В аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступила информация о росте аварийности на трубопроводах в Прикамье и об отсутствии адекватных мер по устранению аварийности, опубликованная в газете от 14 апреля 2003 года № 14 (116).

17 июня 2003
В публикации содержались сведения о произошедших на территории Пермской области авариях на газо- и нефтепроводах, в результате чего окружающей среде был нанесен существенный урон. Из содержания статьи следует, что <газовики увеличили суммы расходов на диагностику, а лукойловцы замечания экологов проигнорировали>.

В частности, в статье сказано следующее:

<Итоги 2002 года заставили ужаснуться даже экологов. В минувшем году число ЧП на трубопроводном транспорте, относительно 2001 года, выросло в 6 раз. Таковы официальные данные управления по охране окружающей среды администрации области...

Закономерным итогом роста серьезных аварий стало включение Пермской области в так называемый <черный список МЧС>. Наиболее слабое место, считают специалисты, - магистральные нефтепроводы в районе междуречья Сылвы и Ирени (ситуация осложняется потенциальной опасностью карстовых провалов - не случайно именно здесь произошло пять взрывов на газовых объектах). Они были проложены двадцать лет назад и давно нуждаются в основательной реконструкции.

Область занимает стабильное пятое место в России по сложности экологической обстановки...>

Указанная информация была принята Уполномоченным по правам человека в пПрмской области к рассмотрению, в связи с чем был направлен запрос в адрес начальника Управления по охране окружающей среды Пермской области. В своем обращении Уполномоченный попросил представить следующую информацию:

1. Какое количество аварий, за какой период и в каких местностях Пермской области было зафиксировано. Сколько из них получили статус катастрофы.

2. Каковы объективные причины происходящего.

3. Какие юридические лица (организации, компании) были признаны виновными, какие меры воздействия приняты по отношению к руководителям этих организаций.

4. Существует ли судебная практика рассмотрения данных вопросов; привлекались ли лица к уголовной, либо административной ответственности.

5. Какие меры предпринимались и будут предприниматься для недопущения подобных аварий впредь.

6. Разработаны ли в настоящее время государственные, муниципальные программы, направленные на предотвращение, диагностику и ликвидацию подобных аварий.

На данное обращение Уполномоченного был получен ответ за подписью заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Пермской области:

<В ответ на Ваше письмо о росте аварийности на предприятиях трубопроводного транспорта считаем, что информация, изложенная в обзоре Ивана Колпакова под общим названием <Рост аварийности на трубопроводах в Прикамье стал тенденцией. Однако адекватных мер от корпораций пока нет>, является односторонней и не объективной.

Не соответствует действительности утверждение о катастрофическом росте аварий в 2002 году по сравнению с предыдущими годами. Действительно, в 2002 году количество аварий на магистральных нефте- и газо- и продуктопроводах составило 6 случаев при 2 случаях в 2001 году. Однако, следует учитывать, что в 2000 году на территории области было также зафиксифировано 6 аварийных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды на объектах трубопроводного транспорта.

Из 6 аварий на магистральных трубопроводах в 2003 году 3 произошли около д.Седяш в Октябрьском районе на конкретном участке газопровода <Уренгой-Новопсков> ООО <Пермтрансгаз> в апреле и июне 2003г. Причиной аварий явилось коррозионное растрескивание трубы. Повышенная аварийность на данном участке газопровода послужила основанием для выдачи нами ООО 2Пермтрансгаз> предписания разработать и осуществить программу мероприятий по предоставлению подобных ситуаций. Еще одна авария на магистральном газопроводе в Кишертском районе также произошла в результате коррозии трубы.

Оставшиеся две аварии связаны с аварийным разливом нефти из магистральных нефте и нефтепродуктов ОАО <Северо-Западные магистральные нефтепроводы> и ООО <ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт>, причем последняя произошла в результате несанкционированного доступа не установленных лиц:

По каждому случаю аварийного загрязнения окружающей среды нами проводилось расследование, виновные привлекались к административной ответственности и гражданско-правовой ответственности. Так по факту аварии на магистральном нефтепродуктопроводе <Пермь - Алметьевск - Запад> ООО <ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт> на предприятие и должностных лиц наложено 5 штрафов в размере 50 000 рублей наложен на ОАО <Северо-западные магистральные нефтепроводы> за аварийный разлив нефти в районе подводного перехода нефтепровода <Холмогоры-Клин> в Оханском районе. По каждой аварии, произошедшей в 2003 году, подсчитан и предъявлен предприятиям - владельцам опасных объектов, ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды.

По всем случаям ЧС материалы расследования передавались в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. К сожалению, ГУПР по Пермской области неизвестно ни одного случая о привлечении виновных в аварии к уголовной ответственности:

В заключении информируем, что вопросы выполнения мероприятий по предотвращению техногенных аварий с экологическими последствиями вошли отдельным разделом в ОЦКП <Охрана окружающей среды Пермской области на 2001-2005 г.г.>. Приоритетными направлениями раздела являются:

- выявление и изучение причин, которые могут привести к возникновению аварий;

- снижение риска для населения, проживающего возле экологически опасных объектов;

- создание информационных систем для принятия решений по предотвращению указанных последствий.

Объем финансирования вышеуказанных мероприятий на 2001-2005 г.г. запланирован в объеме 17,95 млн. рублей>.



Указанная информация была направлена Уполномоченным по правам человека в адрес заместителя губернатора Пермской области А.Г. Минакова для изучения и принятия мер реагирования, а также для сведения главному редактору газеты <Пермский обозреватель>.

На обращение Уполномоченного по правам человека в Пермской области в администрацию Пермской области по публикации в газете <Пермский обозреватель> от 14 апреля 2003 года статьи <Дело-труба> о росте аварийности на трубопроводах в Прикамье, был получен ответ за подписью заместителя губернатора области. Как следует из ответа:

<На объектах добычи, переработки, транспортировки нефти и нефтепродуктов управление и контроль в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, с предоставлением информации по аварийным ситуациям, связанным с загрязнением окружающей среды. Исполнительные органы государственной власти области получают информацию о таких случаях от администраций муниципальных образований через природоохранные структуры и управление по делам ГО и ЧС Пермской области.

Информация об аварийных ситуациях на трубопроводах в 2002 году, изложенная в письме заместителя главного государственного инспектора по охране природы Российской Федерации по Пермской области Д.А. Клейна, соответствует информации, имеющейся в администрации Пермской области.

Вопросы аварийности на указанных выше объектах постоянно находятся на контроле в администрации области. Об этом свидетельствует совещание у заместителя губернатора области В.А. Щукина, на котором получил информацию обозреватель И. Колпаков.

В случае получения информации об аварийных ситуациях проводится расследование с участием представителей по охране окружающей среды Пермской области, главного управления по делам ГО и ЧС Пермской области, главного управления природных ресурсов и ООС МПР России по Пермской области. Разрабатываются планы мероприятий по устранению последствий аварий, утверждаются планы проведения мониторинга за состоянием окружающей среды в районах аварий, которые согласовываются с природоохранными службами Пермской области и их выполнение находится под контролем.

В 2002 году в 4 раза увеличилось количество крупных аварий на магистральных газопроводах. Вопросы, связанные с возникновением аварийных ситуаций на трубопроводах ОАО <Пермтрансгаз> были рассмотрены на совещании в администрации области с участием предприятия. На основании принятого решения предприятием был разр аботан и представлен на утверждение конкретный план мероприятий, направленных на снижение аварийности на магистральных газопроводах, а также на снижение выбросов метана от действующего оборудования.

Кроме того, вопросы программ, направленные на снижение аварийности на объектах добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов предусмотрены в областной целевой программе <Охране окружающей среды Пермской области> на 2001-2005 годы. Краткосрочные программы по устранению последствий аварийных ситуаций разрабатываются по каждой крупной аварии. Так, разработаны программы по ликвидации аварий на нефтепроводе <Холмогоры-Клин> в Оханском районе, на нефтепродуктопроводе в районе п.Юго-Камский, которые согласованы с природоохранными органами области и местного самоуправления.

К сожалению, в соответствии с действующим федеральным законодательством исполнительные органы государственной власти не вправе осуществлять прямой контроль за природоохранной деятельностью предприятий отрасли. Кроме того, с 01.06.2002 г. по вине федеральных органов власти администрация области утратила возможность воздействовать на предприятия экономическими методами, путем регулирования размеров платежей за загрязнение окружающей среды. По этой же причине не представлялось возможным взыскивать ущерб. Причиненный окружающей среде загрязнением нефтепродуктами.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.06.2003 № 344 <О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздузагрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления>, определяющее вопросы платежей. В конце 2003 года планируется принятие закона <О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду>, в котором будет определен круг вопросов, связанных с экологическим и экономическим воздействием на виновников аварий>.

В связи с ответом от 28.07.2003 года № 1785, поступившим из г.Добрянки на Заключение Уполномоченного о том, что работы по устройству пандуса на крыльце расчетно-приватизационного отдела г.Добрянки могут быть выполнены в августе 2003 года, Уполномоченным в адрес главы г.Добрянки было направлено обращение с просьбой уведомить об окончании указанных работ.

Глава г.Добрянки письмом от 28.08.2003 года № 2-17/2636 вх. уведомил Уполномоченного о следующем:

<работы по устройству пандуса и порога на крыльце регистрационно-приватизационного отдела МУ <УЖХ> г.Добрянки выполнены 08.08.2003. Дверной проем входа в регистрационно-приватизационный отдел по адресу: ул. Советская, 66 соответствует требованиям СниП 35-01-2001, что подтверждается приложенным актом выполненных работ по установке дверных блоков и дополнительно производственными замерами.

Одновременно довожу до Вашего сведения, что для оформления документов регистрационно-приватизационного характера МУ <УЖХ> организовало на постоянной основе выезды к инвалидам по домашним адресам>.

Данная информация была направлена для сведения в адрес председателя Пермской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов В.И. Шишкиной.