Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

24 июля 2010 года, в рамках Международного форума "Пилорама – 2010" Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин встретился с беженцами, проживающими в "Центре временного содержания "Очер".

26 июля 2010

24 июля 2010 года, в рамках Международного форума "Пилорама – 2010" Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин встретился с беженцами, проживающими в "Центре временного содержания "Очер".

Беженцы, в основном из африканских стран, рассказали омбудсману о нарушении их прав на достоинство, личную неприкосновенность, а так же на неудовлетворительные условия проживания, невозможность интеграции в Очере. Лукин заверил беженцев, что возьмет на контроль разрешение проблем, обозначенных ранее Уполномоченным по правам человека в Пермском крае Татьяной Марголиной в «Центре временного содержания иммигрантов «Очер».
 

Для справки: Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны …
Федеральное государственное учреждение Федеральной миграционной службы России «Центр временного размещения иммигрантов «Очёр» создано во исполнение Российской Федерацией положений международной «Конвенции о статусе беженцев» (вступила в силу для России 01.02.1993), которая предусматривает принцип предоставления более благоприятного правового положения для беженцев на территории государства, предоставившего убежище человеку.
Центр «Очёр» расположен на базе временного лагеря немецких строителей объектов газопровода Ямбург-Тула II (в советское время). Является в настоящее время единственным функционирующим подобным центром на территории Российской Федерации. Помещения для проживания представляют собой приспособленные временные строения (индивидуальные жилые блоки вагонного типа). Согласно Уставу ФГУ ФМС России ЦВРИ «Очер», предметом деятельности учреждения является обеспечение права размещенных лиц на временное проживание, а также организация содействия размещенным лицам в их социальной адаптации, обеспечение питания и бесплатного медицинского обслуживания.


С начала 2010 года к Уполномоченному поступило 10 жалоб от лиц, находящихся в ФГУ ФМС «Центр временного содержания иммигрантов «Очер», на нарушения их социальных и медицинских прав, условий проживания и содержания, грубое и унижающее человеческое достоинство отношение со стороны сотрудников Центра и ОВД, в том числе на необоснованное применение к одному гражданину А. государства Кот-д'Ивуар физической силы, неправомерные действия сотрудников милиции ОВД по Очерскому муниципальному району.


Сотрудники администрации Центра утром без переводчика осуществили самовольное проникновение путем взлома двери в комнату А., который в это время спал. В результате развившегося в дальнейшем конфликта, без достаточных на то оснований, администрацией был осуществлен вызов сотрудников вневедомственной охраны при Главном управлении внутренних дел по Пермскому краю (ГУВД по Пермскому краю), которые, не уточнив сложившуюся ситуацию, без предупреждения и объяснения на понятном А. языке проникли к нему в жилую комнату, применили физическую силу и спецсредства (наручники), после чего осуществили принудительное доставление его в Отдел внутренних дел по Очерскому муниципальному району.


Прокуратурой Пермского края установлено, что Правила временного проживания иностранных граждан в ФГУ ФМС России ЦВРИ «Очер» (утверждены 9 апреля 2009 года директором Центра), положения которых о праве администрации беспрепятственно осматривать жилые помещения без предупреждения проживающих лиц противоречат нормам ст.25 Конституции РФ и ст. 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации.


Таким образом, в отношении А. были нарушены следующие права и свободы, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу для России 05.05.1998 г.):
- право на свободу и личную неприкосновенность, гарантированную статьей 5 Конвенции;
- часть 2 статьи 5 Конвенции, которая гласит, что каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение;
- право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища, гарантированного статьей 8 Конвенции.
- запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, гарантированный статьей 3 Конвенции.


В настоящее время Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Пермскому краю вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое обжаловано.
Это еще раз показывает, насколько трудно доказать необоснованное применение физической силы к гражданам со стороны сотрудников правоохранительных органов.


По результатам проведенных проверок Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, прокуратуры и надзорных территориальных органов, необходимо констатировать, что возложенные на ФГУ ФМС России ЦВРИ «Очер» функции не реализуются. Данная ситуация приводит к массовому нарушению прав проживающих.
Уполномоченным констатировано нарушение основных положений:
1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией в марте 1998 года;
2) Конвенции о статусе беженцев (вступила в силу для России 01.02.1993), которая предусматривает принцип предоставления более благоприятного правового положения для беженцев.
3) Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах».

В соответствии со статьей 21 Закона Пермского края от 5 августа 2007 года №77-ПК «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае» Уполномоченным было подготовлено Заключение о массовом нарушение прав человека и основных свобод в Федеральном государственном учреждении Федеральной миграционной службы «Центр временного размещения иммигрантов «Очер».

На 29.04.2010г. в центре числилось 48 человек (39 семей), из них детей - 6 человек.
Нормативный срок эксплуатации жилых блоков истек еще в 1995 году (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю).
В Центре в нарушение законодательства проживает население Очерского района - 42 человека, из них 16 – работники Центра, 26 – жители г.Очер. (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю).

В Центре не соблюдаются нормы Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах» в части:
1. Права на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации. В нарушение требований ст.ст. 6, 8 ФЗ №4528-1 «О беженцах» иностранцам в полной мере не предоставляются услуги переводчиков, что влечет информационный вакуум прибывших в Центр лиц, особенно не владеющих английским или французским языками (прокурорская проверка);
2. Право пользования жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения, статья 8 ФЗ №4528-1 «О беженцах» (прокурорская проверка).
Согласно статье 11 ФЗ №4528-1 «О беженцах», для проживания лиц, признанных беженцами, и членов их семей, не имеющих жилья на территории Российской Федерации, в течение срока признания их беженцами должен быть предоставлен Фонд жилья для временного поселения. К фонду жилья для временного поселения относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения. Создание фонда жилья для временного поселения является расходным обязательством Российской Федерации. Фонд жилья для временного поселения, за исключением арендуемых жилых помещений, является федеральной собственностью. На территории Пермского края данный Фонд отсутствует.
3. Права на образование, в части отсутствия школы и преподавателей для взрослых иммигрантов по обучению русскому языку, как иностранному, отсутствия возможности получения среднего и высшего образования взрослым, пункт 11 статьи 8 №4528-1 «О беженцах» (проверка Уполномоченного);
4. Права на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации, пункт 7 статьи 8 ФЗ №4528-1 «О беженцах» (прокурорская проверка, проверка Управлением Росздравнадзора по Пермскому краю)


В результате проверки, проведенной Управлением Росздравнадзора по Пермскому краю, выявлено следующее.
1) В состав ФГУ ФМС России «Очер» входит медицинский пункт, который осуществляет медицинское обслуживание иммигрантов без лицензии, то есть незаконно.
2) В лечебном процессе используются лекарственные средства с истекшим сроком годности.
3) Отсутствует контроль за условиями хранения лекарственных средств. Лекарственные средства хранятся при температуре не соответствующей указанной производителями.
4) При проверке медицинских карт установлено, что назначенные лекарственные препараты пациенты получают не в полном объеме.
5) Материально-техническое оснащение не соответствует предъявляемым требованиям (отсутствуют гигрометры, алкометры, в недостаточном количестве термометры, холодильное оборудование).
5. Не организовано содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации, пункт 8 статьи 8 ФЗ №4528-1 «О беженцах» (проверка Уполномоченного);
6. Не реализуется право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, пункт 9 статьи 8 ФЗ №4528-1 «О беженцах» (проверка Уполномоченного);
7. Не реализуется право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, пункт 10 статьи 8 ФЗ №4528-1 «О беженцах» (проверка Уполномоченного);
8. В результате проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, выявлено 27 нарушений санитарного законодательства.
На территории центра в нарушение требований законодательства в том числе не оборудованы площадки для отдыха, спортивные площадки, детские игровые площадки.


По многочисленным нарушениям санитарного законодательства, прокурором Очерского муниципального района возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании) с целью приостановления деятельности Центра.
Очерский районный суд установил вину Центра в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении санитарного законодательства. Но, учитывая тяжесть возможных последствий от приостановления деятельности Центра по обеспечению проживания, питания и бытового обслуживания лиц, для размещения которых он создан, судом назначено наказание в виде административного штрафа.

По фактам нарушения законодательства Российской Федерации прокуратурой Пермского края направлено письмо в адрес руководства ФМС России, внесено прокурорское представление, предложено принять меры по устранению выявленных нарушений, ущемляющих права и законные интересы проживающих в указанном учреждении лиц, о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения законов, а также должностных лиц ФМС России, вследствие упущений в служебной деятельности которых стали возможными отмеченные нарушения закона.
Таким образом, в Федеральном государственном учреждении Федеральной миграционной службы России «Центр временного размещения иммигрантов «Очёр» нарушаются не только нормы международного права в отношении лиц, ищущих убежища, но и нормативы внутреннего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подтвержденные проверками Прокуратуры Пермского края, прокурором Очерского муниципального района и территориальными надзорными органами.
 

Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR