07.06.2004 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил обращения заместителю губернатора Пермской области Т. И. Марголиной, заместителю губернатора Пермской области В. А. Сухих о состоянии дел в Александровском психоневрологическом интернате, подведомственном Комитету социальной защиты населения Пермской области.

07 июня 2004
По поручению Уполномоченного, 28 мая 2004 г. руководитель аппарата УППЧ Матвеев Д. А. посетил Александровский психоневрологический интернат, где содержится под опекой около 260 недееспособных граждан.

В ходе посещения установлено, что в данном учреждении имеют место нарушения прав инвалидов.

Требует увеличения жилая площадь интерната, которая составляет 1395,8 м. кв., что в пересчете на одного проживающего составляет 5,47 м. кв.

Установлено, что в ряде случаев, отсутствует какой либо надзор органа опеки за недвижимым имуществом инвалидов. Например, инвалид Южаков Е. А. пояснил, что до 2000 г. проживал в личном доме, но после его переселения в интернат, каких либо сведений о судьбе его имущества у него нет. Руководством интерната даны пояснения, что не во всех случаях они располагают соответствующей информацией и, как следствие, не могут осуществлять опекунские функции в полном объеме.

В ходе бесед с инвалидами поступили жалобы на то, что в ряде случаев расходуется без их согласия 25%-ная часть пенсии, оставляемая по законодательству (Постановление Правительства РФ №244 от 17.04.02 г.) для использования по их личному усмотрению.

Данные факты нашли свое подтверждение. Директор Фатахова М. Л. пояснила, что, действительно, предметы личной гигиены, за исключением мыла, приобретаются за счет личных средств инвалидов. Это сделано в связи с тем, что данные расходы не были заложены в смете. Прежнее руководство КСЗН требовало жесткой экономии средств при составлении сметы интерната.

Несмотря на то, что в интернате в 2003 г. проводилась комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности, имеют место случаи ненадлежащего оформления договоров на поставку товарно-материальных ценностей. При ознакомлении с договорами, установлено, что во многих из них отсутствуют даты, спецификации или приложения, где были бы конкретизированы приобретаемые товарно-материальные ценности, не предусматриваются штрафные санкции за нарушения поставщиками условий договора.

В интернате нет лечебно-физкультурного комплекса, спортзала и комнаты для отправления религиозных культов.

Также были высказаны жалобы на плохое техническое состояние инвалидных колясок. Инвалид Южаков Е. А. заявил, что он хотел бы иметь коляску с рычажным приводом, но в интернате такой возможности нет. По словам руководства интерната, закупки колясок производились КСЗН централизованно и, возможно, приобретались не лучшие модели.

Тот же Южаков Е. А. заявил ходатайство о направлении его на медицинскую экспертизу для решения в суде вопроса о его дееспособности.

Далее следует отметить, что имеют место факты не предоставления необходимого медицинского обслуживания инвалидам. Так, многие из них нуждаются в зубном протезировании. Однако, никаких мер для этого в интернате не принимается. По сообщению директора, протезирование осуществляется Александровской центральной городской больницей, но инвалиды включаются в очередь крайне неохотно, со ссылкой на недостаточное финансирование. Поставлено в очередь всего 5 человек.

При обходе помещений интерната, в <отделении милосердия> - корпусе для инвалидов с особо тяжелыми формами нервно-психических заболеваний, установлено наличие двух помещений со стальными решетчатыми дверями запираемыми на замок, крайне узкими окнами высоко под потолком. Причем в одном из помещений полностью отсутствует стекло в раме. В помещениях стоит зловонный запах, грязно, осыпавшаяся штукатурка, местами провалившийся пол и ободранный линолеум. В целом, о состоянии данных помещений можно сказать, что они не пригодны для проживания.

Директор Фатахова М. Л. по данному поводу пояснила, что в интернате, вопреки инструкции, находится 25 инвалидов с тяжелыми психическими заболеваниями и состояниями. Психиатрические больницы из-за перегруженности отказывают в приеме таких лиц. В целях обеспечения безопасности самих инвалидов и окружающих приходится использовать данные помещения в качестве <палат интенсивного наблюдения>. Помещение инвалидов в закрытые палаты происходит в соответствии с письменным заключением врача-психиатра, а также с ее письменного согласия.

Считая, что отмеченные нарушения прав инвалидов в Александровском ПНИ должны быть устранены, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил обращения заместителю губернатора Пермской области Т. И. Марголиной, заместителю губернатора Пермской области В. А. Сухих о состоянии дел в Александровском психоневрологическом интернате, подведомственном Комитету социальной защиты населения Пермской области, а также о проверке деятельности медицинских учреждений, стыкующих свою работу с названными психоневрологическими интернатами и организации проверки порядка предоставления психиатрической и зубопротезной помощи в самих интернатах.

Ответы на данные обращения будут размещены на сайте Уполномоченного.