Павел Миков: «Власть должна сделать выводы из событий 23 января 2021 года».

26 января 2021
Павел Миков: «Власть должна сделать выводы из событий 23 января 2021 года».

23 января в ряде городов России состоялись несогласованные с властями массовые акции в форме «прогулок по городу». В Перми акция состоялась с 14:00 до 16:00 часов. Более 2000 горожан, 2/3 из которых это школьники и студенты, прошли по маршруту Комсомольский проспект – улица Ленина – Театр-Театр.

В отличии от ряда других городов акция в целом прошла мирно, несмотря на ожидания участников на задержания, о чем они писали в течение всей акции в социальных сетях. Полиция действовала в рамках закона, обеспечивая правопорядок, проявив выдержку и адекватность реагирования в сложившейся ситуации.

Накануне акции выразил свою позицию по отношению к планируемому мероприятию:

 «В соответствии с решением Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

          Обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, так как распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в настоящее время повлекло, а также может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

   Часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации закрепляет, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

           Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации говорит о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

   Под предупреждением чрезвычайных ситуаций в силу части 2 данной статьи понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

   В сложившейся ситуации Губернатором Пермского края, как высшим должностным лицом государственной власти субъекта Российской, по сути, было осуществлено оперативное правовое регулирование сложившейся ситуации, направленное на сохранение жизни и здоровья граждан, проживающих на территории Пермского края которое было подтверждено правовыми актами федерального уровня, что само по себе, по смыслу правовой позиции, неоднократно высказанной Конституционным Судом Российской Федерации, не может расцениваться как противоречие положениям Конституции Российской Федерации.

          Свобода собраний, закреплённая Конституцией Российской Федерации, может подлежать ограничению (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), если проведение массовой публичной акции может повлечь за собой угрозу здоровью граждан, прав и законных интересов других лиц.

Высказать свою позицию жители города Перми могут и в ином порядке, предусмотренном статьёй 2 Указа Губернатора Пермского края № 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" без угрозы жизни и здоровью граждан.

Ещё раз обращаю внимание организаторов публичной акции на необходимость обеспечения безопасности для участников»


К сожалению, организаторы акции не смогли обеспечить должный порядок и не справились с управлением людьми. На неоднократные объявления ими об окончании акции через громкоговоритель участники не реагировали и продолжали оставаться на площади перед театром.

Не обошлось и без хулиганских поступков - на здании театра цветной краской был нанесен протестный лозунг. Также один из участников акции неправомерно использовал копию Знамени Победы, тем самым не только нарушил закон, регламентирующий использование копии Знамени Победы, но и кощунственно осквернил память Поколения Победителей фашизма, отстоявших нашу свободу.

Прошедшая акция была самой массовой протестной публичной акцией за последние время в городе Перми.

Что вывело людей на улицы?

Факторов и причин несколько. То, что лежит на поверхности – усталость от режима самоизоляции и ограничительных мер. Отсутствие массовых спортивных, культурных, общественных событий, особенно для молодежи, уставшей от дистанционного обучения и разобщения.

Второе – и это самое серьезное – глубокий кризис доверия молодых людей к действующим государственным и общественным институтам. И это не только кризис в России, но и во всех странах. Яркое тому подтверждение -  протестные и далеко не мирные акции в США и Европе.

Отсутствие диалога честного, открытого, доверительного молодежи с властью в свою очередь порождает ощущение неправды, несправедливости, постоянного нарушения прав человека, манипуляций с сознанием через телепропаганду государственных СМИ.

Третье -  на акцию вышли и те, кто так или иначе считает, что в отношении них государство поступает несправедливо. В частности, пенсионеры, недовольные размером пенсии, которая не позволяет жить достойно; обманутые дольщики, не согласные  с установленными правилами компенсации вложенных средств в неполученную недвижимость; отдельные бюджетники, требующие повышения заработной платы; предприниматели, потерявшие доходы в связи с ограничительными мерами; экоактивисты, несогласные с принимаемыми решениями администрацией города Перми по изменению зонирования без учета мнения граждан и другие.

Протест собрал всех тех, кто не был услышан, кто недоволен принятыми решениями органов власти.

Один из моих подписчиков в сети Инстаграм очень точно высказал свою точку зрения, которая отражает мнение большинства участников акции 23 января в Перми: «Стоит начать говорить о проблемах нашего города открыто, в публичной плоскости, привлекая молодежь посредством соцсетей, используя эфиры телерадиокомпаний не для пропаганды и отчета, а для диалога. Он должен быть в рамках правового поля и на равных».

Какие уроки необходимо извлечь из события?

В Пермском крае необходимо создавать дискуссионные площадки для обсуждения актуальных общественно-политических вопросов. И такие площадки могут быть созданы на базе Университетов Перми. Автономия ВУЗов позволяет создать эти диалоговые площадки между молодежью и властью. Может быть стоит создать межвузовский дискуссионный социально-политический Клуб. В любом случае – воля и смелость за пермскими Университетами.

 

Городу Перми надо ускорить реконструкцию и капитальный ремонт городского Дворца молодежи. Его отсутствие уже в течение года – это отсутствие площадки для творческих, фестивальных, общественных встреч и молодежных «тусовок».

 

 

Таким молодежным структурам как Молодежный парламент при Законодательном Собрании Прикамья, муниципальным молодежным парламентам и советам необходимо «переформатировать» свою деятельность – из элитарных клубов политической социализации отдельных молодых людей необходимо стать организатором реальных молодежных общественно-полезных действий и местом для дискуссий.

 

Министерству по туризму и молодежной политике Пермского края необходимо переформатировать деятельность по организации работы с молодежью. От мероприятийного принципа перейти к системной работе с молодежью по месту жительства. Возрождение клубов по месту жительства – задача, которую необходимо решать сейчас.

 

ТОСы Прикамья должны быть востребованы не только в период избирательных кампаний и электоральной мобилизации старшего поколения, но и как центры притяжения и организации общественной жизни в микрорайоне. Целевые группы ТОСов необходимо расширить.

 

Общественная Палата Пермского края – это площадка согласования интересов общества и власти, площадка диалога, которая, к сожалению, заложенный законодательством потенциал посредника между обществом и властью реализует не в полной мере. Повышение доверия общества к власти через открытость деятельности, публичного обсуждения актуальных вопросов общественно-политической повестки, оперативного реагирования на инициативы и запросы не только НКО, но и стихийных групп граждан, объединенных общей проблемой – первоочередная задача Общественной Палаты Прикамья.

 

Программы и проекты правового просвещения по формированию правосознания и правовой культуры необходимо только наращивать и включать в них тех, кто свою политическую и гражданскую социализацию проходит в социальных сетях. Правопросветительские проекты должны быть организованы по принципу «равный равному». Необходимо популярно и доступно разъяснять гражданам  изменения в законодательстве, принципы принятия тех или иных решений органов власти, их последствиях как позитивных,  так и, возможно, негативных.

 

И вновь повторюсь – необходим открытый, прямой, равный диалог не только с лидерами общественного мнения большинства, но и с теми, кто сегодня влияет на умонастроение и социальное самочувствие вышедшего на улицы меньшинства. Диалог ответственный, компромиссный, уважительный договороспособных сторон.

 

Еще раз подчеркну свою позицию по вопросу проведения массовых мероприятий в период ограничительных мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции - все мероприятия должны проходить в рамках действующего законодательства с обеспечением жизни и здоровья граждан. Реализация прав гражданином не должно умалять права других граждан. И, прежде всего, это должны осознавать организаторы массовых мероприятий.