В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратились несовершеннолетние Андрей, Надежда и Константин К. с просьбой восстановить право самостоятельно распоряжаться своим доходом, в том числе пенсией по потере кормильца.

18 июня 2004
Из обращения следует, что в отношении заявителей установлена опека и то, что они получают пенсии по потере кормильца. Заявители сообщили, что в настоящее время они лишены возможности свободно распоряжаться денежными средствами поскольку органы опеки и попечительства муниципального образования <г. Краснокамск> понуждают опекунов к осуществлению четкого контроля за расходованием несовершеннолетними детьми полученных пенсий.

Для рассмотрения сложившейся ситуации по существу и проведения проверки Уполномоченным было направлено соответствующее ходатайство в адрес прокурора г. Краснокамска.

Из поступившего за подписью прокурора г. Краснокамска А. М. Рассейкина ответа следовало, что требования отдела опеки и попечительства управления системой образования Краснокамской администрации о получении согласия на расходование пенсий по потере кормильца, а также отчет по использованию данных средств законны. Позиция прокурора была определена тем, то пенсия по потере кормильца не может быть отнесена к видам доходов, следовательно, требования ст. 26 ГК РФ, предусматривающие право несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, не могут применяться в сложившейся ситуации.

Однако, нормами ст. 41 Налогового кодекса РФ определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, а. п. 7 ст. 208 ч. 2 Налогового кодекса РФ установлено, что пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством, являются доходами физических лиц, полученными от источников РФ.

На основании изложенного, Уполномоченный направил ходатайство в адрес прокурора Пермской области А. Н. Кондалова о проведении проверки и о принятии мер прокурорского реагирования к органам местного самоуправления, нарушающим нормы Гражданского кодекса РФ в части ограничения права опекаемых несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно распоряжаться своими доходами.

В ответе начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермской области Т. В. Шуваевой сообщалось, что <в ходе проведенной проверки фактов ограничения несовершеннолетних К. в дееспособности, предусмотренной ст. 326 ГК РФ, не выявлено.

Статьей 26 ГК РФ предусмотрено, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением названных в п. 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей. Указанные несовершеннолетние вправе самостоятельно, без согласия попечителя распоряжаться своими доходами.

Как следует из представленных в наш адрес объяснений, несовершеннолетний К. с письменного согласия попечителя совершает такие сделки, как снятие со сберегательной книжки денег, предназначенных на одежду и питание. Фактов отказа о выплате заявителям пенсии по потере кормильца и дальнейшем запрете по ее распоряжению не установлено. Из объяснения попечителя Денисовой следует, что пенсию по потере кормильца она получает самостоятельно.

Заявителям разъяснены требования ст. 34, 37 ГК РФ о том, что попечителю дано право расходовать доходы подопечного, в т. ч. доходы, причитающиеся от управления его имуществом, с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. А на орган опеки и попечительства возложена обязанность по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей.

Вместе с тем опекуны и попечители в случае несогласия с решениями органа опеки и попечительства вправе самостоятельно выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия>.