24.09.2003 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области принял участие в заседании Региональной межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам Кизеловского угольного бассейна, где выступил с информацией об обращениях к Уполномоченному по правам человека в Пермской области из городов КУБа.

24 сентября 2003
Информация об обращениях к Уполномоченному по правам человека в Пермской области из городов КУБа

На протяжении всего периода деятельности в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступают многочисленные обращения жителей Кизеловского угольного бассейна с жалобами на нарушение их законных прав и интересов.

В основном поступившие обращения касаются следующих вопросов:

1. Разъяснения о порядке применения Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1068, которым утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой.

2. Неудовлетворительная работа органов местного самоуправления Кизеловского угольного бассейна.

3. Нарушения прав граждан при выдаче безвозмездных жилищных субсидий (жилищных сертификатов) по причине отсутствия должного финансирования из федерального бюджета.

Так, в 2003 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступали обращения от бывших работников ликвидированных организаций угольной отрасли по вопросам предоставления жилищных сертификатов высвобождаемым работникам угольной промышленности. В соответствии с п.3 <Правил проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов>, обязательными условиями для получения сертификатов являются стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет и регистрация в качестве безработного в территориальных органах службы занятости.

Вместе с тем, на практике сложилась ситуация, когда работники, имеющие стаж работы значительно выше требуемого, не имеют возможности получить сертификат по причине трудоустройства на другое предприятие в связи с низким уровнем дохода и наличием у большинства из них на иждивении несовершеннолетних детей. Однако, большинство из тех, кто все же стоит на учете в службе занятости, как правило нелегально работает без записи в трудовой книжке.

В связи с этим, Уполномоченным по правам человека в Пермской области было направлено обращение в адрес Председателя Правительства РФ М.М. Касьянова. В своем обращении Уполномоченный проинформировал о ситуации, сложившейся при предоставлении жилищных сертификатов высвобождаемым работникам угольной промышленности в Пермской области и высказал просьбу о необходимости принятия мер по разрешению сложившейся ситуации путем внесения изменений в указанные Правила.

Как следует из ответа Минэнерго России, в связи с тем, что <процесс переселения шахтерских семей Кизеловского угольного бассейна находится в завершающей стадии, менять установленные ранее условия и порядок предоставления государственных жилищных сертификатов в настоящее время представляется нецелесообразным>.

Кроме этого, жалобы на отказы в предоставлении безвозмездных жилищных субсидий (жилищных сертификатов) поступали и от работников ликвидированных вспомогательных подразделений ОАО <Кизелуголь> (технический персонал, медсестры, лаборанты и т.д.) В соответствии с действующим законодательством указанные категории граждан имеют право на получение данных субсидий, однако в связи с отсутствием порядка их выделения, на практике субсидии не выделяются.

По мнению Уполномоченного данная ситуация является социально несправедливой и нарушает права указанных категорий граждан. В связи с этим Уполномоченный обратился к Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову с ходатайством о внесении изменений в Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли путем дополнения его разделом, разъясняющим порядок предоставления безвозмездных субсидий не только шахтерам, но и работникам вспомогательных подразделений.

На ходатайство Уполномоченного из Минэнерго России было сообщено, что в связи с обращением губернатора Пермской области в Правительство РФ с просьбой о продолжении переселения высвобожденных работников ликвидированных шахт, принято положительное решение о продлении эксперимента. Для продолжения переселения разработана новая редакция Положения. <Указанное Положение позволяет вести переселение высвобожденных работников ликвидируемых организаций, включая и вспомогательные подразделения ОАО <Кизелуголь>: Вносить какие-либо изменения в него в этой связи нет необходимости.

В связи с ограниченностью средств государственной поддержки угольной отрасли на финансирование расходов по переселению, в 2002 - 2003 годах они приоритетно направлялись на выдачу безвозмездных жилищных субсидий высвобожденным работникам шахт <Нагорная>, им. 40 лет ВЛКСМ и ОАО <Шахта Шумихинская>.

По этой причине и в связи с о значительным ростом рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, устанавливаемой для расчета величины безвозмездной жилищной субсидии, количество переселенных в 2002-2003 годах семей оказалось существенно меньше намеченного. Процесс переселения бывших работников этих шахт остался незавершенным. В связи с этим предоставить безвозмездные жилищные субсидии другим категориям высвобожденных работников, в том числе и работникам структурных подразделений ОАО <Кизелуголь>, в указанный период не представилось возможным>.

Полученная информация направлена для сведения губернатору Пермской области, Председателю Законодательного Собрания Пермской области и главам городов Кизеловского угольного бассейна.

В апреле 2003 года к Уполномоченному обратились жители п.Белый Спой г.Кизела с ходатайством о переселении из занимаемого ветхого жилья в г.Кизел. Как следовало из представленных материалов, п.Б.Спой был включен в перечень объектов, дополнительно включаемых в ТЭО ликвидации шахт ОАО <Кизелуголь>, но в переселении из поселка жителям было отказано. Как сообщили из отдела социально-экономического отдела КУБА, новая редакция <Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета>, предусматривает <содействие гражданам в приобретении жилья взамен ветхого сносимого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности>. А так как п.Б.Спой находится вне зоны ведения горных работ, то оснований для переселения жителей поселка за счет средств федерального бюджета нет. Кроме того, Перечень объектов, дополнительно включаемых в ТЭО ликвидации шахт ОАО <Кизелуголь> (куда входил и п.Б.Спой) не был согласован с администрацией Пермской области, в связи с чем стало невозможным его утверждение и издание Минэнерго России соответствующего распорядительного документа.

С целью содействия переселению жителей п.Б.Спой Уполномоченный обратился к главе г.Кизела. Как проинформировал глава г.Кизела, <В связи с закрытием школы на пос. Б.Спой в настоящее время идет переселение семей, имеющих детей школьного возраста, до начала учебного года эти семьи будут переселены в благоустроенное жилье: В настоящее время в пос. Б.Спой переселено (переселяются) 23 семьи. Не переселено 46 семей, из которых 10 семей дали согласие на переселение и будут переселены до начала отопительного сезона. Остальные письменного согласия не дали>.

В августе т.г. в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение жителей п.Шумихинский Гремячинского района Пермской области. В обращении жители сообщили о неудовлетворительном качестве предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, о неудовлетворительном медицинском обслуживании, о росте безработицы. В связи с этим Уполномоченным били направлены обращения к главе г.Гремячинска и начальнику управления жилищно-коммунального хозяйства Пермской области.

Необходимо отметить, что все указанные обращения к Уполномоченному по правам человека являются коллективными, что свидетельствует об актуальности поставленных вопросов для большого числа граждан.

Обращения от жителей КУБа поступали в адрес Уполномоченного и в ходе осуществления выездных приемов. Так, в мае 2003 года сотрудниками аппарата Уполномоченного были проведены выездные приемы граждан в г.г. Губаха и Кизел,

Анализ обращений жителей г.Кизела, поступивших на выездном приеме, свидетельствует, что наиболее острым вопросом остается жилищный вопрос (обратилось 19 чел.). Часть обратившихся по вопросам жилья не имела подробной информации о порядке предоставления жилья, основных и дополнительных списках на получение жилья, а также о своей очередности в этих списках. Также несколько человек высказали желание переехать из отдаленных поселков непосредственно в г.Кизел по причине ветхости своего жилья. Возникали вопросы о порядке предоставления жилищных сертификатов. В целом все обратившиеся жаловались на отсутствие со стороны администрации должного контроля и инициативы по решению жилищного вопроса, халатное отношение к своим обязанностям, злоупотребление должностным положением, предоставление жилья в первую очередь <своим людям>, на отсутствие информации по этому вопросу.

Несколько человек обратились с жалобами по вопросам предоставления льгот инвалидам, в частности на отсутствие сооружений, адаптированных для людей с ограниченными физическими возможностями.

Обратившиеся по вопросам жилищно-коммунальных услуг нуждались в большей части в получении консультации о своих правах на определенные льготы. В связи с чем были даны необходимые разъяснения.

Массовое обращение по вопросам предоставления жилья свидетельствует о недостаточной работе, в том числе разъяснительной, администрации города.

В связи с этим Уполномоченным было направлено в адрес главы г.Кизела обращение о характере проблем, выявленных на выездном приеме и об усилении работы администрации города по их решению. Кроме того, в городской газете была размещена информация об обращении Уполномоченного к Председателю правительства Российской Федерации М.М. Касьянову и о результатах его рассмотрения.

Значительная часть обращений жителей г.Губахи также касалась неудовлетворительной работы городской администрации. В частности были обращения с жалобами на периодическое необоснованное отключение горячей воды, слабое отопление, плохую расчистку дорог, неуважительное отношение должностных лиц городской администрации к людям, обращающимся непосредственно в администрацию г.Губахи по вышеуказанным вопросам. 2 чел. обратились с жалобой на действия руководителя бюро медико-социальной экспертизы г.Губахи, которая в грубой форме отказала инвалиду 2 группы в выдаче карты реабилитации для направления на санаторно-курортное лечение без объяснения причин отказа. Практически все обратившиеся высказывали свое отрицательное отношение к работе городской администрации, которая, по их словам, <начинает работать только перед очередными выборами>. Указывали на грубое отношение со стороны должностных лиц органа местного самоуправления, проинформировали о фактах изъятия в городском почтовом отделении коллективных обращений жителей города в СМИ с жалобами на городскую администрацию.

По конкретным фактам нарушения прав обратившихся граждан было рекомендовано направить письменные жалобы в адрес Уполномоченного с приложением копий документов.

Учитывая характер обращений жителей г.Губахи Уполномоченным было направлено письмо в адрес главы местного самоуправления с информацией о характере жалоб, поступивших во время выездного приема, а также о недопущении халатного и грубого отношения со стороны должностных лиц городской администрации.

Информация о поступивших обращениях и мерах, предпринятых Уполномоченным, постоянно освещается в СМИ Пермской области, а также на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Пермской области.