На прошлой неделе в Перми прошла прямая телефонная линия по проблемам соблюдения права на образование в городе Перми. На вопросы родителей отвечали Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков и руководитель департамента образования Администрации города Людмила Гаджиева.

11 апреля 2011
На прошлой неделе в Перми прошла прямая телефонная линия по проблемам соблюдения права на образование в городе Перми. На вопросы родителей отвечали Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков и руководитель департамента образования Администрации города Людмила Гаджиева.

На прошлой неделе в Перми прошла прямая телефонная линия по проблемам соблюдения права на образование в городе Перми. На вопросы родителей отвечали Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков и руководитель департамента образования Администрации города Людмила Гаджиева.
1 апреля во многих школах города начался прием заявлений о зачислении детей в 1 класс, поэтому большинство вопросов было связано именно с этим. Многие задавали вопрос – можно ли отправить ребенка в школу, которая находится не по месту жительства? Павел Миков напоминал родителям о том, что место регистрации ребенка не влияет на его право получить образование – законодательство подчеркивает общедоступность образования. При этом не имеет значения ни район, ни город, где ребенок зарегистрирован или прописан - при достижении им школьного возраста родители вправе написать заявление, и его зачислят в школу. И тем не менее, в некоторых школах родителям отказывают в приеме заявления на том основании, что ребенок по месту жительства «приписан к другой школе».
В то же время, школы не могут принять всех желающих - в соответствии с СанПинами в классе должно обучаться не более 25 человек. Поэтому территориальная принадлежность к той или иной школе становится гарантией того, что ребенок будет зачислен в школу. Единственным возможным основанием для отказа может быть только тот факт, что класс укомплектован, свободных мест нет.
Еще одна проблема – тестирование дошколят. При этом, по словам тех, кто звонил на прямую линию, нередко результаты теста являются основанием для принятия решения о зачислении. Павел Миков подчеркивает – любые экзамены при приеме в школу – незаконны. Тестирование может проводиться только чтобы помочь родителям узнать уровень развития их ребенка. Нередко такое тестирование называют обязательным, и предлагают родителям оплатить его. Однако следует помнить, что образовательное учреждение может предлагать эту платную услугу, но, как от любой другой услуги, родители могут от нее отказаться. Так же тестирование может проводиться после зачисления ребенка – чтобы на основании его результатов рекомендовать подходящую программу обучения.
Так же поступило много жалоб на то, что школы отказывают в приеме заявлений о зачислении. По словам Людмилы Гаджиевой, школа обязана принять это заявление, а родитель должен потребовать копию с проставленным входящим номером. К заявлению так же необходимо приложить копию свидетельства о рождении ребенка и медицинскую справку, подтверждающую, что он здоров. При этом администрация школы может отказать вам в приеме заявления, только в том случае, если уже издан приказ о формировании классов. Если такого документа нет, значит, прием продолжается.
Кроме вопросов о зачислении, на прямой линии звучали другие вопросы, связанные с правом на образование. Например, были вопросы о том, можно ли ребенка перевести в другую школу, если он уже учится в школе по месту жительства. В соответствии с принципами общедоступности образования, родители вправе перевести ребенка в другую школу в любое время. Однако при этом необходимо взвесить все «за» и «против»: насколько легко ребенок перенесет такой перевод? Кроме того, Павел Миков считает, что учеба в гимназии или лицее - это нагрузка не только интеллектуальная, но и психологическая. К сожалению, в специализированных школах атмосфера порой бывает хуже, чем в обычных общеобразовательных – ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации, к нему предъявляют зачастую завышенные требования, не соответствующие его возрасту и возможностям. Детский омбудсмен рекомендует родителям при выборе школы для своего ребенка исходить из принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка, его способностей и талантов.