Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Новость за 2 июля 2003 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
02 июля 2003
Как следует из обращения, в настоящее время органы местного самоуправления самостоятельно несут расходы по выплате социального пособия на опекаемых детей за счет средств местных бюджетов, не поучая компенсации со стороны федерального и/или регионального бюджета.

Для рассмотрения сложившейся ситуации и обращения по существу Уполномоченным были направлены запросы в адреса начальника главного управления финансов и налоговой политики, начальника департамента образования Пермской области и начальника Государственно-правового управления Пермской области о правомерности и обоснованности сложившегося порядка исполнения органами местного самоуправления на территории Пермской области федеральных нормативно-правовых актов в части выплаты ежемесячного пособия на опекаемого ребенка.

По результатам анализа представленных ответов Уполномоченным было подготовлено и направлено ходатайство в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова:

<Уважаемый Михаил Михайлович!

Согласно Конвенции ООН <О правах ребенка>, принятой 20.11.1989г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №44/25, ратифицированной СССР в 1990г., за каждым ребенком признается право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Государства - участники Конвенции, должны признавать за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимать необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники должны принимать указанные меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов. <Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, :первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка>.

В части социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей законодательством РФ предусмотрены меры социальной поддержки. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 <О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей>, Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999г. № 199 было утверждено <Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой>. Федеральное законодательство определяет годовую потребность ребенка в обеспечении только в натуральном выражении, в виду чеграсчет ежегодного пособия на одного ребенка в денежном эквиваленте производиться исходя из указанного выше объема продовольственных и промышленных товаров, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, и стоимости этих товаров и продуктов в конкретно взятой местности (регионе, области).

В соответствии со ст.5 Федерального закона <О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей> от 21.12.1996 № 159-ФЗ <расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации>. В соответствии с постановлением Правительства РФ <О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей> от 20.06.1992 № 409 и приказом Министерства образования РФ № 199 от 19.08.1999г. функция выплаты пособия на опекаемых детей возложена на органы местного самоуправления. Согласнст.132 Конституции РФ <при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ им одновременно передаются и материальные и финансовые средства необходимые для осуществления этих полномочий>.

Установив социальные гарантии детям и указав источники финансирования, законодатель не определил степень участия в выполнении установленной функции каждого из бюджетов (федерального, регионально и местного уровней).

В настоящее время органы местного самоуправления территорий Пермской области вынуждены самостоятельно нести бремя выплаты пособия на опекаемых детей, не получая компенсации из Федерального бюджета. В условиях острого дефицита денежных средств это приводит к недофинансированию пособий и снижению размера последних, что недопустимо. Уверен, что подобная ситуация сложилась и в других регионах РФ.

В целях соблюдения прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошу Вас рассмотреть вопрос о внесении дополнений в нормативно-правовые акты федерального значения для определения конкретного механизма реализации данной государственной гарантии на территории субъектов РФ, с указанием степени участия каждого из трех уровней бюджета (федеральный, региональный и местный), либо предусмотреть возможность компенсации региональным и местным бюджетам расходов, связанных с реализацией вышеуказанной гарантии.

О результатах рассмотрения обращения прошу сообщить в мой адрес.

С уважением,

Уполномоченный по правам

человека в Пермской области

С.Н.Матвеев>.

С результатами рассмотрения данного ходатайства можно будет ознакомиться на сайте Уполномоченного.
Уинский семинар совещание образование Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного Пермский район Осинский Октябрьский свобода мирных собраний конференции Пермский край Карагайский Соликамск Березники ГУ МВД конференция 7-8 апреля 2016 ксенофобия труд Юсьвинский происшествие Пермь жилье календарь местное самоуправление Сивинский Красновишерский социальное сиротство Кудымкарский Мы вместе" просвещение Краевая спартакиада " доклады законодательство Гайнский Суксунский ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина участие детей в принятии решений конкурс колонии 25 лет Конституции РФ Пермский память жертв репрессий НКО заключение о нарушении прав призыв краевой турслет " круглый стол судебные приставы Чемпионат по Бочча vii Летняя школа по правам человека приемные семьи Косинский экология Всероссийский урок по правам человека-2017 Большое жюри информационная безопасность детей профилактика жестокого обращения с детьми права детей труд свобода выражения мнений культура Волшебный мяч" домашнее насилие ежегодный доклад Чердынский конкурсы конференция Кудымкар анонс Чайковский выборы2018 Чернушинский Кунгурский муниципальный район Чусовской БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство выселение из общежитий замещающие семьи мигранты Краснокамск Добрянский Ординский медиация Нытвенский детские дома Березниковский общественный контроль инвалиды г. Кудымкар Всемирный день прав ребенка дискриминация Общественная приемная Уполномоченного инфраструктура выборы лето 2016 Ежегодный доклад-2016 прием граждан общественные помощники Уполномоченного День прав человека 10 декабря Презентация Кочевский Кунгурский российские и международные новости День защиты прав детей СМИ Спасенное детство права детей детский омбудсмен медицина Юрлинский религия восстановительное правосудие Краевая спартакиада