Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

Краевое законодательство по поддержке семей, имеющих детей, нуждается в модернизации

22 августа 2012

С целью государственно-общественной экспертизы реализации в Пермском крае семейной, детской и демографической политики Указом губернатора Пермского края была создана экспертная группа по направлению «Поддержка материнства и детства» под председательством Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае Павла Микова. 

В настоящее время эксперты готовят заключение, которое намерены представить в ближайшее время губернатору края Виктору Басаргину и жителям Прикамья.

Анализ полученных данных показывает, что родителей вне зависимости от территории, на которой проживают их дети, волнуют вопросы: здоровья детей и доступности медицинских услуг, образования детей (прежде всего доступность дошкольного образования) и развития детей (доступность дополнительного образования, отдыха и оздоровления, занятости детей).

Эксперты изучили мнение родителей, специалистов, управленцев о состоянии краевой политики, направленной на улучшение положения семей и детей. В адрес экспертов поступили многочисленные предложения по развитию семейной, детской и демографической политики в крае.

Так, в частности, по мнению родителей, увеличению рождаемости детей и изменении демографического поведения могут способствовать следующие меры:

- обеспечение доступности и бесплатности медицинских услуг;

- строительство новых детских садов;

- расширение перечня целевого использования многодетными семьями «материнского капитала» (например,  приобретение автотранспортного средства, газификации дома в сельской местности, реконструкция дома в сельской местности);

- выплата ежемесячной зарплаты многодетным матерям (воспитывающим 5 и более детей);

- предоставление земли многодетным семьям вне зависимости от наличия в собственности у семьи земельного участка;

- осуществление выплат пособий и предоставление льгот многодетным семьям вне зависимости от признания семьи малоимущей.

Положительную оценку родители дали проектам по устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Отвечая на вопрос, что необходимо предпринять для улучшения положения замещающих семей, были получены следующие предложения:

- увеличить размеры ежемесячного пособия  на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях;

- обеспечить доступность отдыха и оздоровления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 15 до 18 лет, а также лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- вернуть педагогический стаж и весь социальный пакет приемным родителям как педагогическим работникам;

- обеспечивать  жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих закрепленное жилое помещение, но не имеющих возможности в нем проживать;

- обеспечить бесплатным питанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях (школах);

- повысить качество подбора замещающей семьи для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

- расширить проект «Постинтернатное сопровождение». 

Эксперты, проанализировав результаты общения с родителями, отмечают, что семьи ожидают  постоянного увеличения мер социальной помощи, понимаемой ими как регулярные выплаты пособий максимально высокого уровня, а также расширение льгот.

Данный вывод иллюстрируют цифры единодушного рейтингования родителями наиболее эффективных мер, которые могли бы улучшить положение семей с детьми: во всех территориях на первое место была поставлена мера – увеличение размеров выплат и пособий на детей (причем всех категорий – детей из малоимущих семей, многодетных семей, одиноко воспитывающих родителей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении); второй по значимости мерой должно стать обеспечение доступности и бесплатности медицинских услуг (в т.ч. обеспечение всеми бесплатными препаратами детей в возрасте до 3 лет, детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет, детей-инвалидов); третьей мерой в рейтинге родителей названа обеспечение доступности отдыха и оздоровления детям в возрасте от 15 до 18 лет с этой целью увеличить размер выплаты на ребенка (в настоящее время 1400 рублей) и построить новые загородные детские оздоровительные лагеря; на четвертой позиции  - принятие краевой программы  по улучшению жилищных условий семей (в т.ч. семей, имеющих ребенка-инвалида, многодетных семей, замещающих семей); наконец, пятерку мер замыкает обеспечение доступности и бесплатности дополнительного образования.

Эксперты пришли к выводу о необходимости кардинальной модернизации существующей системы  нормативных правовых актов Пермского края, определяющей систему мер социальной поддержки семьи и детей. В идеологию нового законодательства должен быть положен принцип ответственности (обязанностей) семьи в связи с предоставлением мер государственной поддержки. Основным механизмом реализации данного принципа должно явиться широкое внедрение социального контракта, когда условием оказания мер социальной поддержки является возложение их получателем на себя обязанностей по принятию самостоятельных действий по улучшению материального положения своей семьи (в случае имеющихся резервов самообеспечения – трудоустройство работоспособных членов семьи; ведение личного подсобного хозяйства; обработка имеющегося земельного участка и пр.). Новое законодательство должно исходить из универсализации и увеличения размеров пособий и иных мер социальной поддержки за счет высвобождения средств в результате исключения из числа получателей социальной помощи тех, кто в ней реально не нуждается, с целью доведения доходов каждой семьи, имеющей детей, до уровня, обеспечивающего совокупный доход семьи в размере среднего дохода семьи в крае (например, путем введения единого пособия (доплаты) по бедности, как это с 2010 года реализуется в сфере пенсионного страхования). 

Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR