Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

Обзор ситуации о соблюдении права граждан на неприкосновенность частной жизни, мерах, предпринятых Уполномоченным по правам человека и ответах, поступивших в его адрес на соответствующие запросы:

12 апреля 2004
В соответствии с п. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации: <каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени>.

Кроме того, п.1 ст. 24 Конституции предусматривает, что <сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается>.

Отношения, <возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации>, а также при <защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации> регулирует Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ <Об информации, информатизации и защите информации>.

В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, и процессах независимо от формы их представления; информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность; информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

При этом ст. 4 определяет, что <Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законами наряду с другими ресурсами>.

Согласно ст. 11 Федерального закона <Об информации, информатизации и защите информации> <Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения>.

Вышеуказанный Федеральный закон предусматривает, что граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны предоставлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов (ст. 8).

Так, согласно ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового учета налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. В соответствии с п.1 ст. 84 Налогового кодекса при постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства; данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа; данные о гражданстве.

На основании данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 84 Налогового кодекса).

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 9 ст.84 Налогового кодекса).

Так, в соответствии со ст. 102 Налогового кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами).

Как следует из письма управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пермской и Коми-Пермяцкому автономному округу от 10.03.2004 № 14-13/3114, направленного на запрос Уполномоченного по правам человека: <В целях недопущения незаконного использования информации, составляющей налоговую тайну и конфиденциальных сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - конфиденциальная информация) приняты следующие меры.

Конфиденциальная информация в налоговых органах храниться и обрабатывается в местах, недоступных для посторонних лиц, а также для сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такой информацией. Пользователям информационных ресурсов конфиденциальная информация предоставляется с соблюдением законодательства по защите информации. При предоставлении конфиденциальной информации в электронном виде используются средства криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи.

Кроме того, в Управлении создан и функционирует отдел безопасности, одной из целей которого является реализация политики МНС России по обеспечению защиты государственной и налоговой тайны, информационной безопасности> .

Сбор, хранение и учет сведений о частных лицах, являющихся собственниками (владельцами) транспортных средств, осуществляется также в Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В частности, Инструкция по учету автотранспортных средств и специальной продукции Госавтоинспекции (утверждена приказом МВД РФ от 31 марта 1995 года № 125) предусмотрено, что <первичным документом учета транспортных средств является карточка учета транспортных средств, заполняемая от руки или на печатающей машинке (ручной способ), а также с использованием ПЭВМ (автоматизированный способ)>. При этом одним из разделов учетной карточки является раздел <Владелец транспортного средства>, который заполняется сведениями о владельце (собственнике) транспортного средства.

Прядок предоставления сведений о транспортных средствах, их собственниках и владельцах определяю Правила регистрации транспортных средств (утверждены приказом МВД РФ от 27.01.2003 № 59). Данные Правила определяют, что <сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, собственниках и владельцах транспортных средств на основании письменного запроса выдаются:

а) судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов или актов других органов, а также налоговыми и другими органами и лицами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) подразделениями Госавтоинспекции при выполнении возложенных на них задач>.

Кроме того, п. 83 Правил запрещает сотрудникам регистрационных подразделений разглашать сведения, которые стали им известны в связи с совершением регистрационных действий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из письма Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Пермской области от 03.03.2004 № 639 следует: <В настоящее время в соответствии с требованиями Инструкции, в Пермской области используется автоматизированный (компьютерный) способ формирования картотеки. В связи с тем, что информация о собственниках (владельцах) транспортных средств является конфиденциальной (ст. 24 Конституции РФ), количество рабочих мест, позволяющих воспользоваться картотекой строго ограничено. К основным мерам по защите персональных данных граждан относится также ограничение доступа сотрудников посредством присвоения каждому допущенному индивидуального пароля> .

Таким образом, полученная Уполномоченным по правам человека информация свидетельствует об определенных мерах, предпринимаемых для недопущения разглашения персональных данных граждан.

Вместе с тем, следует отметить, что вопрос о соблюдении прав граждан на неприкосновенность частной жизни неоднократно становился предметом изучения Уполномоченного по правам человека в Пермской области. Так, данная проблема нашла свое отражение в ежегодных докладах Уполномоченного за 2002 и 2003 годы.

В частности, причиной привлечения внимания Уполномоченного к нарушению прав граждан на неприкосновенность частной жизни стала информация о том, что на ряде интернет-сайтов были размещены базы данных жителей Пермской области, что является грубейшим нарушением конституционных прав граждан.

Согласно ст. 53 Федерального закона <О связи> от 07.07.2003 № 126-ФЗ <сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами.

Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами>.

С целью решения имеющей место проблемы, Уполномоченным было инициирование не только общественное обсуждение вопроса о действительном положении дел в данной сфере, но и предприняты конкретные меры по даче соответствующими органами правовой оценки сложившейся ситуации.

Так, учитывая монополизм ОАО <Уралсвязьинформ>, его преимущественное положение в сфере предоставления гражданам услуг как проводной, так и беспроводной связи, с целью уяснения мер, принимаемых ОАО <Уралсвязьинформ> для защиты информации, которая стала их достоянием в силу заключения договора с гражданином, был направлен запрос в ОАО <Уралсвязьинформ> о необходимости предоставления следующих сведений:

- наличие у ОАО <Уралсвязьинформ> информационной базы, содержащей адреса и домашние телефоны жителей Пермской области; порядок доступа к данной базе, меры, предпринятые для ограничения доступа к базе посторонних лиц;

- порядок выпуска телефонных справочников, содержащих домашние адреса и телефоны жителей Пермской области; каким образом испрашивается согласие гражданина на размещение его домашнего телефона и домашнего адреса в этих справочниках;

- в каких городах и районах Пермской области, когда и в каком порядке выпускались телефонные справочники, содержащие домашние адреса и телефоны граждан;

- порядок передачи информационной базы, содержащей домашние телефоны и адреса граждан в справочные службы (<09>, <065> и др.).

Из ответа на запрос следует, что <информационная база абонентов городской телефонной сети ОАО <Уралсвязьинформ> в г.Перми, содержащая телефоны и адреса предприятий, организаций, учреждений и частных лиц, находится в Сервисном центре, контроль по ограничению доступа к базе данных осуществляет специальное подразделение, занимающееся защитой информации связи. После установки телефона, если абонент не желает, чтобы информация о нем была доступной для посторонних лиц, по его личному заявлению сведения о телефоне и адресе вносятся в базу данных, к которой операторы справочных служб <09> и <065> доступа не имеют>.

Что касается телефонных справочников, то по информации ОАО <Уралсвязьинформ> <при их издании домашний адрес абонента (улица, дом, квартира) не указываются. В случае наличия у нескольких абонентов одинаковых фамилий и инициалов, разрешается включение в справочник названия улиц, а при проживании на одной улице - дополнительно и номеров домов. Последний печатный справочник квартирных телефонов пермских абонентов был издан в 1980 году. В последующий период и до настоящего времени подобные справочники в Перми не выпускались>.

Вместе с тем, по мнению Уполномоченного по правам человека в Пермской области, следует отметить, что:

- до сих пор существует практика незаконного использования информационных баз, содержащих сведения о частной жизни граждан (фамилии, имена, отчества, домашние адреса, домашние телефоны, даты рождения), в политических и иных узкокорыстных целях - предвыборная агитация, распространение поздравлений, рекламной продукции, опросах и т.д.;

- несмотря на многочисленные нарушения конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, правоохранительными органами не используются возможности, как по профилактике данного рода нарушений, так и по пресечению нарушений путем привлечения к административной, уголовной и иной ответственности лиц и организаций, распространяющих незаконными способами сведения о частной жизни граждан Пермской области;

- граждане в силу ряда субъективных и объективных причин не обращаются в суд с исками об установлении нарушения права на неприкосновенность частной жизни.

Можно сделать вывод, что в обществе существуют две позиции граждан по данной проблеме. Первая позиция заключается в пассивном отношении граждан к обнародованию домашних адресов, домашних телефонов и фамилий. Вторая позиция заключается в неприятии обнародования в любой форме вышеуказанной информации.

Обязательным пунктом договора о предоставлении услуг связи (как городской, так и сотовой) должен стать пункт о согласии, либо несогласии гражданина на размещение его домашнего (личного) телефона в открытых информационных справочниках, информационных базах. Совершенно недопустима ситуация, при которой гражданин должен платить деньги за снятие своего домашнего телефона с платной справки 065, бесплатной справки 09. Представляется более верным оплата услуги по включению в справку телефона гражданина при заключении договора, нежели исключение за деньги.

Учитывая изложенное, в ноябре 2002 года между Уполномоченным по правам человека в Пермской области и Генеральным директором ОАО <Уралсвязьинформ> В.И. Рыбакиным было подписано Соглашение о необходимости учета мнения граждан относительно возможности публикации сведений, содержащих фамилии, имена, отчества, домашние адреса и номера домашних телефонов граждан.

Согласно данному Соглашению ОАО <Уралсвязьинформ> обязалось обеспечить включение в договор об оказании услуг связи (всех видов), в установленном действующим законодательством порядке, пункта, отражающего согласие (либо несогласие) абонента на публикацию его фамилии, имени, отчества, домашнего адреса, номера домашнего телефонам в печатных и электронных справочниках, издаваемых ОАО <Уралсвязьинформ> для открытого доступа.

Несмотря на предпринятые меры, указанные нарушения конституционных прав граждан продолжают иметь место. Так, в газете <Пермский обозреватель> в статье <Купи базу, позвони другу> сообщалось, что в г.Санкт-Петербурге в свободную продажу поступили базы данных ведущих городских операторов связи. <По объявлению в Интернете в городе на Неве можно приобрести любые данные о любом обладателе сотовой связи: Базы данных сотовых компаний становятся товаром. И совсем неважно, кто выступает их продавцом: нечистоплотный менеджер фирмы или правоохранительные органы, имеющие доступ к именам, паролям, явкам> обладателей мобильников. Главное, сведения сугубо личного характера становятся достоянием общественности>.

В связи с опубликованной информацией Уполномоченный направил обращения к операторам сотовой связи, расположенным на территории Пермской области, о необходимости принятия мер для недопущения распространения сведений, являющихся персональными данными.

Директор филиала ОАО <МТС> в г.Перми А.Е. Шальнев сообщил, что сотрудникам Пермского филиала ОАО <МТС> известны нормы права, обязывающие их к соблюдению законных интересов абонентов в части неприкосновенности их частной жизни, личной и семейной тайны. В контракте, заключаемом филиалом с абонентом, имеется положение, обязывающее оператора связи сохранять в тайне персонифицирующие его сведения (за исключением предусмотренных законами РФ случаев). Генеральный директор ЗАО <Уральский Джи Эс Эм> (Мегафон) А.И. Арнаутов проинформировал, что компания <не распространяет и никогда не распространяла какие-либо сведения о своих абонентах. Наши абоненты добровольно при заключении договоров об оказании услуг связи, указывают свои необходимые реквизиты. В дальнейшем эти данные используются только при оказании услуг связи по письменному обращению самого абонента>. Из информации, полученной от ОАО <Уралсвязьинформ>, следует, что в целях обеспечения безопасности частной информации доступ к базе данных абонентов защищен персональным паролем; контроль за предоставлением доступа к базе данных осуществляется отделом по анализу и защите информации связи, этим же подразделением проводится проверка будущих сотрудников при приеме на работу в структуры, связанные с доступом к указанной информации; при приеме на работу с сотрудниками заключается соглашение о неразглашении сведений, полученных в служебных целях.

Примечательно, что с 1 января 2004 года справочная служба 09 представляет информацию о номере квартирного телефона абонента ОАО <Уралсвязьинформ> только с письменного согласия абонента. При этом, для включения сведений о номере телефона в базу данных справочной службы абонентам необходимо письменно подтвердить свое согласие оформив дополнительное соглашение в Абонентском отделе Сервисного центра ОАО <Уралсвязьинформ>. Данные об абонентах, не давших письменное согласие, автоматически исключаются из базы данных справочной службы 09 с 1 января 2004 года.

Данная информация была доведена ОАО <Уралсвязьинформ> до абонентов, кроме того, жители г.Перми были проинформированы об адресах Абонентских отделов, расположенных в различных районах г.Перми.

Таким образом, осуществление ОАО <Уралсвязьинформ> данных мер в определенной степени направлено на реализацию Соглашения, заключенного ранее между Уполномоченным по правам человека в Пермской области и ОАО <Уралсвязьинформ>.

Безусловно, указанные меры призваны способствовать воспрепятствованию нарушений в дальнейшем конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни. Однако, для эффективного разрешения сложившейся ситуации необходимо объединение и координация всех заинтересованных сторон (государственных органов, общественных организаций, правоохранительных органов, предприятий, предоставляющих услуги связи и информационные услуги) в сфере выработки единой концепции по соблюдению требований ст.ст.23, 24 Конституции Российской Федерации.
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR