Вы не устали от такой напряжённой работы? С чем к Вам чаще всего обращаются? А какие права ребёнка чаще всего нарушаются? На эти и другие вопросы юных корреспондентов газеты «Перемена-Пермь» ответил Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков.

04 февраля 2021
Вы не устали от такой напряжённой работы? С чем к Вам чаще всего обращаются? А какие права ребёнка чаще всего нарушаются? На эти и другие вопросы юных корреспондентов газеты «Перемена-Пермь» ответил Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков.

  С главным редактором газеты «Перемена-Пермь» Натальей Хановой и участниками команды Детского Информационного Агенства краевой омбудсмен Павел Миков встретился в стенах пермского Дома учителя. Юнкоры приехали сюда из разных школ Перми. Разговор получился ярким и насыщенным. Ребята интересовались особенностями такой непростой работы, как Уполномоченный по правам человека. Ниже размещаем статью одного из юных журналистов газеты Валерии Филимоновой.

 

«П.-П»: – Павел Владимирович, с чем к Вам чаще всего обращаются?

П. М.: – Специфика России такова, что вне зависимости от региона в основном к уполномоченному обращаются в связи с нарушением социально-экономических прав. Это право на жилище, право на труд, право на своевременную заработную плату, право на охрану здоровья и т. д. В том году более половины жалоб как раз были связаны с нарушением таких прав.

В Перми, если мы будем ранжировать, на первом месте – нарушение права на жилище. Не все люди сегодня имеют возможность взять ипотечный кредит – многие ещё надеются на то, что государство должно их обеспечить жильём, помочь в улучшении жилищных условий. Но при этом только в городе Перми у нас сегодня в очереди на получение социального жилья состоит более 27 000 граждан. Ежегодно социальное жильё получает около 100–130 человек. Если мы разделим число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на то количество жилья, которое реально предоставляется, то окажется, что, возможно, те, кто стоит в конце списка, не доживут до того момента, когда им квартиру предоставят. Поэтому это сейчас самая острая проблема.

Вторая проблема – это, конечно, нарушение права на оказание медицинской помощи. Мы видели, в какой непростой ситуации из-за пандемии в России оказались медицинские работники и врачи. К счастью, очень быстро – буквально за апрель-май – нам удалось из кризисного состояния выйти: научиться оказывать медицинскую помощь в непростых условиях заражённым ковидом больным и постепенно начать восстанавливать плановые приёмы и осмотры.

 

«П.-П.»: – Вот Вы сказали о правах человека. А какие права ребёнка чаще всего нарушаются?

П. М.: – Права ребёнка, как и права человека, возникают только в случае, если он вступает в правоотношения с должностными лицами. Это первое, что вы должны понимать.

Чаще всего дети и их родители жалуются на нарушения в сфере образования, то есть права на образование в разных аспектах.

Если это дети дошкольного возраста у родителей, то в городе Перми остаётся по-прежнему острой проблема обеспечения мест в городе Перми в детских садах. К сожалению, несмотря на то что активно строят детские сады, их не хватает.

Если говорить про школьников, то поступают жалобы на унижение человеческого достоинства учащихся. К сожалению, такое действительно случается. Учителя не роботы, они такие же, как мы с вами. Но опять же в этом случае иногда может иметь место провокационное поведение самих детей.

 

«П.-П.»: – А когда школьники унижают или оскорбляют учителя – это может считаться нарушением прав человека?

П. М.: – Вот вам пример. Этот случай произошёл у нас в Перми, кстати. У 10-классника были проблемы с русским языком, и в очередной раз, когда мальчик получил 3 за сочинение, он разозлился на учительницу и решил ей отомстить. И написал на учительском столе, что о ней думает. Нарушил он права учителя? Нет. Но он нанёс этими надписями оскорбление, а значит, преступил уголовный закон. Потом мальчик получил 1 год условно. И вот когда я учителям рассказываю об этом, они говорят: «Ну зачем уж она так! Всю жизнь ребёнку испортила!» А, извините меня, если мы начинаем пропускать мимо глаз, чтобы не испортить ребёнку жизнь, вот такие поступки, которые явно носят характер правонарушающий, мы только создаём у него ложное ощущение безнаказанности, ложное ощущение, что ничего за это не будет. Из-за этого следующий проступок будет более тяжким. События, которые произошли в нашем городе и большинстве городов-миллионников 23 января, очень чётко показывают, что у подростков есть это ложное представление.

 

«П.-П.»: – А Вы не устали от такой напряжённой работы? Каким Вы вообще видите своё ближайшее будущее?

П. В.: – Не могу сказать, что устал. У меня должность такая, что смена видов деятельности в течение дня происходит очень быстро.

Отдушина – это проекты, которые я инициировал и которые мы продолжаем реализовывать со школьниками, с коллегами, которые меня поддерживают. Вот то, что я называю гуманитарной деятельностью уполномоченного, – просто великолепная вещь.

Мы с 2015 года реализуем региональный проект «Спасённое детство» и воссоздаём историю эвакуации детей блокадного Ленинграда. Сейчас выйдет уже третья по счёту книга, посвящённая этой теме.

2 года назад мы придумали проект для инвалидов, которые живут в наших интернатах для взрослых, «В интернате не скучаем, дружно в Бочча мы играем!» И в том году у нас 2 000 инвалидов, проживающих в интернатах, в течение года провели у себя игры. Вот проект, который меня вдохновляет.»