В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступила информация от Главы города Перми А. Л. Каменева о том, что 27.04.2004 г. ОАО ЭиЭ ограничило подачу горячего водоснабжения ряду объектов муниципального жилищного фонда.

18 июня 2004
Как следует из обращения, в соответствии с условиями заключенного договора об исполнении муниципального заказа по обеспечению потребителей муниципального жилищного фонда тепловой энергией в горячей воде МУ <Жилищная служба> районов производит оплату за принятое количество тепловой энергии в размере фактически собранных с населения денежных средств, а муниципальное управление жилищно-коммунального хозяйства оплачивает разницу между стоимостью тепловой энергии, рассчитанной по тарифам, утвержденным РЭК Пермской области для энергоснабжающих организаций, и стоимостью услуг, рассчитанных по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления для населения.

МУ <Жилищная служба> районов выполняют свои обязательства по оплате за горячую воду в полном объеме, однако муниципальное управление жилищно-коммунального хозяйства не имеет возможности своевременно произвести оплату за мар текущего года по следующим причинам.

С 01.01.2004 г. вступили в силу ряд нормативных актов РЭК Пермской области, в соответствии с которыми произошло повышение тарифов на производство тепловой энергии.

Так, оплата за поставленную тепловую энергию возросла почт в 1,5 раза, однако согласно областной методике формирования бюджета увеличение тарифов на поставку тепловой энергии планировалось на 16%, что и было предусмотрено в бюджете г. Перми. В связи с этим, дотации из бюджета города по оплате за поставленную тепловую энергию, запланированные на 2004 год, были израсходованы в 1 квартале текущего года.

В настоящее время администрацией г. Перми и администрацией Пермской области согласовывается размер компенсации указанных затрат бюджета города.

Учитывая особую социальную значимость разрешения проблемы, изложенной в письме Главы г.Перми, Уполномоченный направил ходатайство Прокурору Пермской области А. Н. Кондалову о проведении проверки правомерности действий руководства ОАО ЭиЭ <Пермэнерго>, по результатам чего принять меры прокурорского реагирования.

Из ответа заместителя прокурора области Н. И. Герка стало известно, что в адрес директора филиала-ОП <Энергосбыт> И. В. Шешакова было внесено представление об устранении нарушений норм действующего законодательства РФ. Уполномоченный считает необходимым отметить, что, возможно, подобная ситуация возникла в результате увеличения тарифов на поставку тепловой энергии, а также в связи с тем, что определенное количество потребителей оплачивают потребленную энергию не в полном объеме, однако, при разрешении спорных ситуаций, безусловно, необходимо учитывать интересы добросовестных плательщиков, а вопросы неисполнения сторонами договора взаимных обязательств решать в судебном порядке.

На представление прокуратуры Пермской области и запрос Уполномоченного об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении ОАО <Пермэнерго> сообщило следующее:

1. Между ОАО <Пермэнерго> и соответствующими МУ <Жилищные службы> районов г. Перми заключены договоры теплоснабжения. Следовательно, указанные юридические лица являются абонентами ОАО <Пермэнерго>. Согласно ст.546, 523 ГК РФ Энергоснабжющая организация вправе отказаться от исполнения договора теплоснабжения в одностороннем порядке в случае неоднократного (два и более) нарушения сроков оплаты потребленной энергии. Поскольку у названных абонентов имелась значительная задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию (более трех неоплаченных периодов платежа), ОАО <Пермэнерго> произвело ограничение отпуска тепловой энергии на объекты абонентов путем отключения горячего водоснабжения этих объектов в строгом соответствии с Постановлением Правительства от 05.01.98 г. № 1 и условиями договоров теплоснабжения. Ограничению отпуска теплоэнергии предшествовал неоднократные предупреждения абонентов о возможном ограничении, так, за период с 01.04.2004 г. по 26.04.2004 г. в адрес руководителей <Жилищных служб>, Администрации г. Перми и Пермской области, Управления ЖКХ г. Перми было отправлено 4 телетайпограммы с предупреждением о возможном ограничении. Предупреждения были проигнорированы, вопрос о погашении задолженности решен не был. Вывод: ОАО <Пермэнерго> правомерно произвело ограничение подачи тепловой энергии абонентам.

2. В свою очередь МУ <Жилищные службы> районов и КЭЧ Пермского района поставляют теплоэнергию населению (субабонентам). Соответственно, на МУ <Жилищные службы> районов и КЭЧ Пермского района законом возложена обязанность принять все необходимые меры для бесперебойного обеспечения теплоэнергией граждан, своевременно оплачивающих коммунальные услуги. А именно: произвести сбор платы за потребленную населением теплоэнергию и своевременно оплатить теплоэнергию, принятую от Энергоснабжающей организации. При наличии задолженности, погасить имеющуюся задолженность в определенный Постановлением срок и обеспечить абонентам, своевременно оплачивающим за потребленную теплоэнергию, подачу теплоэнергии в необходимых для абонентов объемах, согласовав указанное обеспечение с Энергоснабжающей организацией. МУ <Жилищные службы> районов и КЭЧ Пермского района не выполнили возложенные на них законом обязанности. Вывод: ответственность за отсутствие горячей воды в жилых домах должны нести руководители именно этих юридических лиц, а не ОАО <Пермэнерго>, которое добросовестно выполнило обязательства, возложенные на него договорами теплоснабжения. Кроме того, ОАО <Пермэнерго> не в состоянии производить выборочные отключения квартир граждан-неплательщиков <субабонентов> с питающих центров ОАО <Пермэнерго>, т. к. внутридомовые сети находятся на балансе города и в оперативном управлении Жилищных служб.

3. Несмотря на вышеизложенное, ОАО <Пермэнерго> примет все возможные меры по недопущению в дальнейшем ограничения постави теплоэнергии в жилые дома>.