Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

Новость за 23 августа 2004 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
23 августа 2004
Прокуратурой Пермской области с привлечением специалистов областных ведомств: департамента образования, управлений здравоохранения и по фармацевтической деятельности и производству лекарств, государственной инспекции труда, врачей центра Госсанэпиднадзора проведена комплексная проверка соблюдения законности в деятельности ВК-2 ГУИН МЮ по Пермской области, результаты которой обсуждены на заседании коллегии прокуратуры области.

Установлено, что в деятельности названного учреждения в течении длительного времени продолжают иметь место грубые нарушения законности, прав воспитанников на материально-бытовое, медико-санитарное обеспечение, соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных.

За период с июля 2003 года по настоящее время в адрес начальника ВК-2 было внесено 1 представление и 2 требования, в адрес начальника ГУИН МЮ по Пермской области 3 представления об устранении нарушений законности в деятельности воспитательной колонии. Однако, достаточных мер к их устранению руководством ВК-2 не принимается, ведомственный контроль со стороны ГУИН МЮ по Пермской области остается неэффективным.

Принятое в 2002 году ошибочное решение о ликвидации 2-й воспитательной колонии во многом обусловило ухудшение оперативной обстановки в ВК-2, нарушения законности, для устранения которых требуются значительные затраты как времени так и средств. Многочисленные нарушения закона в деятельности учреждения также обусловлены частной сменой руководителей колонии. Действующий начальник ВК-2 исполняет свои обязанности 2,5 месяца

С 2002 года в ВК-2 систематически допускается превышение лимита содержащихся воспитанников. Вследствие чего осужденные содержатся в ненадлежащих условиях, что в немалой степени способствует напряжённой оперативной обстановке. В связи с перелимитом, не соблюдается норма жилой площади на одного осужденного. Так, в феврале 2004 года при лимите - 500 человек, в ВК-2 содержалось 608 осужденных. Количество прибывающих в ВК опережает количество убывающих.

Приведение численности воспитанников, содержащихся в ВК-2, к лимиту в настоящее время не связано с деятельностью администрации по ее регулированию, а лишь основано на изменениях действующего уголовного законодательства, а также направлением для отбытия наказания осужденных в другие субъекты РФ, что также сопряжено с нарушением ст. 73 УИК РФ.

Проверкой выявлены многочисленные нарушения в обеспечении режима отбывания наказания - безосновательное помещение в строгие условия содержания положительно характеризующихся осужденных, сокрытие администрацией ВК-2 фактов правонарушений среди осужденных, необеспечение воспитанникам права на личную безопасность.

В целях создания видимого благополучия, в текущем году в колонии сложилась порочная практика укрытия от учета фактов, являющихся основанием для признания воспитанников злостными нарушителями режима. Согласно сведениям, представленными ВК-2, в течение 6 месяцев текущего года при проведении 24 <дней режима> и 363 обысков не было изъято ни одного запрещенного предмета, тогда как при проверке было установлено, что администрацией ВК-2 изымались немаркированные ножи, металлические прутья в том числе и заточенные, незаконная переписка, лекарственные препараты и др. Ни по одному из указанных фактов изъятия запрещенных предметов проверок не проводилось, обстоятельства их получения воспитанниками не выяснялись, меры взыскания к осужденным не принимались.

Задачи, возложенные на отдел воспитательной работы и определённые в ч.1 ст. 109 УИК РФ: исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня в полном объеме в колонии не реализуются. Администрация ВК-2 при выборе методов воспитательной работы идёт по пути упрощенчества, а порой и с явными нарушениями закона.

Третий год на территории колонии не организована работа ларька или магазина для приобретения осужденными товаров первой необходимости.

Закрепленное ст. 41 Конституции РФ право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь не нашло фактической реализации в ежедневной работе областной больницы при ВК-2, МСЧ ВК-2.

На момент проверки 41 воспитанник болел чесоткой. Причинами массового характера заболевания явились: недостаточная терапия распространенных форм чесотки, отсутствие контроля за лечением и наблюдением пациентов после лечения, содержание больных осужденных вместе со здоровыми, либо с пролеченными, недостатки дезинфекционных мероприятий.

Несмотря на имеющуюся ведомственную службу санэпиднадзора в ГУИНе, в деятельности столовой, банно-прачечного комбината, в жилых и производственных помещениях колонии выявлены многочисленные нарушения санитарно - эпидемиологического режима. К работе в столовой допускаются повара и кухонные рабочие, не прошедшие медосвидетельствование. На поверхностях столов, разделочных досок, посуды, халатах и рук кухонных рабочих выявлены микроорганизмы, что свидетельствует о несоблюдении персоналом столовой правил гигиены. Исследование образцов обеденного рациона воспитанников 28.06.04г. показало занижение веса порции и калорийности первого и второго блюда на 26 и 18% соответственно. Помывка посуды осуществляется вручную, путем подогрева воды, из-за отсутствия в столовой ВК-2 горячего водоснабжения и посудомоечной машины.

Качество используемой питьевой воды не соответствует установленным нормативам, она не исследуется на радиационную безопасность, соли тяжелых металлов, пестициды. Охрана скважины не обеспечена.

Сбор бытового мусора осуществляется в нарушение установленных норм и правил - в контейнеры, установленные в районе спортивной площадки. Территория контейнерной площадки не покрыта асфальтом и не огорожена.

Специалистами, привлеченными к проверке, были выявлены существенные нарушения в деятельности аптеки ВК-2 по приему, учету, хранению и передаче лекарственных средств, в том числе наркотических и психотропных веществ.

В нарушение ФЗ <О наркотических средствах и психотропных веществах>, <О лицензировании отдельных видов деятельности> аптека и областная больница при ВК-2 не имеют лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Заключение РУ ФС Госнаркоконтроля по Пермской области на право использования областной больницы для осуществления видов деятельности, связанных с оборотом наркотических и психотропных веществ не получено, как и соответствие установленным требованиям помещения аптеки. Отсутствует сертификат специалиста у фармацевта, а у зав. аптекой срок его действия истек.

Неудовлетворительно организовано производство, допускаются существенные нарушения прав осужденных при привлечении их к труду. Из года в год растет число воспитанников не работающих по причине отсутствия заказов и сырья. В связи с чем, ежегодно уменьшается вывод осужденных на оплачиваемые работы. Так, в 2002 году при среднесписочной численности осужденных 303 человека не работал каждый 3-й осужденный, за 2 месяца текущего года работает лишь 63 человека из 608 осужденных, содержащихся в ВК. Воспитанники продолжают привлекаться к неоплачиваемым, не оформленным в соответствии с ТК РФ работам, не связанным с благоустройством ВК.

В течение года на производствах ВК произошло 4 несчастных случая с осужденными.

Не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к проведению аттестации рабочих мест, отсутствуют заключения о соответствии производств санитарным правилам. Производственный контроль освещенности на рабочих местах, обследования воздуха на запыленность не проводятся. Производства не оборудованы вытяжной вентиляцией, специальными бытовыми помещениями-раздевалками, душевыми.

Неблагополучная ситуация в сфере производственной деятельности связана и с сокращением в мае 2004 года ставки инженера по охране труда.

В отношении занятых в производстве воспитанников допускаются нарушения норм ТК РФ: не заключаются трудовые договоры, не ведутся трудовые книжки, допускается увольнение работников по основаниям, не предусмотренным ТК РФ, не соблюдаются требования о сокращенной продолжительности рабочего времени, не выдаются листки временной нетрудоспособности, не выплачивается установленный федеральным законом минимальный размер заработной платы.

Из-за отсутствия работы не выполняются решения судов о взыскании ущерба по исполнительным листам. На момент проверки не взыканная сумма составляла свыше 2-х млн. рублей.

Нельзя признать удовлетворительной работу сотрудников ВК-2 по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа воспитанников колонии. Отделом воспитательной работы не налажено практическое взаимодействие с органами опеки и попечительства в территориях области. На момент проверки указанный статус не имели 25% осужденных из названной категории.

Не в полном объёме исполняются обязанности по содействию в трудовом (бытовом) устройстве освобождающихся из ВК-2 воспитанников. Органы местного самоуправления и федеральная служба занятости по избранному осужденным месту жительства (о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях) администрацией ВК-2 в установленный 6 - месячный срок до истечения срока отбывания наказания не уведомляется (ст. 180 ч.1 УИК РФ).

Из-за неорганизованности, воспитанники, в нарушение ст. 173 УИК РФ освобождаются без паспортов и документов о трудовой деятельности. В текущем году уже 47 воспитанников были освобождены без основного документа, без чего они лишены возможности реализовать свои права на труд, обучение, на жилье и др.

Таким образом, деятельность администрации ВК-2 и ГУИН МЮ по Пермской области не соответствует принципам уголовно - исполнительного законодательства, а также основам правового положения осужденных, закрепленных в ст. ст. 8 и 10 УИК РФ - законности, гуманизма, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием, обеспечения прав и свобод граждан РФ.

Для устранения выявленных нарушений законности, привлечении виновных к ответственности прокуратурой области внесены представления в адрес начальника ВК-2, начальника ГУИН МЮ РФ по Пермской области, начальника ГУИН МЮ России.

В связи с тем, что на протяжении длительного времени ситуация в воспитательной колонии кардинальным образом не улучшается, а меры предпринятые ГУИН МЮ по Пермской области достаточными не являются, прошу Вас обратить внимание руководства Министерства Юстиции РФ на необходимость скорейшего принятия всех необходимых мер с целью восстановления законности и прав несовершеннолетних осужденных.
жилье медицина культура мигранты День прав человека 10 декабря выборы совещание участие детей в принятии решений прием граждан круглый стол просвещение Презентация Ежегодный доклад-2016 колонии российские и международные новости ГУ МВД доклады медиация анонс законодательство Большое жюри профилактика жестокого обращения с детьми свобода выражения мнений происшествие восстановительное правосудие социальное сиротство Общественная приемная Уполномоченного ксенофобия инфраструктура религия память жертв репрессий экология инвалиды права детей труд выборы2018 Всероссийский урок по правам человека-2017 ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина ежегодный доклад Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного День защиты прав детей права детей конкурсы Кудымкар Коми-Пермяцкий округ труд свобода мирных собраний дискриминация общественные помощники Уполномоченного Спасенное детство заключение о нарушении прав конференция детский омбудсмен календарь Пермский край выселение из общежитий НКО конференции призыв детские дома местное самоуправление информационная безопасность детей БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство Всемирный день прав ребенка образование vii Летняя школа по правам человека приемные семьи конференция 7-8 апреля 2016 СМИ судебные приставы лето 2016 общественный контроль семинар 25 лет Конституции РФ конкурс
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ