В совещании приняли участие заместитель губернатора Пермской области Т.И.Марголина, председатель департамента образования и науки Пермской области А.Л.Зимин, заместитель председателя комитета социальной защиты населения Пермской области Н.К.Маслохутдинова, заместитель начальника управления здравоохранения Пермской области Н.П.Коробейников, председатель комитета по образованию и науке администрации г.Перми Н.Я.Карпушин, а также заместитель председателя Пермского областного суда А.И.Бестолков.
В качестве основной цели проводимого совещания была определена необходимость озвучивания назревших проблем, их обсуждение, поиск возможных решений. Во главу основных принципов работы ведомств при разрешении вопросов усыновления была поставлена синхронизация действий и совместных усилий заинтересованных органов и ведомств.
В ходе совещания были заслушаны вышеназванные должностные лица, а также некоторые из присутствующих в зале заседаний (сотрудники системы здравоохранения, образования, органов опеки и попечительства, специалисты отделов по защите прав детей администраций различных территориальных образований).
Общими проблемами, озвученными докладчиками, являются.
- нарушение сроков предоставления информации о вновь выявленных детях, оставшихся без попечения родителей,
- нарушение сроков подготовки пакета документов для передачи ребенка из лечебного учреждения в приют,
- несвоевременное пополнение регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих усыновлению,
- низкий процент устройства детей в кровные семьи,
- длительное пребывание младенцев в ЛПУ на так называемых социальных койках (в настоящее время в Пермской области 80 грудничков, находящихся в больницах сверх установленных сроков),
- небольшой процент усыновления детей старше 5 лет;
- большой процент детей-сирот с изначально ослабленным здоровьем (по данным управления здравоохранения в Пермской области только 2% здоровых детей и более 50% детей имеют хронические заболевания);
- возможность временного отказа родителей от ребенка;
- другие
Среди основных причин выявленных проблем назывались такие как, отсутствие межведомственного взаимодействия ведомств и органов, оперативного реагирования на происходящее, согласованности действий органов как в горизонтальном так и в вертикальном направлении.
Для повышения эффективности работы и процента усыновленных детей планируется предпринять следующее.
1. Подготовить проект указа губернатора <О формировании регионального банка данных детей-сирот>.
2. Разработка и внедрение дополнительных форм отчетности.
3. Разработка и внедрение критериев эффективности усыновления.
4. Рассматривать воспитателей групп семейного типа в качестве потенциальных усыновителей, проводить соответствующую работу по поиску достойных кандидатур.
5. Изучив опыт работы социально реабилитационных центров, рассмотреть вопрос о создании межведомственных учреждений и центров.
6. Обобщить опыт работы Пермского областного суда по рассмотрению дел об установлении факта усыновления детей, в том числе иностранными гражданами.
Уже сделано следующее: разработаны и представлены к внедрению и апробированию формы отчетности и критерии эффективности; создан уполномоченный орган по опеке и попечительству при администрации г.Перми, подготовлен проект указа губернатора.
17.06.2004 г. было проведено межведомственное совещание при заместителе губернатора Пермской области Т.И.Марголиной по вопросу: . Главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области И. Г. Цепенникова приняла участие в данном совещании.
17 июня 2004