5 марта Пермский государственный педагогический университет предоставил свой зал для проведения общественных слушаний по обсуждению проекта концепции долгосрочной целевой программы «Развитие гражданского образования населения Пермского края на 2013-2017 годы». Проект был разработан Общественным советом по гражданскому образованию при министерстве образования Пермского края и размещен на ряде интернет-сайтов для предварительного ознакомления.

14 марта 2012

5 марта Пермский государственный педагогический университет предоставил свой зал для проведения общественных слушаний по обсуждению проекта концепции долгосрочной целевой программы «Развитие гражданского образования населения Пермского края на 2013-2017 годы». Проект был разработан Общественным советом по гражданскому образованию при министерстве образования Пермского края и размещен на ряде интернет-сайтов для предварительного ознакомления.

В общественных слушаниях приняли участие ректор ПГПУ Андрей Колесников и преподаватели педагогического университета, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков и сотрудники аппарата Уполномоченного, зам. председателя комитета по развитию человеческого потенциала Законодательного собрания Пермского края Дарья Эйсфельд и сотрудники ЗС, министр образования Пермского края Николай Карпушин и сотрудники министерства, начальник юридического отдела министерства социального развития Пермского края Андрей Желанов, представители администрации губернатора, региональной общественной палаты, пермских вузов и школ, неправительственных организаций.

В развернувшейся оживленной дискуссии все выступавшие признали необходимость реализации программы развития гражданского образования в Пермском крае, положительно оценили своевременность ее подготовки, нацеленность на практические действия по формированию гражданственности.

Наибольшее внимание, естественно, было обращено на недоработки концепции. В частности, на неясность некоторых понятий для неспециалистов, необходимость постановки акцента на гражданское образование взрослых, более четкое выделение целевых групп, более детальная характеристика этапов и т.п. Наиболее детальный анализ концепции был проведен директором Центра гражданского анализа и независимых исследований Светланой Маковецкой, обратившей внимание на необходимость корректировки таких «узких мест» концепции, как «педагогоцентризм», «молодежецентризм», недостаточное раскрытие механизмов реализации, учет некоторых современных тенденций (радикализация общества и т.п.) и т.д.

Были также поставлены объективно существующие проблемы. Может ли в концепции быть определенность в том, какого гражданина предполагается воспитывать, если общество идейно неоднородно? Можно ли возлагать только на систему гражданского образования ответственность за гражданскую пассивность населения, эмиграцию и т.п. при наличии ряда иных факторов? Если нет, то, под какие результаты может быть выделено бюджетное финансирование? В концепции должно быть обоснование необходимости финансирования, а результат гражданского образования часто отложен. Можно ли в концепции дать развернутый анализ проблемы, четко прописать все механизмы и обоснования (без этого для законодателей многое непонятно), в то время как это должно быть предметом разработки программы (на основании концепции)?

В итоге общественных слушаний были сформулированы рекомендации по скорейшей доработке концепции программы, которую необходимо подготовить к внесению для рассмотрения Законодательным собранием Пермского края.