10.09.2004 г. С.Н.Матвеев выступил с докладом на расширенном совещании при Главном федеральном инспекторе по Пермской области на тему: .

10 сентября 2004
Тема доклада Уполномоченного по правам человека в Пермской области Материалы по выступлению на семинаре называлась: <Стратегические направления совершенствования работы с обращениями граждан в свете Фе-дерального и Областного законодательства>

В своем выступлении С.Н.Матвеев отметил, что одним из основных на-правлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Пермской об-ласти является рассмотрение обращений граждан, лиц без гражданства и ино-странных граждан, находящихся на территории Пермской области, о нарушени-ях органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами прав и свобод человека и гражданина. ( Ст.11 Закона Пермской области <Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области>).

В 2003 году в аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратилось - 1 975 человек, из них : на прием обратилось - 834 человека (42,2 %), письменных обращений - 1 141 (57,8 %).

Наибольшее количество жалоб и заявлений граждан поступили из г.Перми - 909 (46 %), г.Соликамск - 122, г.Губаха - 83, Чердынский район - 67, г.Кунгур - 75. Данные показатели частично обусловлены наличием на территориях данных муниципальных образований учреждений, исполняющих наказание, на действие которых приходится значительное количество обращений .

Анализ обращений граждан свидетельствует также о следующем: 16 % гра-ждан обжаловали решения и действия судебных органов; 11 % - решения и дейст-вия должностных лиц администраций районов г.Перми и Пермской области; 5,3 % граждан - действия и решения должностных лиц учреждений, исполняющих наказание.

Уже за 1 полугодие 2004 года ТОЛЬКО в общественные приемные Уполно-моченного по правам человека в Пермской области поступило 558 обращений.



При работе с обращениями граждан в частности с жалобами на действия ( в большинстве случаев - бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц иных учреждений, в докладе отмече-ны следующие негативные тенденции:

Бюрократизация ( формальный подход)

Неоправданное затягивание сроков рассмотрения обращений

Передача обращений для рассмотрения в органы, действия которых обжалуют-ся

Слабое правовое регулирование (в частности на федеральном уровне).

Уполномоченный по правам человека в Пермской области высказал мнение, что для наиболее качественного подхода к обращениям необходимо руководите-лям соответствующих структур заострить свое внимание на правовом и содер-жательном аспектах рассмотрения обращений.

На сегодняшний момент на территории Пермской области действует норма-тивный документ, регламентирующий порядок рассмотрения обращений граждан - это закон (предложенный к принятию в порядке законодательной инициативы Уполномоченным по правам человека в Пермской области), <Об обращении гра-ждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления перм-ской области> от 18.08.2003 г. № 926 - 180. Данный закон определяет общие по-ложения о порядке рассмотрения обращений.

Для правильной и единообразной работы с обращениями граждан, руково-дитель (глава органа местного самоуправления, руководитель соответствующего структурного подразделения, областного органа государственной власти) дол-жен, помимо обеспечения необходимых условий для быстрого и эффективного рассмотрения обращений, создать локальную правовую базу, регламентирующую весь спектр вопросов, возникающих в ходе работы с обращениями.

Создание доступного информационного банка обращений граждан в раз-личные структуры и ведомства, может, на мой взгляд, значительно упростить ра-боту с документооборотом.

Однако, хочется отметить, что работа с гражданами не сводится только лишь к вопросам документооборота.

В конце выступления С.Н.Матвеев заострил внимание участников на том , что нельзя забывать о том, что целью создания любого органа власти, местного самоуправления, назначения должностных лиц - является деятельность по обес-печению прав и законных интересов граждан. Работа с обращениями граждан яв-ляется основной задачей деятельности, а не сопутствующим вопросом.