29.07.2004 г. Уполномоченный по правам человека в Пермской области принял участие в заседании "Круглого" стола по теме

29 июля 2004
Информация по вопросу, вынесенному на рассмотрение участников "Круглого" стола по теме <Совершенствование общественного контроля правосудия путем повышения эффективности деятельности представителей общественности в квалификационных коллегиях судей>

Нижегородский региональный фонд <Открытый регион> в партнерстве с Региональной общественной организацией "Нижегородской общество прав человека", при поддержке Координационного Совета по правам человека при полномочном представителе Президента РФ в ПФО, при содействии Совета судей Нижегородской области и Управления судебного департамента Нижегородской области, реализует проект: <Совершенствование общественного контроля правосудия путем повышения эффективности деятельности представителей общественности в квалификационных коллегиях судей>.

В настоящее время с целью обеспечения независимости и открытости для общественности Квалификационных коллегий судей (далее ККС) законодатель предусмотрел включение в состав этих коллегий представителей общественности - лиц, не наделенных государственно-властными полномочиями, не выполняющих функции представителей органов государственной власти, в том числе законодательных.

Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

1 июля 2003 года в Законодательном Собрании Нижегородской области состоялся круглый стол, на котором представители общественности в ККС рассказали о своей деятельности. В частности, было отмечено, что многие представители общественности формально относятся к предоставленным им полномочиям, вплоть до игнорирования участия в заседаниях ККС. Возможной причиной такого положения, на наш взгляд, является тот факт, что большинство представителей общественности в ККС, по сути своей, не являются таковыми. Так, например, ниже приведен предварительный анализ правоприменительной практики назначения представителей общественности в ККС 7 субъектов федерации, входящих в ПФО, (Чувашская Республика, Республика Мордовия, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область).

Всего по 7 субъектам назначено (с учетом переназначения в связи с досрочным прекращением полномочий или в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство) - 66 представителя общественности, из них по 51 имеются сведения о месте работы, которые свидетельствуют о том, что:

- 17 человек (33,3%) являются сотрудниками ООО, АО, ОАО, ЗАО (и.о. генерального директора -1; директор ОАО - 1; помощник ген. директора -1; заместители генерального директора - 4; начальники отдела - 6, советники - 2, гл. юрисконсульт - 1; антикризисный управляющий ЗАО -1);

- 12 человек (23,6%) - работники ВУЗов, в т.ч. директора института - 2; зам. директора - 1;зам. декана -1; зав кафедрой - 5; проректор - 1; профессор - 1, доцент -1; в т.ч. - 3 человека - кандидаты юридических наук; 2 - профессора;

- 6 человек (11,8%) - банковские работники;

- 4 (7,8%) - пенсионеры, в т.ч. полковник милиции в отставке -1; судья, председатель Арбитражного суда в отставке -1; прокурор в отставке - 1;

- 4 (7,8%) - нотариусы;

- 4 (7,8%) - депутаты представительного органа субъекта, в т.ч. генеральный директор муниципального учреждения -1; генеральный директор ЗАО - 1; директор ООО - 2;

- 2 (3,9%) - руководители негосударственных, некоммерческих организаций;

- 1 (2.0%) - муниципальные служащие;

-1 (2,0%) - представители профсоюзов.

Таким образом, по результатам предварительного анализа можно сделать вывод, что только 37,3% представителей общественности являются в некоторой степени представителями общественности, остальные же являются представителями бизнес-структур и в силу корпоративности своих интересов не являются лицами, заинтересованными в эффективной работе ККС в плане реализации поставл енных перед этим органом целей и задач.

Кроме того, по мнению некоторых наиболее активных представителей общественности в ККС Нижегородской области, малочисленность представителей общественности в составе ККС не позволяет влиять на принятие коллегией важных, и существенных, на их взгляд, решений. Деятельность ККС, по-прежнему, закрыта для общества.

Даже этот небольшой опыт убеждает в необходимости совершенствования системы общественного контроля правосудия через представительство в Квалификационных коллегий судей.

Поэтому, в рамках данного проекта планируется проведение в регионах ПФО специализированных исследований и мероприятий по совершенствование системы общественного контроля правосудия через представительство в ККС. Это крайне необходимо, тем более, что в настоящее время прекратил свое существование институт народных заседателей, который в принципе, мог бы, при определенном его реформировании, выполнять функцию общественного контроля.

В частности в рамках данных исследований планируется:

 Сбор, обобщение и анализ правоприменительной практики назначения и деятельности представителей общественности в ККС субъектов федерации, входящих в ПФО. Оценить степень влияния представителей общественности в ККС на качество деятельности судей. Для этого планируется получение как официальной информации (статистики) от представительных органов субъектов федерации ПФО и ККС, так и специальные исследования путем анкетирования (интервьюирования) членов ККС, депутатов, членов Совета судей, председателей судов, адвокатов. Анкетирование планируется провести в пяти субъектах: Республика Татарстан, Республика Мордовия, Саратовская область, Пермская область и Нижегородская область;

 Проведение круглых столов в регионах ПФО, выбранных в качестве респондентских, с участием представителей общественности, судейского сообщества, представителей законодательной власти, Уполномоченного по правам человека (при наличии), комиссии по правам человека (при наличии), членов Координационного Совета при ППП РФ в ПФО, юридической общественности, СМИ. <Круглые столы> в регионах будут проведены после получения результатов специализированных исследований. Цель проведения этих <столов> - привлечение внимания общественности, заинтересованных лиц и органов к проблемам прозрачности и гласности правосудия и вопросам деятельности органов судейского сообщества региона в плане решения этих проблем, а также повышения уровня эффективности и независимости органов правосудия;

 Проведение в Нижнем Новгороде семинара с участием представителей общественности в ККС из регионов ПФО, представителей судейского сообщества и органов законодательной и исполнительной власти (октябрь 2004 года).

На завершающей стадии реализации проекта (в ноябре 2004 года) планируется провести совместно с Координационным советом по правам человека при полномочном представителе Президента РФ в ПФО круглый стол, на котором обсудить полученных результаты.