Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

~~~В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение заместителя главы Верещагинского района А.В. Жаркова о материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А.В. Жарков считает, что выплата пособия опекаемым детям - это государственная функция и при переложении ее на органы местного самоуправления одновременно должны быть решены вопросы о финансировании органов местного самоуправления в виде субвенций.

30 сентября 2003
Как следует из обращения: <В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ <О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей> расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 12 Закона Пермской области № 813-120 от 07.08.1997 года <Об организации работы по опеке и попечительству в Пермской области> расходы с осуществлением функций по опеке и попечительству, планируются в расчете бюджетной потребности территории и уточняются при бюджетном регулировании дотационным территориям в виде субвенций. В соответствии с Постановлением Правительства № 409 от 20.06.1992 <О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей> и Приказом Министерства образования № 199 от 19.08.1999 выплата денежных средств на питание, одежду, обувь детям, находящимся под опекой, возложена на органы опеки и попечительства органов местного самоуправления. Таким образом на органы местного самоуправления вышеуказанными актами возложены государственные полномочия по назначению и выплате денежных средств. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, п. 4, ст. 6. Ст. 38 Федерального закона <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ>, п. 2 и п. 3 ст. 4, ст. 5, п. 2 ст. 9 Федерального Закона <О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации> при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ им одновременно передаются материальные и финансовые средства необходимые для осуществления этих полномочий : увеличение или уменьшение доходов органов местного самоуправления возникших в результате решений принятых органами государственной власти РФ компенсируются органами, принявшими решение:

Однако в нарушение вышеуказанных норм из федерального бюджета и регионального бюджета с 1998 года по настоящий момент средств на содержание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетам органов местного самоуправления Пермской области в виде субвенций не поступало и ни в одном законе <О бюджете Пермской области> с 1998 по 2003 год не предусматривалось:

Таким образом, в течение уже 5 лет на территории Пермской области в результате не выполнения органами государственной и законодательной власти вышеуказанных федеральных и региональных законов грубо и массово нарушаются права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также права органов местного самоуправления на компенсацию расходов, связанных с исполнением государственных полномочий по назначению и выплате денежных средств>.

Исходя из изложенного, А.В. Жарков обратился к Уполномоченному с просьбой оказать содействие в восстановлении нарушенных прав и в предотвращении подобных нарушений.

К данному обращению А.В. Жаркова были приложены копии писем главного управления финансов и налоговой политики Пермской области и отделения казначейства по Верещагинскому району о том, что средств на выплату пособий в Верещагинский район за период с 1999 по 2002 годы не поступало.

В связи с поступившим обращением, Уполномоченным были направлены запросы в адрес начальника главного управления финансов и налоговой политики, начальника департамента образования и начальника Государственно-правового управления Законодательного Собрания Пермской области.

Из управления финансов сообщили следующее: <Федеральный закон <О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Федеральный закон <Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации> предусматривают финансирование мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Учитывая это, следует, что решение о возложении обязанности по финансированию пособий только на областной бюджет не правомерно.

Областной бюджет выполняет свои обязательства по перечислению дотаций территориям области в полном объеме. Расходы на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и на опекаемых детей), включаются в сумму дотации по общему уровню минимальной бюджетной обеспеченности и финансируются из областного бюджета в обезличенном виде. Дополнительных средств на категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из федерального бюджета Пермская область не получает.

Следует отметить, что нормативные акты федерального уровня, которыми обозначены вопросы реализации мер по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривают финансирование данных расходов в виде субвенций.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся законы <О внесении изменений и дополнений в ФЗ <Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ> и <Об общих принципах местного самоуправления>. С учетом принятия проектов законов о разграничении полномочий будут определены и финансовые ресурсы расходных полномочий каждого уровня бюджета. Поэтому вопрос определения направления субвенций считаем целесообразным решать после введения указанных законопроектов в действие>.

Из департамента образования области поступил ответ аналогичного содержания.

На основании полученной информации, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил ходатайство в адрес Председателя Правительства РФ М.М. Касьянова. В частности, в ходатайстве было отмечено:

<Согласно Конвенции ООН О правах ребенка, принятой 20.11.1989г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № 44/25, ратифицированной СССР в 1990г., за каждым ребенком признается право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Государства - участники Конвенции, должны признавать за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимать необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с национальным законодательством>.

Вместе с тем, как отмечено в ходатайстве, установив социальные гарантии детям и указав источники финансирования, российский законодатель не определил степень участия в выполнении установленной функции каждого из бюджетов (федерального, регионального и местного уровней).

Уполномоченный также отметил: <В настоящее время органы местного самоуправления территорий Пермской области вынуждены самостоятельно нести бремя выплаты пособия на опекаемых детей, не получая компенсации из федерального бюджета. В условиях острого дефицита денежных средств это приводит к недофинансирование пособий и снижению размера последних, что недопустимо. Уверен, что подобная ситуация сложилась и в других регионах РФ.

В целях соблюдения прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошу Вас рассмотреть вопрос о внесении дополнений в нормативно-правовые акты федерального значения для определения конкретного механизма реализации данной государственной гарантии на территории субъектов РФ, с указанием степени участия каждого из трех уровней бюджета (федеральный, региональный и местный), либо предусмотреть возможность компенсации региональным и местным бюджетам расходов, связанных с реализацией вышеуказанной гарантии>.

На ходатайство Уполномоченного поступил ответ за подписью первого заместителя Министра финансов РФ, в котором в частности было сообщено, что Федеральным Законом от 04.07.2003 № 95-ФЗ <О внесении изменений и дополнений в ФЗ <Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ> обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Учитывая это, вопросы финансирования расходов на выплату ежемесячных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны решаться органами исполнительной власти области.

Копия данного ответа была направлена заместителю главы администрации Верещагинского района А.В. Жаркову, а также для сведения заместителям губернатора области А.Б. Кацу и Т.И. Марголиной.

Т.И. Марголина по результатам ознакомления с письмом Минфина России проинформировала Уполномоченного о том, что <: за последние три года размер выплат денежных средств на содержание детей-сирот в приемных, патронатных и опекунских семьях увеличен в 3 раза. Если в 2001 году он был практически в 2 раза ниже размера прожиточного минимума (ПМ), установленного для детского населения области, то сегодня размер пособия превышает ПМ на 10 %. В бюджете 2004 года предусмотрены средства на указанные цели, также превышающие размер ПМ:

В связи с тем, что действие ст. 26 Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ <О внесении изменений и дополнений в ФЗ <Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ> вступает в силу с 01.01.2005г., вопросы обеспечения социальных гарантий, регламентируемых данной статьей, приняты к сведению и будут учтены при формировании бюджета области на 2005 год>.
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR