Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

«Профессиональное образование «вышло из тени»

15 февраля 2013
«Профессиональное образование «вышло из тени»

 13 февраля в рамках ярмарки «Образование и карьера» по инициативе Уполномоченного по правам человека  в Пермском крае состоялся Круглый стол «Конституционные стандарты соблюдения прав человека в профессиональном образовании». Предметом его обсуждения были такие вопросы как доступность образования для всех без исключения жителей края, независимо от того в каком районе живут школьники и выпускники школ, каков уровень доходов их семей, какой у них социальный статус и т.д. Каковы условия жизни обучающихся, соответствует ли  профессиональное образование запросам современной экономики, как научить не только профессии, но и быть гражданином своей страны?  На  эти непростые вопросы предлагали свои ответы и прогнозы Уполномоченный по правам ребенка, министр образования, председатель совета директоровсреднего профессионального образования,  представители общественности.  

Татьяна Марголина, выступившая модератором круглого стола, отметила: «Профессиональное образование «вышло из тени», и система его организации сегодня интересна  всем». 
С докладом выступила министр образования Пермского края Раиса Кассина. Она представила те новшества, которые ждут систему образования  в связи с вступающим в силу с 1 сентября новым законом «Об образовании в Российской Федерации». Раиса Касссина отметила, что впервые законодательно  закреплена ответственность системы образования за  воспитание учащегося как  гражданина, члена общества, появляется возможность проходить обучении напрямую на предприятии, подчеркнута необходимость при подготовке специалистов исходить из потребностей экономики , а к написанию образовательных программ подключать работодателей. Значительно усиливается государственно-общественное управление учреждениями.
Уполномоченный по правам ребенка Павел Миков в своём выступлении также сделал акцент на грядущие изменения и связанные с этим трудности. Во-первых, уйдет понятие начального профессионального образования, а это значит, что при реорганизации соответствующих учреждений должны быть учтены права как обучающихся, так и сотрудников. Во-вторых, жители края, имеющие сложности в умственном развитии, также должны иметь шанс получить профессию, для этого нам сейчас необходимо изучить их возможность и потребности. В-третьих, необходимо наладить воспитательный процесс в общежитиях, управляющихся теперь не образовательными учреждениями. Кроме того, нужно помнить, условия проживания напрямую влияют на качество образовательного процесса. В-четвертых, необходимо отслеживать наличие возможности получить профессиональное образование детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. В предыдущие годы, к сожалению, были случаи, когда образовательное учреждение оказывалось неготовым принять таких детей и «отсылало» их обратно в детский дом. И, в-пятых, новый закон усиливает общественную составляющую управления образовательными процессами. В каждом учреждении должны быть советы обучающихся, советы родителей и комиссии по разрешению конфликтов между участниками образовательного процесса. 
Директор Центра гражданского образования и прав человека Андрей Суслов в своем выступлении подчеркнул важность формировании демократического уклада образовательного учреждения. По его мнению, воспитание – это общее дело, не только от родителей, но и от педагогов зависит, каким вырастет человек. Поэтому очень важно, чтобы внутренняя среда в образовательном учреждении была благоприятной. 
   Директор Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова Александр Дическул отметил накопленный потенциал учреждений профессионального образования в воспитательной работе, отметил необходимость профессионального управления этой сферой,  примеры необдуманных управленческих решений по сокращению кадров, отвечающих именно за воспитательную работу с учащимися, таких как  заместители директора по воспитательной работе, воспитатели, психологи, не способствуют выполнению стандартов подготовки и профессионалов, и активных граждан страны. В защите прав обучающихся, по его мнению, должны быть объединены усилия районных комиссий по делам несовершеннолетних и администраций учреждений, они не должны быть противоборствующими сторонами. Наряду с правами обучающихся педагогические коллективы должны воспитывать и ответственность учащихся, навыки ответственного поведения.          
Участники Круглого стола отметили, что повышенное внимание к профессиональному образованию должно вдохновлять работающих в ней людей, а не бить по рукам. Взаимопонимание и взаимная ответственность за создание современной образовательной среды – задача не простая, она не решается, как в сказке, по мановению палочки или по щелчку. Проблема достойных условий для обучения будущих профессионалов будет продолжена  и в деятельности учреждений профессионального образования , и в формате публичных обсуждений.  
 
Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR