Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

С коллективным заявлением в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратились жители поселка Карьер-Известняк Александровского района, в котором они просили Уполномоченного помочь им в решении социальных проблем.

13 июля 2004
Из обращения следовало: < Согласно решению городской Думы № 171 от 18.07.2003 года в нашем поселке с 01.08.2003 года установлены самые высокие тарифы за тепло и горячее водоснабжение в районе. На наше письменное коллективное обращение к главе администрации Александровского района господину Сертакову С.В. мы не получили письменный ответ: По решению местных властей отменены льготы на проезд для всех категорий граждан, которые имели эти льготы: Подобные действия считаем незаконными и направленными на ущемление прав людей >

В обоих случаях, по мнению Уполномоченного, имеет место явное нарушение прав граждан и действующего законодательства. По ходатайству Уполномоченного о принятии мер к восстановлению нарушенных прав граждан Прокуратурой Пермской области и г. Александровска по данному факту была проведена проверка, по результатам которой на решения Александровской городской Думы и на постановления главы администрации г. Александровска принесены протесты, где поставлен вопрос об отмене данных решений.

Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Пермской области направил мэру и городской Думе заключение о нарушении прав граждан с предложением устранить данные нарушения. Как следует из ответа администрации г. Александровска, с 01.07.2004 года решение городской Думы и Постановление главы администрации г. Александровска признаны утратившими силу.

Для выяснения всех обстоятельств, Уполномоченным по правам человека были направлены ходатайства в адрес начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Пермской области, Главе администрации г. Александровска. Из полученных ответов следовало, что права жителей не нарушены.

Однако, согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация признается социальным государством, в котором в том числе устанавливается ряд гарантий социальной защиты граждан. Нормами действующего законодательства РФ нескольким десяткам категорий граждан, установлено право на льготный (бесплатный и с 50% оплатой) проезд на транспорте городского и пригородного сообщения, при этом почти каждым нормативно-правовым актом определено, что предусмотренные им льготы должны предоставляться организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Такими нормативно правовыми актами являются, например, ФЗ <О социальной защите инвалидов в РФ> № 181-ФЗ, ФЗ <О ветеранах> № 5-ФЗ и другие. Постановление о переводе работы автотранспортного предприятия в режим маршрутного такси с 100 % оплатой для всей категорий граждан напрямую ограничивает право льготных категорий на пользование установленной для них Российской Федерацией льготой по оплате проезда на транспорте городского и пригородного сообщения. Предоставление установленных нормами федерального законодательства социальных льготы и гарантий не может быть ограничено, за исключением тех случаев, когда этнапрямую установлено федеральными законами, например, Федеральным законом <О бюджете РФ>.

Согласно Федеральному закону РФ <Об общих принципах организации местного самоуправления> муниципальные правовые акты не должны противоречить нормам федерального законодательства. Принятые в нарушение норм федерального законодательства акты считаются недействительными и подлежат официальной отмене.

По существу вопроса о повышении тарифов на услуги ЖКХ Уполномоченным было установлено следующее. 28.07.2003 года Александровской городской Думой было принято решение <Об установлении цен (тарифов) на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги, предоставляемые гражданами на административной территории г.Александровска> № 171 от 18.07.2003 года, согласно которому были повышены тарифы на оплату коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление) для граждан, проживающих на территории п. Карьер-Известняк.

Ранее, органы местного самоуправления, действительно, самостоятельно осуществляли регулирование тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую теплоисточниками, находящимися в муниципальной собственности и устанавливали тарифы на коммунальные услуги для населения, согласно утвержденным ранее тарифам на тепловую энергию.

Начиная с 29.03.2003 года, согласно внесенным в Федеральный закон <О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ> изменениям (Федеральный закон №38-ФЗ от 26.03.2003г.), право устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, в том числе находящимися в муниципальной собственности, потребителям было предоставлено органам исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, то есть РЭК Пермской области. Федеральный закон о внесении соответствующих изменений вступил в законную силу с 29.03.2003 года, а решение Александровской городской Думы было принято спустя несколько месяцев 18.07.2003г. Из полученных за подписью заместителя председателя региональной энергетической комиссии Пермской области ответов следовало, что муниципальные предприятия Александровского района в период с 29.03.2003 года по 18.07.2003 года в РЭК Пермской области за утверждением тарифов на тепловую энергию не обращались, необходимый пакет документов поступил на согласование только 19.12.2003 года.

Таким образом, тарифы на оплату коммунальных услуг для населения были рассчитаны на основании утвержденных в нарушение ч.4 ст.2 Федерального закона <О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ> от 14.04.1995 г. №41-ФЗ тарифов на тепловую энергию. Согласно ст.6 вышеназванного нормативно-правового акта решение органа местного самоуправления принятое с превышением предоставленной ему компетенции подлежит отмене.

Учитывая остроту данной ситуации, Уполномоченным в адрес прокуратура Пермской области и г. Александровска были направлены соответствующие ходатайства о проведении проверок.

Из информации, поступившей в ответ на направленное в адрес прокурора Пермской области и г.Александровска ходатайств, следует, что по результатам проведенной проверки был принесен соответствующий протест на решение Александровской городской Думы и поставлен вопрос об отмене принятого 18.07.2003 года решения, а также протест на постановление главы администрации г. Александровска.

По мнению Уполномоченного, органами местного самоуправления г.Александровска на протяжении десяти календарных месяцев нарушаются установленные нормативно-правовыми актами РФ права граждан, в том числе на получение социальных гарантий и льгот. Сложившуюся ситуацию Уполномоченный считает недопустимой.

На основании изложенного, Уполномоченным в адрес главы г. Александровска было направлено заключение о нарушении прав граждан с предложением устранить данные нарушения. Как следует из ответа администрации г. Александровска, с 01.07.2004 года решение городской Думы и Постановление главы администрации г. Александровска признаны утратившими силу.
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR