Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

Официальное заявление Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае Павла Микова о проекте «Мамин выбор»

22 августа 2012

На протяжении 2008-2012  годов  Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае анализировал  реализацию краевого проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения» («Мамин выбор»).

В докладе «О соблюдении  прав и законных интересов ребенка в Пермском крае в 2008 году» Уполномоченный отмечал, что «в  ходе реализации пилотного проекта в 14 муниципальных образованиях Пермского края не были учтены и реализованы рекомендации Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, данные им в «Заключении на проект Постановления Правительства Пермского края «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения» (исх. №453 от 01.11.2007 г.), что привело к грубому нарушению прав детей на получение дошкольного образования. Выплата компенсаций стимулировала процесс перевода детей из дошкольных образовательных учреждений и лишения тем самым их наиболее качественного получения дошкольного образования, а также профессиональных  услуг по развитию и воспитанию детей. В виду того, что выплата компенсаций не предусматривает обязательного  заключения  договоров с лицами, оказывающими образовательные услуги, в том числе с родителями, последними данная выплата  рассматривается как форма оказания государством социальной поддержки семье в целом». Несмотря на неоднократные заверения краевого Министерства образования негативные тенденции по выбору родителями детей дошкольного возраста компенсации взамен посещения детского сада (особенно в сельской местности) только усиливались. Государство фактически устранилось от решения проблемы расширения сети дошкольных учреждений в крае.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка, государства обязуются во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. Принцип обеспечения наилучших интересов ребенка, многократно упоминаемый в Конвенции (в том числе в статьях 9, 18, 20-21, которые непосредственно касаются раннего детства), распространяется на все действия, касающиеся детей, и требует принятия активных мер для защиты их прав и содействия их выживанию, росту и благополучию, а также мер, направленных на оказание поддержки и помощи родителям и другим лицам, на которых лежит повседневная обязанность по осуществлению прав детей.

Согласно части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации  государством «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Рассматривая вышеназванное конституционное положение во взаимосвязи с положениями статьи 38 Конституции РФ, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание – это равное право и обязанность родителей, становится очевидным, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства и муниципальных образований заботиться о воспитании детей. Таким образом, Конституция РФ, непосредственно определила систему гарантирования права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, предполагающую сохранение в достаточном количестве имеющихся дошкольных образовательных учреждений и при необходимости расширение их сети.

Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае всегда рассматривал проект «Мамин выбор» как вынужденную временную меру, которая была принята с целью снятия социальной напряженности и предотвращения протестных действий родителей детей-дошкольников, не имеющих возможности посещать детский сад в связи с отсутствием мест. Позитивно оценивая возможность получения пособия родителями, один из которых не имеет возможности работать в связи с необходимостью ухода за ребенком (вследствие отсутствия мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях), родителям необходимо осознавать, что нахождение ребенка дошкольного возраста в домашних условиях, не решает проблему получения ребенком дошкольного образования. Дошкольное образование позволяет обеспечить детям не только присмотр и уход, но и воспитание, обучение, развитие и оздоровление.

В своем докладе по итогам 2011 года Уполномоченный по правам ребенка рекомендовал  краевому Министерству образования проанализировать итоги реализации проекта «Мамин выбор» и начать поэтапное перераспределение средств проекта с ежемесячных денежных выплат семьям на строительство, реконструкцию дошкольных образовательных учреждений, а также пересмотреть подходы к организации дошкольного образования детей-инвалидов, в частности решить вопрос об увеличении размера компенсации детям-инвалидам по состоянию здоровья не имеющим возможность посещать детский сад. 

Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR