Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

В коррупционном акте всегда участвуют двое

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
В Перми прошли общественные слушания на тему «Участие гражданского общества в реализации антикоррупционной политики»
09 сентября 2011

В среду, 7 сентября, в Перми состоялись общественные слушания на тему «Участие гражданского общества в реализации антикоррупционной политики». Организатор общественных слушаний – Общественная палата Пермского края.

В общественных слушаниях приняли участие краевой омбудсман Татьяна Марголина, председатель Общественной палаты края Борис Светлаков, представители некоммерческих организаций края (Центр «ГРАНИ», «Наш город», «Центр социальных инициатив», ПРПЦ), а так же представители администрации губернатора края, краевой прокуратуры, краевого следственного управления и Контрольно-счетной палаты Пермского края.

Татьяна Марголина в своем выступлении признала проблему коррупции в Пермском крае реальной и, более того, латентной. В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, например, за последние три года поступило только 79 обращений, которые можно было бы охарактеризовать как жалобы на коррупционные действия. Абсолютное большинство из них – жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов, связанные с превышение должностных полномочий: покровительство коммерческим структурам; изъятие денег, материальных ценностей у задержанных и подозреваемых; воспрепятствование предпринимательской деятельности, и т.д. Так же поступают жалобы на вымогательство в пенитенциарных учреждениях и на незаконное использование бюджетных средств и незаконные поборы в образовательных учреждениях.

Проблему низкого количества жалоб на коррупционные действия так же отмечают в краевом Следственном комитете. В Следственное управление Следственного комитета в 2011 году пришло 367 сообщений о коррупции. Большинство из них – от органов внутренних дел, и ни одного от общественных организаций, это при том, что Управление сегодня открыто для общения как никогда. Краевая прокуратура жалуется на то, что опыт взаимодействия с общественностью в деле борьбы с коррупцией невелик, не смотря на то, что руководство надзорного органа уже понимает, что без участия гражданского общества добиться существенных результатов в этой сфере практически невозможно.

Как считает Уполномоченный, в Пермском крае упущено много времени для консолидации гражданского общества вокруг проблемы коррупции – в других регионах эта проблема обсуждается уже более 10 лет, во многих созданы нормативные акты, позволяющие проводить общественные антикоррупционные экспертизы. В нашем регионе гражданское общество только начинает подключаться к решению этой проблемы, и сегодняшние слушания – первый шаг. Сделать который никогда не поздно.

А между тем, по мнению краевого омбудсмана, в Пермском крае не действуют основные принципы противодействия коррупции. Главный из них – принцип неотвратимости ответственности. В качестве примера Татьяна Марголина привела историю с руководством пермской школы № 154. В школе работали родственники директора, которые получали зарплату в несколько раз большую, чем учителя, за работу, которую они, как правило, не выполняли. Те учителя, которые пытались жаловаться в различные инстанции, были уволены по инициативе директора. При том, что факты, указанные в жалобах, были подтверждены, делу не давался ход более двух лет. Только после того, как эта история была опубликована в Ежегодном Докладе Уполномоченного, директора отстранили от руководства учреждением, и было возбуждено уголовное дело. При этом фактам увольнения «непокорных» сотрудников до сих пор не дано никакой правовой оценки.

Нередки случаи, когда должностное лицо судом признается виновным в коррупционных деяниях. Однако, как правило, такие чиновники получают условные сроки наказания, либо судебное производство заканчивается по нереабилитирующим обстоятельствам. И коррупционеры продолжают занимать руководящие посты в различных органах власти. Когда же речь идет о коррупционном деянии со стороны сотрудника правоохранительных органов, то часто действует корпоративный сговор – добиться наказания крайне сложно даже в условиях очевидности доказательств. Поэтому люди не верят в неотвратимость ответственности.

Так же, говорит Татьяна Марголина, в регионе не действует принцип сотрудничества государства институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. А принцип публичности и открытости деятельности органов государственной власти понимается и диагностируется совершенно по-разному: гражданское общество считает, что власть закрыта от общества, а власть уверенна, что более открытой быть уже невозможно. Татьяна Марголина назвала показательной ситуацию, когда ей пришлось неоднократно напоминать администрации губернатора о необходимости опубликовать результаты краевого конкурса гражданских и общественных инициатив. В результате на сайте администрации губернатора, наконец, появился список победителей конкурса, но информации о самих проектах так и не появилось. Сами результаты конкурса вызывают у Уполномоченного недоумение. Например, 2 млн. рублей из краевого бюджета на антикоррупционную деятельность и мероприятия по правовому образованию получила некая некоммерческая организация «Живая нить». Заявленные виды деятельности даже не прописаны в Уставе организации, а проект правового образования сводится к обслуживанию стратегии развития г. Перми.

«Гражданское общество разрозненно, - говорит Татьяна Марголина, - и, хотя есть отдельные интересные практики, заслуживающие внимания не только на местном, но даже на федеральном и международном уровне, системных антикоррупционных действий в гражданском обществе в Пермском крае не наблюдается». Выделить можно гражданский и общественный контроль, родиной которого в РФ можно смело называть Пермь. Начиналось все с контроля за соблюдением прав в местах лишения свободы – пермский опыт лег в основу федерального закона о деятельности общественных наблюдательных комиссий. А сегодня краевой парламент рассматривает первый в России региональный законопроект «Об общественном (гражданском) контроле», который станет нормативно-правовой основой для контроля за предоставлением самых разнообразных услуг, и не только государственных. Кроме того, отдельные общественные некоммерческие организации владеют технологиями гражданской экспертизы нормативных актов. Но только отдельные. И, наконец, у местного гражданского общества есть огромный просветительский потенциал, который, к сожалению, используется очень мало.

Подводя итог своей речи, Татьяна Марголина отметила, что потенциал для борьбы с коррупцией в Пермском крае есть. И очень обнадеживает тот факт, что в сегодняшних общественных слушаниях приняли участие не только общественные организации, но и представители власти и надзорных органов.
Многие участники круглого стола приходят к выводу о том, что главная проблема коррупции в том, что в коррупционном акте всегда участвуют двое: кто-то взятки берет, а кто-то дает. При этом граждане, как правило, готовы сообщить о коррупции в соответствующие органы только тогда, когда чиновник переходит некую границу, которую вторая сторона коррупционных отношений считает приемлемой.

Поэтому и правозащитники, и представители органов власти, принявшие участие в слушаниях, уверены, что необходимы целенаправленные действия по формированию в обществе атмосферы нетерпимости ко всем видам и проявлениям коррупции, и, в первую очередь, к так называемой бытовой. А директор Центра гражданского анализа и независимых исследований Светлана Маковецкая, например, считает, что, помимо этого в информационном пространстве нет продуктивной информации о противодействии коррупции. Поэтому человек, сталкиваясь, например, с чиновничьим вымогательством, просто не знает, что делать в такой ситуации и куда обращаться. Сегодняшняя же государственная политика пока что сводится лишь к повышению штрафов. В то время когда необходимо сконцентрироваться на формировании культуры антикоррупционного поведения.

Светлана Маковецкая вообще ставит общественным организациям в борьбе с коррупцией диагноз – бессилие и регресс. Сегодня гораздо эффективней с этой функцией справляется неорганизованная сетевая общественность. Поэтому, считает Светлана Маковецкая, общественности организованной необходимо кардинально изменить тактику, и начать с изменения собственного поведения, собственной морали.

Андрей Жуков, исполнительный директор ПОО «Центр социальных инициатив» и исполнительный директор НО «Фонд содействия товариществам собственников жилья», выделил одну из самых острых коррупциогенных сфер – ЖКХ. В том числе, коррупционное поведение председателей ТСЖ и управляющих компаний. По его мнению, это требует серьезной просветительской работы с собственниками жилья и системы образования для УК и председателей ТСЖ.

По итогам общественных слушаний будет сформулирован пакет предложений по дальнейшему сотрудничеству Общественной палаты, Уполномоченного, некоммерческих организаций, надзорных и правоохранительных органов в деле противодействия коррупции. Общую тактику и стратегию еще предстоит выработать.

приемные семьи ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина свобода мирных собраний Кудымкар Коми-Пермяцкий округ календарь инвалиды Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного ежегодный доклад медицина выселение из общежитий культура жилье выборы2018 Всемирный день прав ребенка Пермский край Спасенное детство общественный контроль круглый стол семинар Презентация доклады конкурс vii Летняя школа по правам человека общественные помощники Уполномоченного ксенофобия конференция 7-8 апреля 2016 призыв Общественная приемная Уполномоченного заключение о нарушении прав конференции экология религия дискриминация восстановительное правосудие судебные приставы мигранты ГУ МВД НКО происшествие выборы 25 лет Конституции РФ совещание медиация законодательство права детей труд День прав человека 10 декабря Большое жюри СМИ конкурсы социальное сиротство детский омбудсмен лето 2016 День защиты прав детей российские и международные новости Всероссийский урок по правам человека-2017 конференция Ежегодный доклад-2016 детские дома труд прием граждан участие детей в принятии решений информационная безопасность детей БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство память жертв репрессий инфраструктура права детей колонии местное самоуправление просвещение образование свобода выражения мнений профилактика жестокого обращения с детьми анонс
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ