входом - 0,12 м., отсутствует пандус, ширина входной двери - 0,86 м., ширина тамбура - 1,5 м., высота порога наружной двери - 0,05 м., внутренней двери - 0,05 м., что является нарушением установленных требований.

Здание управления социальной защиты населения (ул. Верхнемуллинская, 74а): высота площадки перед входом - 0,17 м., пандус отсутствует, высота порога входной двери - 0,05 м., что также не соответствует требования м, у ст ановленным законодательством.

Нытвенский район

Здание администрации Нытвенского района: крыльцо имеет 7 ступеней высотой 0,13-0,15 м., отсутствует пандус, ширина входной двери 0,70 м., глубина тамбура --1,15 м., высота порога входной двери 0,04м, что является нарушением установленных требований.

Здание отдела социальной защиты населения Нытвенского района: высота площадки перед входом в здание - 0,20 м., отсутствует пандус, глубина площадки 1,1 м., высота порога 0,10 м., нет тамбура.

Здание жилищной службы Нытвенского района: помещения располагаются на втором этаже, крыльцо имеет 3 ступени размером 0,15х0,40 м., отсутствует пандус, глубина площадки 1 м., ширина входной двери 0,85 м., высота порога входной двери 0,08 м., что также является нарушением установленных требований.

Здание расчетно-кассового центра: отсутствует пандус, крыльцо имеет 3 ступени 0,15х0,13 м., ширина входной двери 0,86 м.

Всем главам органов местного самоуправления предложено рассмотреть настоящие Заключения и проинформировать Уполномоченного по правам человека о конкретных мерах по устранению указанных нарушений и сроках их исполнения.

Информация о результатах рассмотрения Заключений будет размещена на сайте Уполномоченного по правам человека в Пермской области.

Как следует из ответа заместителя губернатора Пермской области В.В. Шеина, в планах ремонтов на 2003 год включены работы по устройству пандусов к входам в здания по адресу: ул. Куйбышева, 14, ул. Ленина 51.

Данная информация направлена для сведения Председателю Пермской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов В.И. Шишкиной.

В ответ на Заключение Уполномоченного глава г.Перми сообщил, что <В Кировском районе ведется работа по поиску нового помещения для работы с посетителями, т.к. существующее не удовлетворяет нормативным требованиям СНиП 35-01-2001 <Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения>. В администрации г.Перми, Мотовилихинском, Свердловском и Дзержинском районах принято решение о размещении общих отделов, жилищных отделов, отделов по благоустройству, комитетов по социальной защите населения на первых этажах административных зданий с обустройством входов средствами <безбарьерной среды>. В здании администрации Ленинского района предполагается устройство пандусов на входе, предусматривается дежурство диспетчера, обеспечивающего встречу посетителей на инвалидных колясках. Кроме этого, глава г.Перми направил в адрес Уполномоченного план мероприятий по созданию в городе условий к свободному доступу инвалидов к социально-значимым объектам и беспрепятственному передвижению по улицам города, разработанный департаментом планирования и развития территории г.Перми.

Из письма и.о. главы г.Краснокамска следует <: на 2003 год запланировано выполнить ремонт главного входа в здание Краснокамской администрации в соответствии с требованиями СниП 35-01-2001 <Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения>. Начальнику управления пенсионного фонда РФ по г.Краснокамску предложено в 2003 году разработать проектно-сметную документацию и выполнить устройство входа а здание управления пенсионного фонда, обеспечивающего беспрепятственный доступ лиц с ограниченными физическими возможностями>.

В Пермском районе Пермской области Заключение Уполномоченного было рассмотрено на совещании с работниками аппарата администрации. В целях обеспечения беспрепятственного доступа к органам местного самоуправления граждан преклонного возраста, а также лиц с ограниченными возможностями принято распоряжение главы муниципального образования от 01.07.2003 № 358-р, в соответствии с которым прием граждан руководством администрации будет осуществляться на первом этаже здания.

В ответе главы Нытвенского района на Заключение Уполномоченного сказано: <Мы полностью согласны с доводами, изложенными в заключении, которые касаются социальной защиты лиц с ограниченными возможностями.

Также сообщаем, что в администрацию Нытвенского района и ее структурные подразд еле ния не проступало ни одной жалобы от лиц с ограниченным физическими возможностями по поводу нарушения их прав в отношении беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Все просьбы лиц с ограниченными возможностями относительно решения их доступа к объектам социальной инфраструктуры разрешаются в максимально короткие сроки, вплоть до посещения лиц с ограниченными возможностями по месту их жительства или пребывания.

К сожалению, отсутствие финансирования на цели, указанные в Вашем заключении не дает нам возможности провести реконструкцию зданий, перечисленных на стр. 2,3 заключения:

Вопрос финансирования переоборудования зданий с учетом потребностей маломобильных групп населения будет вынесен администрацией Нытвенского района перед депутатами Земского собрания Нытвенского района при утверждении бюджета района на 2004 год>.

Начальник МУ УЖХ г.Добрянки проинформировал, что <Ввиду сложной обстановки по финансированию работы по устройству пандуса на крыльце рсчетно-приватизационного отдела города Добрянки могут быть выполнены в августе месяце>.

В связи с полученными ответами Уполномоченный направил письма в адрес Главы г.Перми - с просьбой указать сроки реализации плана мероприятий по созданию в городе условий к свободному доступу инвалидов к социально-значимым объектам и беспрепятственному передвижению по улицам города, и направить в адрес Уполномоченного информацию о деятельности архитектурно-планировочного управления в указанной сфере; а также в адрес главы г.Добрянки - о необходимости уведомить Уполномоченного об осуществлении работ по устройству пандуса на крыльце рсчетно-приватизационного отдела города Добрянки, запланированных в августе 2003 года.

В дополнение к уже поступившим в адрес Уполномоченного ответам, глава г.Добранки проинформировал о следующем:

<По результатам рассмотрения Заключения Уполномоченного по правам человека в Пермской области сообщаю следующее:

1. Администрация города Добрянки в рамках разработки и реализации городской программы <Социальная защита населения на 2003-2005 г.г.> готовит выполнение мероприятий по созданию инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры города для рассмотрения городской Думой при принятии бюджета на 2004 год.

2. В августе 2003 года Комитетом по градостроительству г.Добрянки проводится проверка всех общественных зданий на предмет соответствия СниП 35-01-2001 с выдачей предписаний о ликвидации нарушений в месячный срок.

3. Работы по устройству пандуса и ликвидации порога на крыльце здания администрации выполнены.

4. Аналогичные работы в регистрационно-приватизационном отделе МУ УЖХ г.Добрянки будут выполнены в августе 2003 года.

Приношу свои извинения за некорректно подготовленные ответы моими подчиненными>.

На основании полученной информации Уполномоченный направил главе г.Добрянки письмо с просьбой проинформировать о результатах проверки общественных зданий.

Информация об ответах глав органов местного самоуправления г.г. Перми, Краснокамска, Добрянки, Нытвенского и Пермского районов на Заключения Уполномоченного <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления>, а также о дополнительных мерах, предпринятых Уполномоченных в связи с данными ответами, направлена в адрес заместителя Губернатора Пермской области Т.И. Марголиной, председателя областного комитета социальной защиты населения Л.Е. Гириной, Президента Фонда <Губерния> В.В. Кузнецова и председателя Пермской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов В.И. Шишкиной.

Информация

о рассмотрении главами органов местного самоуправления

Заключений Уполномоченного по правам человека в Пермской области

<О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления>

В мае 2003 года руководителем аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области совместно с начальником отдела градостроительства комитета строительства, архитектуры и градостроительства Пермской области была проведена проверка доступности административных зданий администраций районов г.Перми, администраций городов Добрянки, Краснокамска, а также Пермского и Нытвенского районов.

По результатам проведенной проверки в адрес глав указанных органов местного самоуправления Уполномоченным по правам человека направлены Заключения <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления>.

В Заключениях было указано следующее: в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации - <Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека>.

Также Конституцией гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Согласно статье 33 Конституции <граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления>. Вопросы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, а также определенные гарантии реализации их прав устанавливает Федеральный закон <О социальной защите инвалидов в Российской Федерации>.

Статьей 15 Закона закреплено: <Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям):

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов>.

Вместе с тем, проведенная проверка выявила факты несоответствия административных зданий вышеуказанных органов местного самоуправления нормам и требованиям, установленных действующим законодательством с учетом интересов маломобильных групп населения.

В Заключении Уполномоченный сделал вывод о том, что на сегодняшний день у маломобильных групп населения отсутствует возможность беспрепятственного доступа в административные здания г.г.Перми, Краснокамска, Добрянки, Нытвенского, Пермского районов. При этом речь идет не только об инвалидах, но и о гражданах преклонного возраста, лицах, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата и т.д. В связи с этим указанные категории граждан не могут в полной мере реализовать свое право на обращение к органам местного самоуправления и их должностным лицам, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.

Необходимо отметить, что проблема доступа лиц с ограниченными возможностями к социально-значимым зданиям и сооружениям была затронута в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека <О нарушении прав граждан с ограниченными возможностями> (2002г.), на заседании Пермской городской Думы (2002г.), депутатских слушаниях Законодательного Собрания Пермской области (2003г.).

В связи с выявленными фактами нарушений прав граждан Уполномоченный предложил главам органов местного самоуправления, где были проведены проверки, рассмотреть Заключения Уполномоченного и уведомить в установленный законом срок о конкретных мероприятиях по устранению нарушений и сроках их исполнения. Копии данных Заключений направлены в адрес заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной, председателя Законодательного Собрания Н.А. Девяткина, председателя Пермской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов В.И. Шишкиной, также в СМИ Пермской области.

1. г.Пермь

Выявлены нарушения в следующих административных зданиях:

Здание администрации г.Перми (ул.Ленина, 23).

Ленинский район г.Перми: здание администрации района (ул.Кирова, 57); отделение Пенсионного фонда (ул. Кирова, 59).

Свердловский район г.Перми: здание администрации района (ул. Ленина, 85).

Дзержинский район г.Перми: здание администрации района (ул. Ленина, 85).

Индустриальный район г.Перми: здание администрации района (ул. Стахановская, 51); здание отдела социальной защиты населения (ул.Мира, 84).

Мотовилихинский район г.Перми: здание администрации района (ул. Щербакова, 24).

Кировский район г.Перми: здание администрации района (ул.Кировоградская, 33); здание отдела социальной защиты населения (ул.Закамская, 31).

В ответ на Заключение Уполномоченного Глава г.Перми сообщил:

<В Кировском районе ведется работа по поиску нового помещения для работы с посетителями, т.к. существующее не удовлетворяет нормативным требованиям СНиП 35-01-2001 <Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения>. В администрации г.Перми, Мотовилихинском, Свердловском и Дзержинском районах принято решение о размещении общих отделов, жилищных отделов, отделов по благоустройству, комитетов по социальной защите населения на первых этажах административных зданий с обустройством входов средствами <безбарьерной среды>. Кроме этого, в здании администрации Ленинского района предполагается устройство пандусов на входе, предусматривается дежурство диспетчера, обеспечивающего встречу посетителей на инвалидных колясках. Также Глава г.Перми направил в адрес Уполномоченного план мероприятий по созданию в городе условий к свободному доступу инвалидов к социально-значимым объектам и беспрепятственному передвижению по улицам города, разработанный департаментом планирования и развития территории г.Перми.

В связи с полученным ответом Уполномоченный попросил Главу г.Перми указать сроки реализации данного плана мероприятий, и направить в адрес Уполномоченного информацию о деятельности архитектурно-планировочного управления в указанной сфере.

2. г.Добрянка

Выявлены нарушения в следующих административных зданиях: здание администрации г.Добрянки; отдел паспортно-визовой службы г.Добрянки.

На Заключение Уполномоченного (от 16.06.2003) года поступил ответ начальника МУ УЖХ г.Добрянки С.В. Четверикова от 28.07.2003, который проинформировал, что <Ввиду сложной обстановки по финансированию работы по устройству пандуса на крыльце рсчетно-приватизационного отдела города Добрянки могут быть выполнены в августе месяце>.

29.07.2003 года поступил ответ за подписью заместителя главы администрации г.Добрянки Н.Г. Сыропятова, где было сообщено, что в здании администрации города, ширина наружной двери не противоречит п.3.23 СНиП 35-01-2001. Работы по устройству пандуса и ликвидации порога на площадке проведены. <В настоящее время Комитетом по градостроительству проводится проверка всех общественных зданий на предмет соответствия СНиП 35-01-2001 с выдачей предписаний о ликвидации нарушений в месячный срок>.

В дополнение к уже поступившим в адрес Уполномоченного ответам, глава г.Добрянки проинформировал:

<По результатам рассмотрения Заключения Уполномоченного по правам человека в Пермской области сообщаю следующее:

1. Администрация города Добрянки в рамках разработки и реализации городской программы <Социальная защита населения на 2003-2005 г.г.> готовит выполнение мероприятий по созданию инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры города для рассмотрения городской Думой при принятии бюджета на 2004 год.

2. В августе 2003 года Комитетом по градостроительству г.Добрянки проводится проверка всех общественных зданий на предмет соответствия СниП 35-01-2001 с выдачей предписаний о ликвидации нарушений в месячный срок.

3. Работы по устройству пандуса и ликвидации порога на крыльце здания администрации выполнены.

4. Аналогичные работы в регистрационно-приватизационном отделе МУ УЖХ г.Добрянки будут выполнены в августе 2003 года.

Приношу свои извинения за некорректно подготовленные ответы моими подчиненными>.

3. г. Краснокамск

Выявлены нарушения в следующих административных зданиях: здание администрации г.Краснокамска; здание отделения Пенсионного Фонда.

Из письма и.о. главы г.Краснокамска в ответ на Заключение Уполномоченного следует <: на 2003 год запланировано выполнить ремонт главного входа в здание Краснокамской администрации в соответствии с требованиями СниП 35-01-2001 <Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения>. Начальнику управления пенсионного фонда РФ по г.Краснокамску предложено в 2003 году разработать проектно-сметную документацию и выполнить устройство входа а здание управления пенсионного фонда, обеспечивающего беспрепятственный доступ лиц с ограниченными физическими возможностями>.

В связи с полученными сведениями Уполномоченный направил главе г.Краснокамска письмо, в котором выразил просьбу проинформировать его об окончании ремонта главного входа в здание Краснокамской администрации, а также уведомить о сроках разработки проектно-сметной документации и выполнении ремонта в здание управления Пенсионного фонда.

4. Нытвенский район

Выявлены нарушения в следующих административных зданиях: здание администрации Нытвенского района; здание отдела социальной защиты населения Нытвенского района; здание жилищной службы Нытвенского района; здание расчетно-кассового центра.

По результатам рассмотрения Заключения в ответе главы Нытвенского района было сказано: <Мы полностью согласны с доводами, изложенными в заключении, которые касаются социальной защиты лиц с ограниченными возможностями.

Также сообщаем, что в администрацию Нытвенского района и ее структурные подразделения не проступало ни одной жалобы от лиц с ограниченным физическими возможностями по поводу нарушения их прав в отношении беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Все просьбы лиц с ограниченными возможностями относительно решения их доступа к объектам социальной инфраструктуры разрешаются в максимально короткие сроки, вплоть до посещения лиц с ограниченными возможностями по месту их жительства или пребывания.

К сожалению, отсутствие финансирования на цели, указанные в Вашем заключении не дает нам возможности провести реконструкцию зданий, перечисленных на стр. 2,3 заключения:

Вопрос финансирования переоборудования зданий с учетом потребностей маломобильных групп населения будет вынесен администрацией Нытвенского района перед депутатами Земского собрания Нытвенского района при утверждении бюджета района на 2004 год>.

В связи с этим Уполномоченный направил обращение в адрес Земского Собрания Нытвенского района Пермской области с просьбой поддержать инициативу администрации района при внесении соответствующих предложений при утверждении бюджета района на 2004 год, а в случае отсутствия предложений со стороны администрации самостоятельно инициировать обсуждение вышеуказанного вопроса.

5. Пермский район

Выявлены нарушения в следующих административных зданиях: здание администрации Пермского района; здание управления социальной защиты населения.

В Пермском районе Заключение Уполномоченного было рассмотрено на совещании с работниками аппарата администрации. В целях обеспечения беспрепятственного доступа к органам местного самоуправления граждан преклонного возраста, а также лиц с ограниченными возможностями принято распоряжение главы муниципального образования от 01.07.2003 № 358-р, в соответствии с которым прием граждан руководством администрации будет осуществляться на первом этаже здания. Соответствующая информация было опубликована в районной газете <Звезда>.

На основании изложенного, Уполномоченный высказал главе района просьбу о направлении в его адрес номера газеты <Нива>, где содержится данная информация.

На основании изложенного, Уполномоченный высказал главе района просьбу о направлении в его адрес номера газеты <Нива>, где содержится данная информация.



Таким образом, проведенная проверка выявила многочисленные случаи нарушения прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания указанных выше органов местного самоуправления. К сожалению данная ситуация характерна для подавляющего большинства административных зданий муниципальных образований Пермской области.

Учитывая это, необходимо предпринимать все возможные меры по оборудованию административных и социально-значимых зданий органов местного самоуправления с целью обеспечения доступа к ним лиц с ограниченными физическими возможностями.

Ответы глав органов местного самоуправления свидетельствуют о том, с каким трудом решаются указанные проблемы на территории конкретных муниципальных образований. Во многом это связано с тем, что вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан не являются приоритетными при распределении средств местных бюджетов. Безусловно, оборудование зданий с учетом потребностей маломобильных групп населения требует дополнительных финансовых затрат, но откладывание решения данной проблемы приведет к дальнейшему нарушению прав указанной категории граждан.