Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил обращения в адрес заместителя Главы г.Перми Н.И. Миндубаевой и председателя департамента образования Пермской области о рассмотрении в рамках совместной деятельности по введению в общеобразовательных учреждениях г.Перми должности Уполномоченных по правам участников образовательного процесса проекта тематического плана курса .

17 июля 2003
В частности, в обращениях Уполномоченного была высказана просьба определить список педагогов образовательных учреждений городов и районов области, сотрудников департамента образования Пермской области, управления образования г.Перми, кандидатов на должность уполномоченных по правам участников образовательного процесса в образовательных учреждениях Пермской области (10-12 чел.) для прохождения данного курса.

Занятия будут проводиться в помещении Общественной приемной Уполномоченного по правам человека в Пермской области, расположенной по адресу ул. Орджоникидзе, 96 в течение сентября - октября текущего года директором Пермской городской общественной организации <Центр гражданского образования и прав человека> А.Б. Сусловым с привлечением других специалистов.

Кроме того, Уполномоченный обратился к А.Л. Зимину со следующими предложениями:

<Современное российское государство конституционно закрепило приоритет прав и свобод человека, признало права человека высшей ценностью. Успешность построения в России правового государства и гражданского общества во многом зависит и от модернизации системы образования.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве основного результата образования видит молодого человека, готового жить в гражданском обществе и правовом государстве. Реализация данной цели невозможна только средствами одного или нескольких школьных предметов. Для этого требуется создание в образовательных учреждениях системы гражданско-правового образования, демократизации управления образовательным учреждением, открытость для родительской общественности, сотрудничество с общественными организациями.

В методическом письме Министерства образования Российской Федерации <О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации> от 15.01.2003 предложен ряд рекомендаций по включению в гражданское образование учащихся всех педагогов, работающих в образовательном учреждении.

К сожалению, целый ряд фактов нарушения прав ребенка в образовательных учреждениях, выявленных органами прокуратуры, органами государственной власти, общественными организациями, не позволяют говорить о благополучной ситуации с соблюдением прав ребенка в общеобразовательных учреждениях Пермской области. Оставление данной проблемы без внимания может привести в дальнейшем к усугублению ситуации.

В целях повышения правовой осведомленности педагогических работников общеобразовательных учреждений, профилактики нарушений прав ребенка в общеобразовательных учреждениях Пермской области, содействия формированию системы гражданско-правового образования в общеобразовательных учреждениях, предлагаю:

1. В сентябре-ноябре 2003 года разработать механизм и включить в процедуру аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории вопросы по знанию прав ребенка, прав участников образовательного процесса, механизмах их реализации и защиты в общеобразовательных учреждениях Пермской области.

2. Поручить Пермскому областному институту повышения квалификации в сентябре-ноябре 2003 года разработать программы и тематические планы краткосрочных курсов по правам ребенка, правам участников образовательного процесса и включить их в курсы повышения квалификации педагогических работников.

3. С 1 января 2005 года рассматривать аттестационные дела претендентов на первую и высшую квалификационную категорию с обязательным удостоверением о прохождении краткосрочных курсов по правам ребенка, правам участников образовательного процесса или по правам человека.

4. Рекомендовать руководителям средних профессиональных педагогических образовательных учреждений включить в учебные планы по подготовке кадров курсы по правам ребенка, правам участников образовательного процесса, правам человека>.

В ответ на обращение Уполномоченного по правам человека в Пермской области относительно профилактики нарушений прав детей департамент образования Пермской области проинформировал:

<По п. 1 в процедуру аттестации педагогических работников будут включены вопросы по знанию прав ребенка, прав участников образовательного процесса, механизма их реализации и защиты в образовательных учреждениях.

По п.2 дано поручение Пермскому областному институту повышения квалификации работников образования разработать программы и тематические планы краткосрочных курсов по правам ребенка, правам участников образовательного процесса.

По п.3 с 1.01.2005 г. при аттестации педагогических работников будет учитываться прохождение краткосрочных курсов по правам ребенка, правам участников образовательного процесс или по правам человека без предъявления соответствующего удостоверения (п.2.2 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом МО РФ от 26.06.2000г. № 1908).

По п. 4 руководителям средних профессиональных (педагогических) образовательных учреждений поручено включить в планы вопросы по правам ребенка, правам человека>.

Также председатель департамента образования А. Л. Зимин выразил свою благодарность за проведенную Уполномоченным работу и сообщил, что состоялась встреча с директором Пермской городской общественной организации <Центр гражданского образования и прав человека> А.Б. Сусловым, в ходе которой было определено, что решение ряда вопросов по проведению курсов (подбор слушателей, организация занятий, оформление документов о результатах обучения, содержание последующей деятельности уполномоченных и т.д.) будет осуществляться совместно в сентябре 2003 года.

Проректор по учебной работе Пермского государственного педагогического университета также подтвердила, что <правовые знания в современном обществе имеют особую актуальность, крайне необходимы будущим учителям.

В связи с этим в Пермском государственном педагогическом университете учебные планы профессиональной подготовки учителей всех специальностей включены в федеральный или региональный (вузовский) компонент соответствующие курсы (<Право>, <Правоведение>, <Основы прав человека>) в объеме от 36 до 72 часов. Содержание данных курсов достаточно динамично и требует постоянного обновления.

Кроме того, в профессионально-образовательную программу будущих учителей истории включена углубленная подготовка в объеме 500 часов по специальности <Основы правовых знаний>. В профессиональную подготовку социальных педагогов - спецкурс <Основы прав человека>.

В течение двух лет в нашем вузе осуществляется подготовка бакалавров образования по направлению Социально-экономическое образование (профиль <юриспруденция>). В 2004 году планируется открыть подготовку по специальности <юриспруденция> с квалификацией <Учитель права>.

В учебном процессе вуза для теоретической и методической подготовки студентов в области правоведения используются материалы ряда авторов, в том числе М.А. Дремина, А.Ф. Никитина, А.Б. Суслова и других.

Опыт работы в данном направлении предполагается к обсуждению на учебно-методическом совете в 2003-2004 учебном году, на который будут приглашены представители Пермской общественной организации <Центр гражданского образования и прав человека>.

Копии поступивших ответов направлены для сведения А.Б. Суслову.