Татьяна Марголина на конференции 19 августа 2015 г., собравшей руководителей надзорных органов, представителей конфессий и других специалистов, выступила с докладом «Проблемы незащищенности жителей Пермского края от преступных действий и посягательств как фактор роста преступности».
В своем сообщении омбудсман рассказала, что увеличилось количество жалоб на нарушение гарантированного государством права граждан на защиту их прав (426), в том числе на эффективную государственную защиту. В 2014 году из 426 жалоб - 214 (50,2%) были на процессуальные решения сотрудников органов дознания и следствия ГУ МВД России по Пермскому краю, из них 113 (52,6%) были на процессуальные решения сотрудников Управления МВД по России по г. Перми. 127 жалоб (29,8%) поступили на действия (бездействие) сотрудников федеральной службы судебных приставов, 29 жалоб (6,8%) - на структурные подразделения Следственного комитета, 12 - на суды (2,8%), 7 (1,6%) - на органы прокуратуры о несогласии с результатами проведенных проверок.
«Иногда переписка заявителей с правоохранительными органами может длиться в течение срока давности уголовного преследования, так называемый в правозащитном сообществе «пинг-понг», который устраивают сотрудники правоохранительных органов лицам, пытающимся защитить свои права, - заявила Татьяна Марголина. – Незащищённость жертвы – результат непрофессиональных, иногда не правовых действий должностных лиц правоохранительных органов влечёт за собой безнаказанность преступника, его вседозволенность. Всё это делает людей – жертв преступлений - беззащитными в отстаивании своих прав, а с другой стороны, эта ситуация создаёт безнаказанность преступников, что способствует дальнейшим преступным действиям. Такая обстановка, особенно в малых городах и посёлках, создаёт социальное напряжение, снижение доверия граждан органам правопорядка и власти». Проблема необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел требует постоянного внимания Координационного совещания в прокуратуре края.
Вторая проблема, которую выделила Татьяна Марголина, это незащищенность людей в быту. По данным прокуратуры Пермского края в 2014 году на территории Пермского края зарегистрировано 6260 преступлений, совершенных на бытовой почве (2013 г. - 6321). «Казалось бы, в этом году наконец-то у участковых появилась возможность составлять протоколы на семейных дебоширов, - начала омбудсман. – Но усилия одного участкового уполномоченного оказываются нулевыми, так как в случае реальной угрозы безопасности членов семьи или соседей у него нет возможности направить их в кризисные центры или убежища (в крае создано только 32 места в кризисных центрах в трёх территориях края – Перми, Березниках, Чайковском). Нет практики выселения соседей-дебоширов из квартир по инициативе органов местного самоуправления. Нет досудебных процедур урегулирования конфликтов в семье усилиями социальных работников. Нет возможности направить на социально-медицинскую реабилитацию лиц с алкогольной зависимостью. Наконец, нет координации всей работы по профилактике бытового насилия на местном уровне. В результате отсутствия системных действий люди чувствуют себя незащищёнными, а дебоширы, истязатели и пьяницы в очередной раз празднуют победу над нашим бессилием», - поделилась беспокойством Марголина.
Причины преступности, как известно, лежат в плоскости социальных проблем региона: бедности, бездомности, - продолжила Уполномоченный.- К 2020 году все бедные семьи должны быть включены в программы выведения из бедности или повышения доходов. По состоянию на 1 июля 2015 г. количество малообеспеченных семей в Прикамье составляло 89142 семьи, из них более 43 тыс. бедных семей, чьи доходы 50% и ниже прожиточного минимума. Уполномоченный по правам человека внесла предложения в Программу социально-экономического развития по снижению бедности в крае. В 2015 году, в том числе после Ежегодного доклада Уполномоченного, начали определяться подходы к решению этой проблемы. Но она требует также прокурорского надзора в части эффективности реализации социальных контрактов. Потому что по состоянию на 1 июля 2015 г. социальный контракт заключили лишь 525 малообеспеченных семей (если учесть, что всего их почти 90 тысяч в крае, то это – капля в море).
Систематизация обращений и жалоб граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае позволяет выделить основные причины таких обращений, характерные именно для Пермского края:
Отсутствие системы профилактики преступлений;
Отсутствие системы взаимодействия на местном уровне по профилактике бытовой преступности и насилия в семье;
Отсутствие системы профилактики рецидивной преступности, в части социального сопровождения освободившихся из мест лишения свободы;
Отсутствие системы профилактики алкогольной и наркотической зависимости;
Нет системы правового информирования населения;
Медленное развитие некоммерческого сектора в профилактической работе по предупреждению преступности;
Низкое качество проверок, проводимых по заявлениям граждан о преступлении, о чем говорит достаточно высокий процент отмененных прокуратурой и судами как незаконных и необоснованных процессуальных решений;
Невыполнение дознавателями и следователями указаний прокуратуры в части проведения дополнительных проверок по отмененным процессуальным решениям;
Несовершенство действующего уголовно-процессуального законодательства РФ в части регламентации порядка проведения доследственной проверки. Существующий порядок не позволяет до возбуждения уголовного дела производить полноценные допросы, назначать и производить экспертизы, применять меры государственного принуждения в полном объеме.
В связи с тем, что работа по профилактике преступности нормативно не урегулирована, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае считает необходимым принятие законов, программ и подпрограмм или проектов по следующим вопросам:
- профилактике преступлений в быту;
- по профилактике социальных болезней;
- профилактике суицидов;
- по социальному сопровождению лиц, вернувшихся из учреждений системы исполнения наказаний.