Детский омбудсман проверил школы Ильинского района

30 января 2013
Детский омбудсман проверил школы Ильинского района

 25 января Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков с рабочим визитом посетил Ильинский муниципальный район. В течение рабочего дня Павел Миков провел Урок по правам ребенка для учащихся Чермозской коррекционной школы-интернат, посетил Чермозскую специальную общеобразовательную школу открытого типа, Чермозскую начальную школу (филиал средней школы), провел встречу с приемными родителями и опекунами, прием граждан, а также совещание с участием  главы Ильинского района Анатолия  Красноборова и районного прокурора Алексея Полевщикова. 

Рабочий день Уполномоченный начал в спецшколе открытого типа. В городе Чермоз Ильинского района спецшкола была открыта в 2005 году и ее необходимость была обусловлена, как пояснили сотрудники районной администрации, ростом правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних учащихся. На начало III учебной четверти в школе обучается 25 учащихся, из них 1 ребенок состоит на профилактическом учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Детей, состоящих на учете находящихся в социально опасном положении и в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД Ильинского района нет. Павел Миков выборочно ознакомился с личными делами учащихся школы и выявил несколько проблемных моментов: заявления от родителей учащихся школы принимаются и оформлены недолжным образом, у учащегося Б., зачисленного в школу еще в октябре прошлого года отсутствуют документы, подтверждающие уровень его образования до зачисления, на постановлениях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав отсутствуют отметки о вступлении в юридическую силу.  Выборочное ознакомление с постановлениями  КДН и ЗП о необходимости получения образования именно в спецшколе открытого типа вызвало у детского омбудсмана Прикамья сомнение в обоснованности перевода детей из общеобразовательных школ. Так, например, при рассмотрении комиссией вопроса о переводе из Чермозской средней общеобразовательной школы П., несмотря на возражение администрации школы, не поддержавшей заявление матери о переводе ребенка, КДН и ЗП дала согласие на перевод в спецшколу в связи с тем, что «контингент спецшколы небольшой и каждый ребенок охвачен индивидуально». Также недоумение Павла Микова вызвал случай с учеником М., который был переведен в спецшколу после 3 класса, при этом фактов правонарушающего поведения за ним не фиксировалось.  С целью проведения проверки обоснованности и законности перевода детей из общеобразовательных школ в спецшколу открытого типа, качества организации профилактической работы в общеобразовательных учреждениях, Уполномоченный по правам ребенка направил обращение и выявленные материалы в адрес прокуратуры Ильинского района. 
При посещении начальной школы Павел Миков обратил внимание директора на необходимость создания условий приватности в школьном туалете, соблюдения санитарно-гигиенического режима (отсутствовала туалетная бумага, мыло), а также постоянного контроля за соблюдением  санитарных норм и правил в столовой и пищеблоке школы. Неработающие автоматические сушилки для рук, посуда со сколами, захламленность в посудомоечном отделении и другие нарушения санэпидрежима создают предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации. При посещении  школьной столовой произошел курьезный инцидент. После урока дети по привычке столпились у дверей столовой, чтобы позавтракать, но двери были закрыты. Настойчивые попытки попасть в столовую остались безрезультатны: так и не позавтракав, дети отправились на следующий урок. Когда Уполномоченный все же добился, чтобы его допустили в столовую, выяснилось, что завтрак был накрыт, но по невыясненно кем из руководства школой распоряжению, заведующая столовой ее закрыла и не допустила детей к завтраку. Павел Миков потребовал незамедлительно прервать урок и накормить детей, пока дети не поели, Уполномоченный не покинул школу. 
Посещение коррекционной школы, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальных условиях и психолого-педагогических подходах, вновь подтвердило уверенность Уполномоченного по правам ребенка в необходимости срочного принятия мер по развитию коррекционного образования в крае. Школа, в которой обучаются 95 детей, расположена в приспособленном деревянном здании, второй этаж которого не разрешен к эксплуатации. Классные комнаты в которых обучаются дети про программе «Особый ребенок» не отвечают требованиям по условиям, в школе нет современных технических средств обучения, компьютерного класса, книжный фонд библиотеки крайне ветхий, в 2012 году в библиотеку были приобретены новые книги всего лишь на сумму 10 тысяч рублей. Заработные платы у узких специалистов (психолога), на которых ложится основная нагрузка по коррекционной работе с детьми едва дотягивает до минимального размера оплаты труда, поэтому психолог вынужден совмещать еще и должность учителя математики. В такой ситуации обеспечить каждому ребенку индивидуальную психокоррекционную работу невозможно, считает Павел Миков. В интернате, где дети живут в течении недели, на каждого ребенка нет стульев, мягкий инвентарь (матрацы, одеяла) изношен и требует замены, нет душевой комнаты, комнаты гигиены для девочек. Туалет расположен в холодном пристрое.