Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

Новость за 19 декабря 2003 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
19 декабря 2003
В отличие от Ежегодного доклада Уполномоченного, как правило, вклю-чающего несколько (иногда до двадцати) разделов, посвященных оценке ситуа-ции с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности, а также доклад <о деятельности Уполномоченного>, Специ-альный доклад, как правило, посвящен оценке положения в конкретной сфере, конкретно создавшейся ситуации. То есть, Специальный доклад Уполномоченно-го, как правило, имеет более узкую направленность, а потому более конкретен.

Не ставя под сомнение, наличие и необходимость использования иных форм реагирования Уполномоченного на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, таких как

- Ежегодный доклад Уполномоченного,

- Заключение Уполномоченного о нарушении прав и свобод человека и гражданина,

- Обращение Уполномоченного в государственные органы, органы мест-ного самоуправления, к должностным лицам этих органов,

- Законодательные инициативы и т.д.,

хочется отметить, что Специальный доклад, как форма реагирования на на-рушения прав и свобод человека и гражданина обладает, по сравнению с ними ря-дом неоспоримых преимуществ.

Среди преимуществ Специального доклада перед иными формами реагиро-вания Уполномоченного следует выделить:

- четко определенную тематику специального доклада, то есть кон-кретно определенную (обычно в названии) сферу отношений гражданина и госу-дарства, исследуемых с точки зрения соблюдения в данной сфере прав и свобод человека и гражданина;

- информационную <свежесть> событий, фактов, сведений отражаю-щихся в Специальном докладе, что также существенным образом повышает к не-му интерес;

- публичность Специального доклада, так как в основном он вносится и заслушивается в высшем законодательном органе субъекта Российской Федера-ции;

- возможность принятия высшим законодательным органом субъекта Российской Федерации, иными государственными органами мер реагирования по сведениям изложенным в Специальном докладе;

- возможность опубликования Специального доклада в средствах мас-совой информации.

Наиболее значимыми отличительными особенностями Специальных докла-дов Уполномоченного являются их <тематизм> и <информационная свежесть>.

Нет необходимости говорить о том, что восприятие большинством граждан информации напрямую зависит как от значимости сведений, содержащихся в докладе, так и от их актуальности на период обнародования. То есть, если доклад посвящен проблемам имевшим быть место год или два назад, говорить о том, что он будет востребован, достаточно тяжело.

В то же время, если в Специальном докладе исследуется проблемы, которые на момент представления, имеют широкое общественное обсуждение, вызывают общественный резонанс в обществе, можно с уверенностью говорить о том, что специальный доклад Уполномоченного вызовет неподдельный интерес.

Вышесказанное ни коим образом не говорит о необходимости <погони> Уполномоченного за <горячими темами>, а лишь означает необходимость быст-рого реагирования Уполномоченного на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Очень важно, что Специальный доклад является официальным документом, содержащим, как правило, официальное мнение Уполномоченного по существу того или иного события, установленного факта.

Это значит, что в последующем, мнение Уполномоченного, изложенное в Специальном докладе, будет не только тщательно исследоваться, но и обсуждать-ся в различных государственных органах.

Как показывает практика, наиболее тщательно проверяются сведения и факты, содержащиеся в Специальном докладе с точки зрения соответствия их действительности. В основном, такой <проверкой> занимаются оппозиционно на-строенные к Уполномоченному общественные организации, депутаты различных уровней, органы прокуратуры.

В случае, если в Специальном докладе исследуется деятельность государст-венных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих орга-нов, такая <проверка> также неизбежна.

Следует остановиться на том, что Специальные доклады Уполномоченного, вне зависимости от предмета исследования доклада, практически всегда носят со-циально-политический характер, так как простая констатация факта нарушения прав и свобод человека и гражданина, невозможна без приведения юридически значимых доказательств нарушения и выявления причин нарушения, а значит оп-ределения <виновных>.

В тоже время, необходимо уяснить, что основной целью Специального док-лада Уполномоченного является информирование органов законодательной и ис-полнительной власти о нарушениях прав человека и гражданина в той или иной сфере жизнедеятельности, той или иной ситуации. Уполномоченный не обязан, но, на мой взгляд, вправе давать рекомендации о возможных формах реагирова-ния того государственного органа, в чей адрес направлен Специальный доклад, либо чьи действия (бездействие) являются предметом его исследования. При этом, желательно, чтобы рекомендации государственному органу учитывали его полномочия и компетенцию, то есть были законодательно выверенными.

В качестве примера можно привести порядок реагирования Комитета по со-циальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской об-ласти на Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермской области <О нарушении требований ст.73 УИК РФ>.

Согласно Решению комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области от 07.08.02г. № 15-1 информация, представленная Уполномоченным в данном докладе была принята к сведению, Специальный доклад для рассмотрения и принятия мер был направлен в ГУИН МЮ РФ по Пермской области. Кроме того, комитет принял решение подгото-вить и внести на обсуждение очередного заседания Законодательного Собрания обращение к министру юстиции Российской Федерации по вопросу приведения в соответствие с действующим законодательством порядка в отношении отбыва-ния наказания лицами, осужденными к лишению свободы в других регионах, ли-бо проживавшим до осуждения в других регионах, и отбывающим наказание в исправительных учреждениях на территории Пермской области.

Текст обращения к министру юстиции Российской Федерации, предложен-ный Уполномоченным, был одобрен Законодательным Собранием (Постановле-ние от 22.08.02 № 338) и направлен в адрес министра юстиции РФ Ю.Я. Чайки.

Текст обращения:

<Законодательное Собрание Пермской области обращается к Вам с прось-бой об оказании содействия в решении вопроса, находящегося в компетенции возглавляемого Вами ведомства. Речь идет о соблюдении ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье осуж-денные к лишению свободы должны отбывать наказание в исправительных уч-реждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья или для обеспечения личной безопасности, либо с их согласия осуж-денные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее ис-правительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Рос-сийской Федерации.

Несмотря на наметившиеся тенденции по снижению числа осужденных, направляемых из других регионов Российской Федерации в исправительные уч-реждения, расположенные на территории Пермской области, их число в испра-вительных учреждениях области остается достаточно высоким.

Депутаты Законодательного Собрания Пермской области обеспокоены тем, что наличие на территории региона большого количества исправительных учре-ждений существенно ухудшает криминогенную обстановку, негативно влияет на демографическую, социально-экономическую ситуацию в Пермской области, приводит к нарушению прав и иных интересов граждан.

Особенно настораживает практика направления в исправительные учреж-дения, находящиеся в Пермской области, осужденных из других регионов в свя-зи с <производственной необходимостью>. Такая практика, на наш взгляд, явля-ется недопустимой. Отбывание наказания не в том регионе, где осужденный проживал до вынесения приговора, способствует разрушению связей между ним и его семьей, затрудняет процесс возвращения к нормальной жизни в обществе после освобождения, препятствует воспитательному воздействию на осужденно-го посредством социально значимых для него связей.

Учитывая, что данная проблема является важной для нашего региона, на-правляем специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермской области, надеемся на Ваше понимание и поддержку в ее решении>.

На приведенное выше обращение поступил ответ за подписью заместителя Министра юстиции РФ Ю.И. Калинина от 17.10.02г. № 18/9653-ЮК. Как следует из ответа:

<Ваше обращение по вопросу соблюдения требований ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) Российской Федерации при направлении осуж-денных в исправительный учреждения Пермской области из других регионов страны рассмотрено.

Уголовно-исполнительная система Минюста России исторически сформи-ровалась таким образом, что ни в одном субъекте Российской Федерации, даже таком насыщенном исправительными учреждениями как Пермская области, нет возможности для размещения всех категорий осужденных. В последнее десяти-летие необходимых ассигнований для создания в каждом субъекте Российской Федерации исправительных учреждений всех видов не выделялось.

По этой причине из области вывозятся в учреждения других регионов осу-жденные из числа бывших работников правоохранительных органов, подлежа-щие содержанию в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденные к отбыванию наказания в тюрьме.

В то же время в составе Главного управления исполнения наказаний (ГУ-ИН) Минюста России по Пермской области имеются межобластные колонии для содержания осужденных женщин, а также колонии особого режима. В соответ-ствии с ч.3 ст. 73 УИК Российской Федерации в них направляются осужденные из тех регионов, где соответствующие учреждения отсутствуют.

На территории области также функционируют учреждения с особыми ус-ловиями хозяйственной деятельности, входящие в состав Камского УЛИУ. Дан-ные учреждения комплектуются частично за счет поступления осужденных из-за пределов области, поскольку поселенцев и осужденных строго режима в Перм-ской области недостаточно. Направление осужденных осуществляется в строгом соответствии со ст. 73 УИК Российской Федерации из тех регионов, где нет ко-лоний соответствующего вида или в них недостаточно мест для размещения всех осужденных.

Допускавшиеся в прошлом факты направления осужденных по производст-венной необходимости с нарушением действующего законодательства в настоя-щее время устранены.

В уголовно-исполнительной системе Минюста России проводятся органи-зационно-структурные изменения, направленные на совершенствование управ-ления исправительными учреждениями, и принимаются меры к тому, чтобы све-сти до минимума негативные последствия, связанные с отбыванием наказания на значительном удалении от места жительства родных и близких.

В текущем году в подчинении ГУИН Минюста России по Пермской облас-ти переданы лесные учреждения, что позволит обеспечить их пополнение пре-имущественно за счет лиц, осуждаемых в этом регионе.

Министерство юстиции Российской Федерации благодарит Вас за прояв-ленное внимание к проблемам, стоящим перед уголовно-исполнительной систе-мой, и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество>.

Еще одним примером является Специальный доклад Уполномоченного по правам человека <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями>.

Указанный доклад был заслушан на заседании Законодательного Собрания Пермской области 17.10.2002 года. По итогам рассмотрения доклада Законода-тельное Собрание приняло Постановление № 462, согласно которому доклад Уполномоченного был принят к сведению, комитету по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания было поручено организовать и про-вести депутатские слушания по данной проблеме.

Также Специальный доклад Уполномоченного <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями> был рассмотрен 20.12.2002г. на заседании ас-социации <Союз> городов и районов области, проходившем в г.Чусовом Перм-ской области. В ассоциацию <Союз> входят города Александровск, Губаха, Гре-мячинск, Кизел, Кунгур, Лысьва, Чусовой, а также Горнозаводский район и ЗА-ТО <Звездный>.

21.01.2003г. Специальный доклад рассматривался на заседании Пермской городской Думы. Согласно Постановлению Думы от 21.01.2003г. № 3 информа-ция, представленная Уполномоченным, была принята к сведению.

В последующем, в рамках решения проблем, затронутых в Специальном докладе, в августе 2002 года Уполномоченный по правам человека в Пермской области, Председатель Пермской общественной организации Всероссийского об-щества инвалидов В.И. Шишкина и Президент Фонда <Губерния> направили со-вместное обращение к главам органов местного самоуправления по формирова-нию безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными физическими возможностями.

Обращение было продиктовано необходимостью обратить внимание на имеющиеся в настоящее время нарушения прав людей с ограниченными физиче-скими возможностями. По мнению авторов Обращения, положение дел в сфере соблюдения прав инвалидов должно стать предметом самого пристального вни-мания должностных лиц государственных органов и органов местного само-управления в Пермской области.

Закон Российской Федерации <О социальной защите инвалидов в Россий-ской Федерации> в качестве одного из направлений реабилитации инвалидов рас-сматривает формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В нем прямо указывается обязанность органов и организаций, независимо от орга-низационно-правовых форм и форм собственности, обеспечить инвалидам усло-вия свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно Федеральному закону, присутственные места городов, сел и по-селков Пермской области: органы местного самоуправления, отделы внутренних дел, прокуратуры, суды, магазины и т. д., следует оборудовать минимальным объ-емом установленных законодательством средств, обеспечивающим соблюдение прав инвалидов. Авторы совместного Обращения предложили объединить усилия в реализации Федерального закона <О социальной защите инвалидов в РФ> в час-ти формирования оптимальных условий для людей с ограниченными возможно-стями формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

На это Обращение были получены ответы из 31 территории области. Прак-тически во всех ответах указывается, что инвалиды пользуются всеми социально-бытовыми льготами, предусмотренными Федеральным законом <О социальной защите инвалидов в РФ>. Что касается создания условий безбарьерной среды оби-тания, то все не так однозначно.

Как сообщил глава Кунгурского района, в районе ни одно административ-ное здание не оборудовано подъездными пандусами. Из ответа администрации г.Березники следует, что на сегодняшний день из 120 объектов градостроительно-го комплекса пандусами и поручными оборудовано только 40%.

К сожалению, деятельность большинства органов местного самоуправления носит фрагментарный характер, требования федерального и регионального зако-нодательства выполняются лишь частично и от случая к случаю.

Нужно отметить, что совместное Обращение к главам органов местного са-моуправления не только позволило собрать информацию о принимаемых мерах и отметить недостатки в деятельности органов местного самоуправления, но и ак-тивизировать ряд территорий по решению проблем создания безбарьерной среды обитания. Вместе с тем, анализ информации, направленной главами органов ме-стного самоуправления, красноречиво свидетельствует о том, что в настоящий момент люди с ограниченными возможностями не могут в полном объеме вос-пользоваться правом свободного доступа к большинству объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, результаты обращения позволяют говорить о фор-мальном исполнении законодательства о лицах с ограниченными способностями, и об отсутствии инициативы по выработке механизма реализации законов, норма-тивных актов, направленных на создание безбарьерной среды обитания.

С целью разрешения данной проблемы в мае 2003 года руководителем ап-парата Уполномоченного совместно с начальником отдела градостроительства комитета строительства, архитектуры и градостроительства Пермской области была проведена проверка доступности административных зданий администраций районов г.Перми, администраций городов Добрянки, Краснокамска, а также Пермского и Нытвенского районов. По результатам проведенной проверки Упол-номоченным по правам человека направлены Заключения <О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления> в адрес глав указанных органов местного самоуправ-ления.

Также в мае 2003 года Законодательным Собранием Пермской области был проведен <круглый стол> по теме <Областная целевая программа <Комплексная реабилитация инвалидов Пермской области на 2003-2005 годы>. Проведение дан-ного <круглого стола> было инициировано Уполномоченным по правам человека посредством подготовки и направления в Законодательное Собрание области Специального доклада Уполномоченного <О нарушении прав лиц с ограничен-ными возможностями> в 2002 году.

На <круглом столе> было отмечено, что принятие Законодательным Собра-нием Пермской области <Областной целевой программы <Комплексная реабили-тация инвалидов Пермской области на 2003-2005 годы> позволит решить значи-тельное количество проблем жизнедеятельности инвалидов, большинство из ко-торых имеют межведомственный характер, создать оптимальные условия для вос-становления социального и личностного статуса, интеграции инвалидов в жизнь, улучшить базу государственных служб МСЭ по созданию условий для разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов, развить сеть реабилитаци-онных учреждений и укрепить их материальную базу.

С целью формирования системного характера деятельности по социальной поддержке инвалидов, соблюдения прав лиц с ограниченными физическими воз-можностями участниками <круглого стола> был принят ряд рекомендаций пред-ставительным и исполнительным органам местного самоуправления, администра-ции Пермской области, комитету по социальной политике и правам человека и комитету пол бюджету и внебюджетным фондам Законодательного Собрания Пермской области.

Проблема создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возмож-ностями находилась и в основе проведения 25 августа 2003 года совместной ак-ции Уполномоченного по правам человека, Фонда <Губерния> и Пермской обще-ственной организации Всероссийского общества инвалидов по проверке доступ-ности для лиц с ограниченными возможностями административных зданий г.Перми.

В акции по проверке доступности административных зданий районов г.Перми, проходившей 25 августа, принимали непосредственное участие инвали-ды-колясочники. Участниками акции представителям администраций районов, а также отделов социальной защиты населения были вручены совместные обраще-ния Уполномоченного по правам человека в Пермской области, Президента Фон-да <Губерния> и председателя Пермской общественной организацией Всероссий-ского общества инвалидов, в которых были указаны недостатки, выявленные при проведении акции.



Необходимо принимать во внимание, что излишняя жесткость требований и категоричность суждений, может привести к <эффекту отторжения> рекоменда-ций Уполномоченного и как следствие к неприятию Специального доклада в це-лом.

Особо хочется выделить Специальные доклады, посвященные соблюдению прав граждан конкретной социальной категории - инвалидов, военнослужащих, лиц отбывающих наказание (осужденных) и т.д.

Специальные доклады данной категории исследуют обычно все стороны жизнедеятельности конкретной категории граждан. То есть, применительно к ли-цам с ограниченными возможностями исследуется соблюдение прав инвалидов на доступную среду обитания, на трудоустройство и занятость, на жилье, на обеспе-чение спецтранспортом, медикаментами и т.д.

Такой подход позволяет выделять из общей массы конкретную социальную категорию, обозначать и требовать устранения нарушений прав и свобод этой ка-тегории от конкретных органов и должностных лиц этих органов.

Среди Специальных докладов Уполномоченного по правам человека в Пермской области это следующие Специальные доклады:

- <О выполнении требований Федерального Закона <О содержании под стра-жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления> на территории Пермской области>;

- <О соблюдении прав детей в Пермской области>;

- <О положении дел с соблюдением гарантий правовой и социальной защиты сотрудников милиции в Пермской области>;

- <О выполнении требований Федерального Закона <О психиатрической по-мощи и гарантиях прав граждан при ее оказании> на территории Пермской облас-ти>;

- <О нарушении прав граждан с ограниченными возможностями>;

- <О реализации положений статей 52 и 53 Конституции РФ в отношении лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности и подвергнутых ме-рам уголовно-процессуального принуждения>.
мигранты День защиты прав детей профилактика жестокого обращения с детьми восстановительное правосудие призыв Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного приемные семьи детские дома инфраструктура конференция конкурсы права детей труд дискриминация жилье социальное сиротство семинар свобода мирных собраний экология детский омбудсмен vii Летняя школа по правам человека свобода выражения мнений медицина общественные помощники Уполномоченного доклады ежегодный доклад происшествие совещание общественный контроль Ежегодный доклад-2016 Презентация заключение о нарушении прав труд 25 лет Конституции РФ медиация судебные приставы ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина колонии ксенофобия местное самоуправление культура НКО анонс инвалиды Общественная приемная Уполномоченного образование информационная безопасность детей круглый стол СМИ участие детей в принятии решений календарь религия лето 2016 память жертв репрессий конкурс Всероссийский урок по правам человека-2017 конференция 7-8 апреля 2016 БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство Пермский край Кудымкар Коми-Пермяцкий округ просвещение выборы2018 День прав человека 10 декабря Большое жюри выселение из общежитий конференции ГУ МВД права детей Спасенное детство законодательство российские и международные новости прием граждан выборы Всемирный день прав ребенка
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ