В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступило обращение общественного помощника Уполномоченного по правам человека в Пермской области Т. В. Ложкиной, действующей в интересах детей, переданных на патронатное воспитание в семьи.

26 мая 2004
Из материалов обращения следует, что Закамским детским домом в июне 2003 г. на патронатное воспитание было передано 6 детей, но до настоящего времени патронатные воспитатели не получили и не получают заработную плату.

С целью разрешения ситуации по существу уполномоченный направил соответствующее ходатайство о проведении проверки в адрес начальника департамента образования Пермской области, а также копию обращения в адрес начальника отдела по защите прав детей администрации Пермской области.

Со слов председателя департамента образования Пермской области, <решение вопроса о выплате обратившимся патронатным воспитателям заработной платы с июня 2003 г. не представляется возможным ввиду отсутствия трудового договора между ними и администрацией школы-интерната № 3>. Уполномоченный считает эти доводы несостоятельными по причине того, что труд патронатных воспитателей регулируется нормами Трудового кодекса РФ. Заявителям было разрешено взять детей на воспитание у семьи согласно приказам управления по образованию администрации Кировского района г. Перми; в течение всего периода гражданам фактически осуществлялись функции патронатных воспитателей, составление трудового договора является обязанностью работодателя. Уполномоченный направил ходатайство руководителю Государственной инспекции труда по Пермской области М. Н. Рахматуллину о проведении проверки и принятии мер.

Из ответа главного государственного инспектора труда по Пермской области М. Н. Рахматуллина следует, что в ходе проведенной проверки, действительно, был установлен факт фактического допуска к работе без заключения соответствующего трудового договора. По результатам проверки директору МОУ <Школа-интернат №3> было выдано предписание о заключении с 01.09.2003 г. трудовых договоров, о начислении и выплате воспитателям за период работы заработной платы в соответствии со ст. 20 закона Пермской области <О патронатном воспитУполномоченный считает, что поступившие в его адрес ответы председателя департамента образования Пермской области и начальника отдела по защите прав детей администрации Пермской области носят формальный характер, не содержат конкретные позиции по вопросам оплаты труда патронатных воспитателей в условиях не заключения договоров с последними, не содержат принципиальной оценки действий должностных лиц администрации Кировского района г. Перми, что является недопустимым при осуществлении функций контроля.

На основании изложенного, учитывая социальную значимость развития института патронатного воспитания, а также необходимость формирования позитивной оценки последнего со стороны населения Пермской области, Уполномоченный направил обращение заместителю губернатора Пермской области Т. И. Марголиной, председателю департамента образования Пермской области А. Л. Зимину (для сведения), начальнику отдела по защите прав детей администрации Пермской области Р. В. Ершовой (для сведения) о принятии мер к выявлению аналогичных случаев неоплаты труда патронатных воспитателей, к восстановлению нарушенных прав граждан, осуществляющих патронатное воспитание, и к недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

ании>.

В ответе заместителя губернатора Пермской области Т. И. Марголиной сообщается, что <с целью предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем, представителями отдела по защите прав детей аппарата администрации области совместно с департаментом образования области запланирован ряд тематических проверок по выявлению нарушений законодательства при устройстве детей в патронатные семьи. Департаментом образования области разработано инструктивное письмо по исполнению закона Пермской области <О патронатном воспитании>, которое направлено руководителям органов, исполняющих функции по опеке и попечительству, а также руководителям учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей>.