К Уполномоченному по правам человека в Пермской области обратилась К., проживающая в г.Верещагино. Она сообщила, что в июле 2003 года взяла на летние каникулы ребенка из детского дома г.Краснокамска. Однако, денежные средства на питание ребенка выплачены не были, так как руководство дома-интерната пообещало произвести выплаты в октябре-ноябре 2003 года.

17 марта 2004
На осенние каникулы К. снова взяла ребенка к себе в гости, но деньги на питание ребенка так и не были выплачены, несмотря на неоднократные обращения в бухгалтерию детского дома. Следует отметить, что общая сумма долга составила более 5 тыс. рублей.

С целью разрешения данной ситуации Уполномоченный обратился к прокурору г.Краснокамска с просьбой провести проверку на предмет исполнения должностными лицами органов местного самоуправления законодательства о патронатном воспитании, кроме того, обращение Уполномоченного было также направлено в адрес главы г.Красноамска В.М. Воркова.

Глава г.Краснокамска сообщил, что в связи с поступившими материалами администрацией города была проведена служебная проверка, которая показала, что <По Краснокамскому Детскому дому-школе начислено каникулярных за 2003 год - 150 987,72 руб. Выплачено на 31.12.2003 - 134 252,65 руб. Остаток на 01.01.2004г. не выплаченных средств - 58 877,18 руб.

08.01.2004г. данная сумма 58 877,18 руб. переведена на расчетный счет Детского дома-школы, таким образом, Краснокамской администрацией выплачена вся задолженность по каникулярным.

К. выплачена денежная компенсация на питание 30.12.2003 в сумме 5 228,94 руб. Несвоевременная выплата была связана с задержкой поступления платежей в бюджет Краснокамского муниципального образования от налогоплательщиков>.

На основании полученной информации, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил в адрес главы администрации г.Краснокамска Заключение <О нарушении прав воспитанников Краснокамского детского дома-школы>.

В частности, в Заключении было изложено следующее.

Согласно ст.3 <Конвенции о правах ребенка>, принятой Резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 <во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка>.

В соответствии с нормами ст.19 Закона Пермской области <О патронатном воспитании> на детей, передаваемых в патронатные семьи, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать своевременное финансирование содержания ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание. В соответствии с методикой формирования бюджета муниципального образования г.Краснокамск, утвержденной решением Краснокамской городской Думы №102 от 22.10.2003 расходы по выплате указанной компенсации включаются в минимальный бюджет.

Таким образом, вопросы своевременной выплаты денежных компенсаций должны носить характер приоритетного направления и разрешаться в первую очередь.

Органы опеки и попечительства, передающие ребенка (детей) на патронатное воспитание, обязаны осуществляют контроль за благосостоянием, здоровьем и развитием ребенка и соблюдением его прав и законных интересов при устройстве в семью патронатного воспитателя.

На основании изложенного, следует сделать вывод о том, что причины несвоевременных выплат, указанные главой администрации, являются необоснованными. Неосуществление регулярного контроля за выплатой указанных компенсаций привело к нарушению, прежде всего, интересов переданных на патронатное воспитание воспитанников, сложившаяся ситуация является, по мнению Уполномоченного, недопустимой.

В Заключении <О нарушении прав воспитанников Краснокамского детского дома-школы> Уполномоченный предложил:

1. Обеспечить соблюдение законных интересов воспитанников, приняв соответствующие меры, направленные на недопущение в текущем году ситуации, аналогичной той, которая сложилась в 2003г.

2. Указать директору МОУ <Краснокамский детский дом-школа> на недопустимость включения в текст подписываемого патронатными воспитателями заявления фразы <...о задержке выплаты денег за питание предупреждена>. Указанная фраза свидетельствует о том, что дирекцией учреждения заведомо предполагается возможность нарушения норм действующего законодательства.

3. Рассмотреть вопрос о привлечении начальника управления системой образования администрации г.Краснокамска к дисциплинарной ответственности за не осуществление регулярного контроля за своевременной выплатой денежной компенсации и за не принятие конструктивных мер к недопущению сложившейся ситуации и нарушению интересов воспитанников.