27 июля Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков принял участие в дискуссионной площадке "Обеспечение защиты прав граждан как потребителей юридических услуг".

28 июля 2021
27 июля Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков принял участие в дискуссионной площадке "Обеспечение защиты прав граждан как потребителей юридических услуг".

Дискуссионная площадка была организована Уполномоченным по правам человека в Рязанской области Натальей Епихиной и прошла в режиме ВКС.

 В дискуссии приняли участие уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, представители органов государственной власти региона, общественных организаций и экспертного сообщества, а также представители судов и правоохранительных органов.

В рамках мероприятия обсуждались актуальные вопросы предоставления юридических услуг.

Целью межрегионального круглого стола стало рассмотрение актуальных проблем в сфере обеспечения прав граждан как потребителей юридических услуг, выработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования системы оказания юридической помощи гражданам.

Были рассмотрены вопросы, связанные с оказанием граждан бесплатной юридической помощи, совершенствование законодательства, а также возможные меры профилактики правонарушений и преступлений в данной сфере со стороны недобросовестных юридических организаций.

Ситуация с нарушением прав граждан при оказании некачественной юридической помощи жителям Пермского края находится под личным контролем Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.

Так 9 октября 2020 года по инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Главный федеральный инспектор по Пермскому краю Сергей Половников провел межведомственное совещание по вопросу выработки общих подходов реагирования для недопущения массового нарушения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

В совещании приняли участие представители Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Главного управления МВД России по Пермскому краю, Прокуратуры Пермского края, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, Министерства социального развития Пермского края, Министерства юстиции Пермского края, Адвокатской палаты Пермского края, ГКУ «Государственное юридическое бюро Пермского края».

Поводом для обсуждения проблемы стал значительный рост числа обращений граждан, пострадавших от организаций, умышленно оказывающих юридические услуги ненадлежащего качества (псевдоюристов).

 К сожалению, псевдоюристы используют для привлечения клиентов обзвоны граждан с предложением бесплатной юридической помощи по «госпрограмме», размещение недостоверных отзывов о своей работе в сети Интернет, диалоговые окна на сайтах, имитирующих сайты госорганов. На «бесплатной» консультации на обратившихся граждан оказывается моральное давление с целью заключения договоров на оказание юридических услуг. Зачастую такие «юридические» фирмы вводят в заблуждение своих клиентов об их правах и обязанностях, о перспективах разрешения их проблем, настаивают на необходимости составления писем во множество различных органов. Составленные документы, как правило, обладают низким качеством. Нередко они основаны на утратившем силу законодательстве или неверном толковании правовых норм, не содержат конкретных сведений о ситуации клиента. Цена юридических услуг зачастую является сильно завышенной. Для оплаты стоимости договора сотрудники организаций часто склоняют клиентов к заключению кредитных договоров или договоров займа.

Пользуясь низкой правовой грамотностью граждан, такие организации понуждают клиентов к подписанию актов приёмки-передачи, что чаще всего влечёт невозможность вернуть денежные средства. К трудностями при защите прав пострадавших в суде приводит и отсутствие критериев качества юридической помощи, оценки её потребительской стоимости.

Павел Миков был вынужден констатировать неэффективность деятельности правоохранительных органов по защите прав пострадавших. Поступающие в адрес Уполномоченного жалобы содержат сведения о бездействии органов полиции по возбуждению уголовных дел, проведению необходимых следственных действий, доведению уголовных дел до суда.

В рамках совещания участники также обсудили проблемы привлечения недобросовестных юристов к административной и уголовной ответственности, перспективы судебной защиты прав обманутых потребителей, вопросы эффективности оказания бесплатной юридической помощи в, а также действия, которые уполномоченные органы могут предпринять для недопущения дальнейшего нарушения прав граждан на квалифицированную юридическую помощь.

По итогам работы межведомственного совещания  был сформулирован ряд предложений для борьбы с недобросовестными юридическими организациями. Среди них: принятие эффективных мер к привлечению таких организаций к уголовной (по ст. 159 Уголовного кодекса РФ) и административной (по статьям 14.4, 14.7, 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях) ответственности; формирование единого публичного реестра добросовестных организаций, оказывающих юридическую помощь; широкое информирование граждан о возможности получения бесплатной юридической помощи, правилах безопасности при обращении к юристам; расширение возможностей для получения квалифицированной юридической помощи бесплатно; выработка предложений о нормативном регулировании профессиональной юридической помощи на федеральном уровне и др.

Буклет "Как не стать жертвой недобросовестных юристов"