Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил ходатайства в адреса Председателя Госдумы Федерального Собрания РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председателю Московской Хельсинской группы Л. М. Алексеевой, Уполномоченному по правам человека в РФ В. П. Лукину о рассмотрении вопроса о внесении изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. .

11 июня 2004
06.10.2003 г. Федеральным законом № 131 были внесены изменения в Федеральный закон <Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации> № 154-ФЗ от 28.08.1995 г.

Согласно п. 2.1. ст. 36 вышеназванного нормативно-правового акта № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Положения ст. 36 вышеуказанного закона вступают в силу с 06.10.2003 г. и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона. Пункт 2 ст. 84 гласит о том, что требования статей 36 и 37 о порядке избрания (назначения) и полномочиях глав муниципальных образований (глав местных администраций), применяются по истечении срока полномочий глав муниципальных образований (глав местных администраций), избранных (назначенных) до вступления в силу настоящей главы.

На основании п. 2.1. ст. 6 Закона <Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации> № 154-ФЗ от 28.08.1995 г. (в ред. от 08.12.2003 г.) к предметам ведения местного самоуправления относится принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением.

В ряде муниципальных образований Пермской области были внесены соответствующие изменения в уставы, согласно которым был изменен порядок проведения выборов глав муниципальных образований.

Уполномоченный считает, что в результате перехода к такому механизму проведения выборов нарушаются основные принципы, предусмотренные нормами Конституции РФ. Согласно п. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, согласно п. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

С внесением изменений в уставы муниципальных образований население утрачивает возможность избирать глав местного самоуправления из числа граждан, не состоящих в представительном органе муниципального образования, а вынуждено выбирать главу только лишь из членов представительного органа муниципального образования; граждане, проживающие на территории муниципального образования, не желающие быть избранными в представительный орган, утрачивают право выдвигать свою кандидатуру на пост главы муниципального образования.

Такими изменениями уставов муниципальных образований напрямую нарушается принцип разделения власти, что позволяет сомневаться в их абсолютной независимости друг от друга, поскольку глава муниципального образования косвенно зависит от представительного органа муниципального образования. Население полностью утрачивает право избирать главу своего муниципального образования путем свободного волеизъявления.

Предпринятые органами местного самоуправления действия по внесению соответствующих изменений в уставы являются законными, однако, по своему содержанию нарушают права и интересы граждан.

Уполномоченным принято решение о направлении в адрес Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации соответствующих ходатайств о рассмотрении вопроса о внесении изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. <Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>.

Ответы на данные ходатайства будут размещены на сайте Уполномоченного.