Уполномоченный по правам человека в Пермской области ~~~С.Н. Матвеев проинформировал Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукина и Начальника Уголовно-исполнительной системы Приволжского Федерального округа Н.И.Жукова о ситуации, складывающейся в воспитательной колонии № 2 ГУИН МЮ РФ по Пермской области .

23 августа 2004
Прокуратурой Пермской области с привлечением специалистов областных ведомств: департамента образования, управлений здравоохранения и по фармацевтической деятельности и производству лекарств, государственной инспекции труда, врачей центра Госсанэпиднадзора проведена комплексная проверка соблюдения законности в деятельности ВК-2 ГУИН МЮ по Пермской области, результаты которой обсуждены на заседании коллегии прокуратуры области.

Установлено, что в деятельности названного учреждения в течении длительного времени продолжают иметь место грубые нарушения законности, прав воспитанников на материально-бытовое, медико-санитарное обеспечение, соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных.

За период с июля 2003 года по настоящее время в адрес начальника ВК-2 было внесено 1 представление и 2 требования, в адрес начальника ГУИН МЮ по Пермской области 3 представления об устранении нарушений законности в деятельности воспитательной колонии. Однако, достаточных мер к их устранению руководством ВК-2 не принимается, ведомственный контроль со стороны ГУИН МЮ по Пермской области остается неэффективным.

Принятое в 2002 году ошибочное решение о ликвидации 2-й воспитательной колонии во многом обусловило ухудшение оперативной обстановки в ВК-2, нарушения законности, для устранения которых требуются значительные затраты как времени так и средств. Многочисленные нарушения закона в деятельности учреждения также обусловлены частной сменой руководителей колонии. Действующий начальник ВК-2 исполняет свои обязанности 2,5 месяца

С 2002 года в ВК-2 систематически допускается превышение лимита содержащихся воспитанников. Вследствие чего осужденные содержатся в ненадлежащих условиях, что в немалой степени способствует напряжённой оперативной обстановке. В связи с перелимитом, не соблюдается норма жилой площади на одного осужденного. Так, в феврале 2004 года при лимите - 500 человек, в ВК-2 содержалось 608 осужденных. Количество прибывающих в ВК опережает количество убывающих.

Приведение численности воспитанников, содержащихся в ВК-2, к лимиту в настоящее время не связано с деятельностью администрации по ее регулированию, а лишь основано на изменениях действующего уголовного законодательства, а также направлением для отбытия наказания осужденных в другие субъекты РФ, что также сопряжено с нарушением ст. 73 УИК РФ.

Проверкой выявлены многочисленные нарушения в обеспечении режима отбывания наказания - безосновательное помещение в строгие условия содержания положительно характеризующихся осужденных, сокрытие администрацией ВК-2 фактов правонарушений среди осужденных, необеспечение воспитанникам права на личную безопасность.

В целях создания видимого благополучия, в текущем году в колонии сложилась порочная практика укрытия от учета фактов, являющихся основанием для признания воспитанников злостными нарушителями режима. Согласно сведениям, представленными ВК-2, в течение 6 месяцев текущего года при проведении 24 <дней режима> и 363 обысков не было изъято ни одного запрещенного предмета, тогда как при проверке было установлено, что администрацией ВК-2 изымались немаркированные ножи, металлические прутья в том числе и заточенные, незаконная переписка, лекарственные препараты и др. Ни по одному из указанных фактов изъятия запрещенных предметов проверок не проводилось, обстоятельства их получения воспитанниками не выяснялись, меры взыскания к осужденным не принимались.

Задачи, возложенные на отдел воспитательной работы и определённые в ч.1 ст. 109 УИК РФ: исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня в полном объеме в колонии не реализуются. Администрация ВК-2 при выборе методов воспитательной работы идёт по пути упрощенчества, а порой и с явными нарушениями закона.

Третий год на территории колонии не организована работа ларька или магазина для приобретения осужденными товаров первой необходимости.

Закрепленное ст. 41 Конституции РФ право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь не нашло фактической реализации в ежедневной работе областной больницы при ВК-2, МСЧ ВК-2.

На момент проверки 41 воспитанник болел чесоткой. Причинами массового характера заболевания явились: недостаточная терапия распространенных форм чесотки, отсутствие контроля за лечением и наблюдением пациентов после лечения, содержание больных осужденных вместе со здоровыми, либо с пролеченными, недостатки дезинфекционных мероприятий.

Несмотря на имеющуюся ведомственную службу санэпиднадзора в ГУИНе, в деятельности столовой, банно-прачечного комбината, в жилых и производственных помещениях колонии выявлены многочисленные нарушения санитарно - эпидемиологического режима. К работе в столовой допускаются повара и кухонные рабочие, не прошедшие медосвидетельствование. На поверхностях столов, разделочных досок, посуды, халатах и рук кухонных рабочих выявлены микроорганизмы, что свидетельствует о несоблюдении персоналом столовой правил гигиены. Исследование образцов обеденного рациона воспитанников 28.06.04г. показало занижение веса порции и калорийности первого и второго блюда на 26 и 18% соответственно. Помывка посуды осуществляется вручную, путем подогрева воды, из-за отсутствия в столовой ВК-2 горячего водоснабжения и посудомоечной машины.

Качество используемой питьевой воды не соответствует установленным нормативам, она не исследуется на радиационную безопасность, соли тяжелых металлов, пестициды. Охрана скважины не обеспечена.

Сбор бытового мусора осуществляется в нарушение установленных норм и правил - в контейнеры, установленные в районе спортивной площадки. Территория контейнерной площадки не покрыта асфальтом и не огорожена.

Специалистами, привлеченными к проверке, были выявлены существенные нарушения в деятельности аптеки ВК-2 по приему, учету, хранению и передаче лекарственных средств, в том числе наркотических и психотропных веществ.

В нарушение ФЗ <О наркотических средствах и психотропных веществах>, <О лицензировании отдельных видов деятельности> аптека и областная больница при ВК-2 не имеют лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Заключение РУ ФС Госнаркоконтроля по Пермской области на право использования областной больницы для осуществления видов деятельности, связанных с оборотом наркотических и психотропных веществ не получено, как и соответствие установленным требованиям помещения аптеки. Отсутствует сертификат специалиста у фармацевта, а у зав. аптекой срок его действия истек.

Неудовлетворительно организовано производство, допускаются существенные нарушения прав осужденных при привлечении их к труду. Из года в год растет число воспитанников не работающих по причине отсутствия заказов и сырья. В связи с чем, ежегодно уменьшается вывод осужденных на оплачиваемые работы. Так, в 2002 году при среднесписочной численности осужденных 303 человека не работал каждый 3-й осужденный, за 2 месяца текущего года работает лишь 63 человека из 608 осужденных, содержащихся в ВК. Воспитанники продолжают привлекаться к неоплачиваемым, не оформленным в соответствии с ТК РФ работам, не связанным с благоустройством ВК.

В течение года на производствах ВК произошло 4 несчастных случая с осужденными.

Не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к проведению аттестации рабочих мест, отсутствуют заключения о соответствии производств санитарным правилам. Производственный контроль освещенности на рабочих местах, обследования воздуха на запыленность не проводятся. Производства не оборудованы вытяжной вентиляцией, специальными бытовыми помещениями-раздевалками, душевыми.

Неблагополучная ситуация в сфере производственной деятельности связана и с сокращением в мае 2004 года ставки инженера по охране труда.

В отношении занятых в производстве воспитанников допускаются нарушения норм ТК РФ: не заключаются трудовые договоры, не ведутся трудовые книжки, допускается увольнение работников по основаниям, не предусмотренным ТК РФ, не соблюдаются требования о сокращенной продолжительности рабочего времени, не выдаются листки временной нетрудоспособности, не выплачивается установленный федеральным законом минимальный размер заработной платы.

Из-за отсутствия работы не выполняются решения судов о взыскании ущерба по исполнительным листам. На момент проверки не взыканная сумма составляла свыше 2-х млн. рублей.

Нельзя признать удовлетворительной работу сотрудников ВК-2 по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа воспитанников колонии. Отделом воспитательной работы не налажено практическое взаимодействие с органами опеки и попечительства в территориях области. На момент проверки указанный статус не имели 25% осужденных из названной категории.

Не в полном объёме исполняются обязанности по содействию в трудовом (бытовом) устройстве освобождающихся из ВК-2 воспитанников. Органы местного самоуправления и федеральная служба занятости по избранному осужденным месту жительства (о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях) администрацией ВК-2 в установленный 6 - месячный срок до истечения срока отбывания наказания не уведомляется (ст. 180 ч.1 УИК РФ).

Из-за неорганизованности, воспитанники, в нарушение ст. 173 УИК РФ освобождаются без паспортов и документов о трудовой деятельности. В текущем году уже 47 воспитанников были освобождены без основного документа, без чего они лишены возможности реализовать свои права на труд, обучение, на жилье и др.

Таким образом, деятельность администрации ВК-2 и ГУИН МЮ по Пермской области не соответствует принципам уголовно - исполнительного законодательства, а также основам правового положения осужденных, закрепленных в ст. ст. 8 и 10 УИК РФ - законности, гуманизма, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием, обеспечения прав и свобод граждан РФ.

Для устранения выявленных нарушений законности, привлечении виновных к ответственности прокуратурой области внесены представления в адрес начальника ВК-2, начальника ГУИН МЮ РФ по Пермской области, начальника ГУИН МЮ России.

В связи с тем, что на протяжении длительного времени ситуация в воспитательной колонии кардинальным образом не улучшается, а меры предпринятые ГУИН МЮ по Пермской области достаточными не являются, прошу Вас обратить внимание руководства Министерства Юстиции РФ на необходимость скорейшего принятия всех необходимых мер с целью восстановления законности и прав несовершеннолетних осужденных.