Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Последние загруженные фотографии

В Аничковом дворце состоялась долгожданная встреча поколений: четверо воспитанников детского сада №20 Октябрьского района Ленинграда, в июне 1941-го эвакуированные в Пермский край и нашедшие приют в интернате деревни Легаевка до лета 1944-го, собрались вместе спустя три четверти века. Их разыскали ребята из историко-краеведческого клуба «Петрополь» в рамках межрегионального проекта «Спасенное детство».

13 сентября 2019

В Аничковом дворце состоялась долгожданная встреча поколений: четверо воспитанников детского сада №20 Октябрьского района Ленинграда, в июне 1941-го эвакуированные в Пермский край и нашедшие приют в интернате деревни Легаевка до лета 1944-го, собрались вместе спустя три четверти века. Их разыскали ребята из историко-краеведческого клуба «Петрополь» в рамках межрегионального проекта «Спасенное детство».

 

С момента старта проекта в сентябре 2018-го юные краеведы Петербурга кропотливо изучали архивные документы, пытаясь найти воспитанников легаевского интерната. Сохранились списки с именами и фамилиями, датами рождения и адресами, по которым дети проживали до отъезда в Пермский край. Используя эти данные, «петропольцы» начали поиск в глобальной Сети. К декабрю усилия увенчались успехом: на сайте муниципальной газеты обнаружилась заметка о поздравлении жителя Московского района с 80-летием. Так ребята вышли на Исаака Хаймовича Фарберова. В июне делегация школьников отправилась в межрегиональный лагерь «Память», организованный администрацией Чернушенского муниципального района – ребята воочию увидели места, где прошло трудное, но все-таки счастливое детство маленьких ленинградцев.

Этим летом удалось найти еще пятерых воспитанниц: Ирину Марковну Шварц, Валентину Васильевну Николайченкову (Шманцер), Евгению Алексеевну Тайдышко, Зою Михайловну Трыкову и Римму Ефимовну Князюк (Каленову). На встречу в Аничковом приехали не все – Зоя Михайловна и Римма Марковна не смогли по состоянию здоровья.

Первым ветеранов и всех собравшихся поприветствовал идейный вдохновитель проекта, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков – он вышел на связь с северной столицей по телемосту. Омбудсмен отметил, что за год своего существования «Спасенное детство» объединило уже три региона: недавно к исследованиям подключились школьники и педагоги Некоузского района Ярославской области, где была промежуточная остановка во время эвакуации. Он рассказал, что на всех местах, где в военные годы располагались детские дома и интернаты для эвакуированных детей, – а таких населенных пунктов в Чернушенской области 24 – установлены памятные знаки. Отдельные слова благодарности были адресованы Светлане Агапитовой – за то, что поддержала инициативу и стала куратором проекта в городе на Неве.

Уполномоченный по правам ребенка Светлана Агапитова сообщила, что в ближайшее время будет издана книга с рисунками и записками легаевских воспитанников и предложила пермскому коллеге сразу подумать о второй части, куда бы вошли эссе петербургских и пермских участников проекта, которые они писали, выполняя «боевые задания» творческой составляющей «Спасенного детства».

«Сегодня многие ругают молодое поколение, – сказала Светлана Агапитова. – Но, на самом деле, дети всегда знают, что такое добро, что такое память и что такое добрые традиции, заложенные предыдущими поколениями. Наш проект – яркое тому подтверждение. Я очень рада видеть вас, ребята, вы большие молодцы. Спасибо вам за то, что вы вложили в эту большую, трудную, но такую важную работу частичку своей души. Дорогие ветераны! Низкий вам поклон за то, что нашли в себе силы приехать на эту встречу. Надеюсь, те добрые чувства, которые зародились там, в Легаевке, сегодня к вам вернутся».

 

Конечно, главными героями вечера стали сами воспитанники детского сада №20. Они поделились своими воспоминаниями, пусть местами обрывочными, смазанными, но от этого еще более драгоценными. Исаак Хаймович Фарберов, тогда четырехлетний, рассказал о своих впечатлениях от путешествия в Легаевку, куда группа прибыла в ноябре 1941-го. Как гудели в небе вражеские самолеты, кружа над Волгой, по которой их теплоход шел восемь долгих дней; как ехали от станции Чернушка на санях в мороз под минус 30, как сквозь сизый колючий сумрак проступили очертания двухэтажного деревянного здания, заменившего малышам дом на долгие месяцы разлуки с родным Ленинградом. И, конечно, как встретили победу: накрыли длиннющий стол и всех сытно накормили.

Валентину Васильевну Николайченкову самую страшную блокадную зиму она провела в осажденном городе, чудом выжив. Но потом мама все же отправила её в эвакуацию: малышку вывезли по Дороге Жизни, она благополучно добралась до Легаевки. Мама же всю войну проработала на заводе. В семье от той поры сохранилось мало свидетельств – документы, альбомы с фотографиями почти полностью утрачены. Остались мамины медали и – вспышками – образы: огромная для пятилетней девчушки белая печь в деревенской избе, малиновое зарево бомбардировок где-то вдалеке, страх, почти осязаемый, загоняющий под лавку, вжимающий в стену, парализующий.

А вот Ирине Марковне Шварц, можно сказать, повезло – в долгий путь она отправилась вместе с мамой, которая работала в садике №20 воспитателем. 28 июня 1941 все заведующие дошкольными учреждениями Октябрьского района получили приказ о подготовке к эвакуации, а 29 июня на Минский переулок были поданы автобусы. Всего уезжало 68 детей и пять человек персонала, во главе с заведующей Евгенией Николаевной Скотниковой. На Московском вокзале детскому саду №20 достался последний, 16-й вагон. Дорогу Ирина Марковна не запомнила – все как в тумане. Мама рассказывала, что малышку спасли от голода солдатские галеты: где-то в пути напротив эшелона остановился военный состав, уходящий на фронт, и солдатики поделились с детьми… А уже в Легаевке маленькая Ириша как-то испугалась быка, прыгнула от него на бревно и напоролась ногой на сук. В интернате, чтобы успокоить ревущую кроху, ей дали яичко – несметное, по тем временам, богатство!

 

Ирина Марковна признается: когда её нашли «петропольцы», сначала даже не поняла, что от неё хотят. И когда узнала о встрече, долго решалась – ехать или нет. Но потом поняла: если не поедет – потом себе не простит.

«Мне звонит диспетчер, говорит: «Вас там в Интернете ищут!» Когда девочки ко мне в гости пришли, я совершенно растерялась поначалу, – поделилась она. – Долгие годы мы – ветераны, пережившие войну, дети блокадного Ленинграда, – никого особо не интересовали. В нашем доме, например, жила женщина, которая дошла до Берлина. Но она об этом не распространялась – было не принято, все молчали. Потом стали эти люди уходить, очень стремительно. Поэтому спасибо вам, ребята, за то, что вы начали эту тему, тему спасенного поколения. Это великое дело, и то, что занимается этим молодежь, дорогого стоит. Пока вы живы – мы тоже живы, в вашей памяти».

 

Евгения Алексеевна Тайдышко вместе с сестрой Лялей присоединилась к группе детсада №20 уже в Пермском крае. В Ленинграде они посещали другое дошкольное учреждение – его воспитанники покидали город последним эшелоном, который в пути попал под бомбежку. Сестры Тайдышко и одна воспитательница чудом уцелели и, в конце концов, попали деревню Атняшка Чернушенского района. В 1944-м интернаты перераспределяли, и девочек перевели в Легаевку. Мама три года искала дочек, несмотря на то, что они значились погибшими. И – нашла!

Монологи ветеранов чередовались прямыми включениями с участниками проекта из других регионов. Школьники Некоузского района Ярославской области попытались разыскать дом в деревне Лукино – первом пункте на пути следования детского сада №20, где ленинградцы пробыли вплоть до осени 1941-го. Сейчас в деревне осталось всего несколько домов. Руководствуясь рисунком одного из воспитанников, в архивах обнаружили фото очень похожего здания – резной наличник, пруд под окнами. Точно установить, оно ли это, не удалось: по одним сведениям местных жителей, дом сгорел, по другим – много раз перестраивался.

Конечно, на прямую связь с Аничковым дворцом вышли и ученики чернушенской школы №5, с которой все началось. Ведь именно здесь, в школьном музее, бережно хранимые педагогом Тамарой Анатольевной Павловой, ждали своего часа рисунки, стихи и записки эвакуированных ленинградцев.

Сегодня исследовательская работа в Чернушке продолжается: ребята организуют вахты памяти, с помощью педагогов продолжают вписывать новые страницы в военную летопись. Администрация муниципального района выступила с инициативой создать мемориал детей войны, формируется архив исследовательских работ школьников, появилась стела, посвященная «Спасенному детству». А в день города, который праздновали в начале сентября, на торжественном шествии учащиеся школы №5 несли плакаты с рисунками маленьких обитателей легаевского интерната. Сами чернушане признаются: «Спасенное детство» стало не просто проектом, а неотъемлемой частью жизни всего города. 

Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR