Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

В Перми прошли общественные слушания на тему «Участие гражданского общества в реализации антикоррупционной политики»

09 сентября 2011
В Перми прошли общественные слушания на тему «Участие гражданского общества в реализации антикоррупционной политики»

В среду, 7 сентября, в Перми состоялись общественные слушания на тему «Участие гражданского общества в реализации антикоррупционной политики». Организатор общественных слушаний – Общественная палата Пермского края.

В общественных слушаниях приняли участие краевой омбудсман Татьяна Марголина, председатель Общественной палаты края Борис Светлаков, представители некоммерческих организаций края (Центр «ГРАНИ», «Наш город», «Центр социальных инициатив», ПРПЦ), а так же представители администрации губернатора края, краевой прокуратуры, краевого следственного управления и Контрольно-счетной палаты Пермского края.

Татьяна Марголина в своем выступлении признала проблему коррупции в Пермском крае реальной и, более того, латентной. В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, например, за последние три года поступило только 79 обращений, которые можно было бы охарактеризовать как жалобы на коррупционные действия. Абсолютное большинство из них – жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов, связанные с превышение должностных полномочий: покровительство коммерческим структурам; изъятие денег, материальных ценностей у задержанных и подозреваемых; воспрепятствование предпринимательской деятельности, и т.д. Так же поступают жалобы на вымогательство в пенитенциарных учреждениях и на незаконное использование бюджетных средств и незаконные поборы в образовательных учреждениях.

Проблему низкого количества жалоб на коррупционные действия так же отмечают в краевом Следственном комитете. В Следственное управление Следственного комитета в 2011 году пришло 367 сообщений о коррупции. Большинство из них – от органов внутренних дел, и ни одного от общественных организаций, это при том, что Управление сегодня открыто для общения как никогда. Краевая прокуратура жалуется на то, что опыт взаимодействия с общественностью в деле борьбы с коррупцией невелик, не смотря на то, что руководство надзорного органа уже понимает, что без участия гражданского общества добиться существенных результатов в этой сфере практически невозможно.

Как считает Уполномоченный, в Пермском крае упущено много времени для консолидации гражданского общества вокруг проблемы коррупции – в других регионах эта проблема обсуждается уже более 10 лет, во многих созданы нормативные акты, позволяющие проводить общественные антикоррупционные экспертизы. В нашем регионе гражданское общество только начинает подключаться к решению этой проблемы, и сегодняшние слушания – первый шаг. Сделать который никогда не поздно.

А между тем, по мнению краевого омбудсмана, в Пермском крае не действуют основные принципы противодействия коррупции. Главный из них – принцип неотвратимости ответственности. В качестве примера Татьяна Марголина привела историю с руководством пермской школы № 154. В школе работали родственники директора, которые получали зарплату в несколько раз большую, чем учителя, за работу, которую они, как правило, не выполняли. Те учителя, которые пытались жаловаться в различные инстанции, были уволены по инициативе директора. При том, что факты, указанные в жалобах, были подтверждены, делу не давался ход более двух лет. Только после того, как эта история была опубликована в Ежегодном Докладе Уполномоченного, директора отстранили от руководства учреждением, и было возбуждено уголовное дело. При этом фактам увольнения «непокорных» сотрудников до сих пор не дано никакой правовой оценки.

Нередки случаи, когда должностное лицо судом признается виновным в коррупционных деяниях. Однако, как правило, такие чиновники получают условные сроки наказания, либо судебное производство заканчивается по нереабилитирующим обстоятельствам. И коррупционеры продолжают занимать руководящие посты в различных органах власти. Когда же речь идет о коррупционном деянии со стороны сотрудника правоохранительных органов, то часто действует корпоративный сговор – добиться наказания крайне сложно даже в условиях очевидности доказательств. Поэтому люди не верят в неотвратимость ответственности.

Так же, говорит Татьяна Марголина, в регионе не действует принцип сотрудничества государства институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. А принцип публичности и открытости деятельности органов государственной власти понимается и диагностируется совершенно по-разному: гражданское общество считает, что власть закрыта от общества, а власть уверенна, что более открытой быть уже невозможно. Татьяна Марголина назвала показательной ситуацию, когда ей пришлось неоднократно напоминать администрации губернатора о необходимости опубликовать результаты краевого конкурса гражданских и общественных инициатив. В результате на сайте администрации губернатора, наконец, появился список победителей конкурса, но информации о самих проектах так и не появилось. Сами результаты конкурса вызывают у Уполномоченного недоумение. Например, 2 млн. рублей из краевого бюджета на антикоррупционную деятельность и мероприятия по правовому образованию получила некая некоммерческая организация «Живая нить». Заявленные виды деятельности даже не прописаны в Уставе организации, а проект правового образования сводится к обслуживанию стратегии развития г. Перми.

«Гражданское общество разрозненно, - говорит Татьяна Марголина, - и, хотя есть отдельные интересные практики, заслуживающие внимания не только на местном, но даже на федеральном и международном уровне, системных антикоррупционных действий в гражданском обществе в Пермском крае не наблюдается». Выделить можно гражданский и общественный контроль, родиной которого в РФ можно смело называть Пермь. Начиналось все с контроля за соблюдением прав в местах лишения свободы – пермский опыт лег в основу федерального закона о деятельности общественных наблюдательных комиссий. А сегодня краевой парламент рассматривает первый в России региональный законопроект «Об общественном (гражданском) контроле», который станет нормативно-правовой основой для контроля за предоставлением самых разнообразных услуг, и не только государственных. Кроме того, отдельные общественные некоммерческие организации владеют технологиями гражданской экспертизы нормативных актов. Но только отдельные. И, наконец, у местного гражданского общества есть огромный просветительский потенциал, который, к сожалению, используется очень мало.

Подводя итог своей речи, Татьяна Марголина отметила, что потенциал для борьбы с коррупцией в Пермском крае есть. И очень обнадеживает тот факт, что в сегодняшних общественных слушаниях приняли участие не только общественные организации, но и представители власти и надзорных органов.
Многие участники круглого стола приходят к выводу о том, что главная проблема коррупции в том, что в коррупционном акте всегда участвуют двое: кто-то взятки берет, а кто-то дает. При этом граждане, как правило, готовы сообщить о коррупции в соответствующие органы только тогда, когда чиновник переходит некую границу, которую вторая сторона коррупционных отношений считает приемлемой.

Поэтому и правозащитники, и представители органов власти, принявшие участие в слушаниях, уверены, что необходимы целенаправленные действия по формированию в обществе атмосферы нетерпимости ко всем видам и проявлениям коррупции, и, в первую очередь, к так называемой бытовой. А директор Центра гражданского анализа и независимых исследований Светлана Маковецкая, например, считает, что, помимо этого в информационном пространстве нет продуктивной информации о противодействии коррупции. Поэтому человек, сталкиваясь, например, с чиновничьим вымогательством, просто не знает, что делать в такой ситуации и куда обращаться. Сегодняшняя же государственная политика пока что сводится лишь к повышению штрафов. В то время когда необходимо сконцентрироваться на формировании культуры антикоррупционного поведения.

Светлана Маковецкая вообще ставит общественным организациям в борьбе с коррупцией диагноз – бессилие и регресс. Сегодня гораздо эффективней с этой функцией справляется неорганизованная сетевая общественность. Поэтому, считает Светлана Маковецкая, общественности организованной необходимо кардинально изменить тактику, и начать с изменения собственного поведения, собственной морали.

Андрей Жуков, исполнительный директор ПОО «Центр социальных инициатив» и исполнительный директор НО «Фонд содействия товариществам собственников жилья», выделил одну из самых острых коррупциогенных сфер – ЖКХ. В том числе, коррупционное поведение председателей ТСЖ и управляющих компаний. По его мнению, это требует серьезной просветительской работы с собственниками жилья и системы образования для УК и председателей ТСЖ.

По итогам общественных слушаний будет сформулирован пакет предложений по дальнейшему сотрудничеству Общественной палаты, Уполномоченного, некоммерческих организаций, надзорных и правоохранительных органов в деле противодействия коррупции. Общую тактику и стратегию еще предстоит выработать.

Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR